Фото: Татьяна Сенченко

Термин «Малые горы» ввел выдающийся альпинист СССР В.М.Абалаков в статье «Большие возможности малых гор», напечатанной в сборнике «Побежденные вершины». К «Малым горам» можно отнести скалистые горы и вершины высотою до 3000 м: большую часть Западных и Восточных Саян, Крым, многочисленные горы Сибири и Дальнего Востока.

В мире также есть много скалистых гор не большой абсолютной высоты с аналогичными условиями скалолазания: фьерды Норвегии, Татры, Карпаты (Румыния), большая часть Пиреней (Испания), горы Калифорнии (США) и др.

Горовосхождения в таких горах значительно отличаются от классического альпинизма на вершины выше 3000 м. На маршрутах одной категории сложности в Больших горах и, например, в Крыму, сложность скальных участков значительно отличается. Так, на типичной кавказской 2Б сложность скал не выше IIIк.сл., а на бывшей 1Б (ныне 2Б) «Тележенко-левый» на Форканте — ключ Fr 5с+. Большую часть года в Крыму маршруты сухие скальные, позволяют передвигаться в скалолазной обуви.

Альпинизм в Крыму занимает пограничное положение между классическим альпинизмом и классическим (не спортивным) скалолазанием. Автоматический перенос существующей системы горовосхождений, основанной на Правилах проведения альпмероприятий, учебных программах подготовки альпинистов, программах подготовки инструкторов и пр. в Крым приводит к опасным последствиям. Например:

1. Правилами проведения АМ предусмотрено

(п.3.3. ) Максимальная численность учебно-тренировочных отделений:
для восхождений на 1Б — 10 человек, если все участники старше 18 лет (в других случаях — 6 человек);

На примере маршрута «Сюрприз» 1Б к.сл. на вершину Мердвен-кая в Крыму (протяженность маршрута 5 веревок, легкий спуск к началу за 10-15 мин) можно видеть, что при десяти участниках и инструкторе, двигаясь в связках по два человека, первые участники успевают спуститься к месту старта раньше, чем начнет работу последняя связка. При этом инструктор теряет контроль за действиями участников на сложном скальном рельефе (отдельные участки до 5а к.сл.). Как результат – большинство инструкторов провешивает маршрут перилами, по которым группа поднимается на вершину, что сводит до минимума учебный эффект от такого восхождения.

(п.4.2.2.) Для совершения первых восхождений 3А-5А категории сложности участник альпмероприятия должен пройти соответствующий учебно-тренировочный цикл занятий по «Программе подготовки альпинистов…» и иметь опыт восхождения по маршруту предыдущей полукатегории сложности.

В Крым приезжает спортивная группа (второразрядники) имеющая опыт восхождений 3Б в Безенги или Алаарче и выпускается на восхождение 4А к.сл. на вершину Мердвен-кая по маршруту «Карнавал» 4А. Они выполнили все требования учебной программы и Правил. Но их скальная подготовка не выше 4 к.сл., а на маршрутах 4А к.сл. в Крыму участки, проходимые «со своею страховкой», сложностью Fr 6а-6b, что делает такое восхождение опасным.

Обратная сторона этого пункта Правил: совершив в Крыму скальные восхождения 4А и 4Б к.сл. участник приобретает право выхода на маршрут 5А к.сл., в т.ч. ледово-снежный, или высотный.

2. Учебной программой для подготовки альпинистов предусмотрено требование по уровню подготовки к восхождениям 2А-2Б к.сл уверенно и надежно передвигаться по скальному рельефу 1 – 2 категорий сложности в связках и первым в связке на отдельных участках 3 категории сложности;

В Крыму на маршрутах этой категории, где сложность участков до 5с (фр), с таким уровнем лазания участники не могут преодолеть маршрут (учебной программой на этапе НП не предусмотрено лазание такой сложности).

Выполнение норм второго спортивного разряда, после чего участники могут ходить самостоятельно, требует подготовки значительно ниже уровнем сложности участков на маршрутах четвертой категории в Крыму (6а-6b):

• уверенно и четко работать в связке на скальном рельефе 3 категории сложности;
• преодолевать первым в связке отдельные участки скального рельефа 4 категории сложности;

3. Положением об инструкторах- методистах по альпинизму (вступившем в действие с 1.09.16 г) предусмотрены:
п. 4.1. Инструктор отделения этапа НП — «Инструктор-методист начальной подготовки», 2 сп. разряд.
п.2.1. Инструктор-методист начальной подготовки:
уровень индивидуальной технической подготовки при движении с нижней страховкой: на скальном рельефе не ниже 5а (фр.)

Работая с отделением на маршрутах 2А-2Б к.сл. в Крыму, где сложность участков до 5с+ (фр), не может самостоятельно преодолеть маршрут, участники тоже не могут (учебной программой на этапе НП не предусмотрено лазание такой трудности). В сочетании с численностью отделения в 6 человек это ставит группу в опасное положение.

Вместе с тем, Крымские горы были и остаются привлекательными для альпинистов, регулярно проводящих здесь многочисленные учебные и спортивные мероприятия. Часть восхождений совершается в рамках классического альпинизма, часть – в соревнованиях по альпинизму в дисциплине «скальный класс». По результатам соревнований различного ранга в скальном классе могут присваиваться спортивные разряды по альпинизму (в соответствии с занятым местом, но не за совершенные восхождения).

Скальный класс — дисциплина «очная», судейство проводится на месте проведения соревнований. Поэтому для выполнения разрядных норм в классическом альпинизме (к зачету допускается одно крымское восхождение) альпмероприятия большинством организаторов нормативно-квалификационные соревнования оформляются в «заочных» дисциплинах: высотном и высотно-техническом классах, что для малых гор (в т.ч. Крымских) — не соответствует принятым об этих классах восхождений понятиям.

Большинство специалистов по учебной работе в альпинизме считает необходимой подготовку альпиниста до 1 спортразряда включительно как универсала, работающего на всех формах горного рельефа, без специализации. Поэтому исключать Малые горы из вершин, принимающихся к зачету на разряды, нельзя.

Выход из сложившейся ситуации – в создании для Малых гор новых (или корректировку старых) документов ФАР, регламентирующих совершение восхождений в Малых горах и исключающих вышеуказанные несоответствия:

— правил проведения альпмероприятий в Малых горах (или дополнений к действующим Правилам)
— учебных программ для подготовки альпинистов в классе Малых гор (или корректировке действующей Программы)
— введение специализации «Инструктор- методист по альпинизму, специализация Скальный класс» (с правом работы в Малых горах).

В малых горах много особенностей в работе инструктора, отличающихся от работы его работы в Больших горах:

— Инструктор должен иметь уровень лазания, позволяющий ему надежно (в случае необходимости) лидировать на маршруте. Для работы на этапе СП (восхождения 3А-3Б к.сл.) это 6b-6с (на спортивных дорожках) и 6а (трэдом).

— Имея такой уровень лазания, инструктор должен уметь подвести участников отделения к этому же уровню для возможности их работы лидерами связок на маршрутах. Для этого он должен иметь необходимые знания, которых нет в программе ЦШИ.

— На учебных восхождениях особенно важен выбор места инструктора в учебном отделении, позволяющего не только хорошо контролировать действия всех участников, но и быстро реагировать на опасные ситуации для их устранения. В Больших горах бОльшая часть учебного восхождения проходит при одновременном движении на укороченной веревке. В Крыму — в связках на всю длину веревки. Отделение из трех связок растягивается на 150-180 м, что затрудняет контроль и руководство их действиями. Инструктор должен получить необходимые дополнительные знания в этой области.

— В зависимости от уровня подготовки участников отделения инструктор должен уметь выбрать наиболее подходящую тактику движения связок и их взаимодействия: автономное движение связок (что дает максимальный учебный эффект), оставление в наиболее опасных местах надежных точек страховки для последующих связок, оставление большого количества таких точек для недостаточно уверенно движущихся по маршруту связок, организация верхней страховки для отдельных участников или всей группы и т.д. Необходимо изучение различных тактических приемов и их выбора в зависимости от подготовленности участников учебного отделения.

Учитывая особенности Малых гор и Крымских гор в частности, предлагаю:

1. Ввести для инструкторов альпинизма специализацию «Малые горы- скальный класс», по которой готовить как новых инструкторов (программа прилагается), так (по сокращенному курсу) переподготавливать старых.

2. Массовые спортивные разряды в Скальном классе разрешить выполнять не только за занятые на соревнованиях места, но и за совершенные восхождения в Малых горах (ввести в ЕВСК)

Краткая история и анализ альпинизма в Малых горах Крыма

Первые восхождения по стенам Крыма начались в пятидесятых годах прошлого века отдельными альпинистами для подготовки к восхождениям в Больших горах. Они не носили системный характер, и совершались от случая к случаю. С появлением в Крыму альпинистских и скалолазных секций такие восхождения совершались все чаще. С начала шестидесятых по начало семидесятых были пройдены на стенах Ай-Петри:

— 5А По Центральной стене с траверсом Зубцов, С.Фролов — В.Гончаров (Ялта) 1961
— 3Б По Южному гребню, В.Бражкин — О.Гриппа (Симферополь), 1963
— 4А «Табличка», В.Кулямин — В.Лихачев (Ялта), 1968
— 2А По ЮЗ гребню, В.Гончаров (Ялта) — О.Гриппа (Симферополь), 1971
— 1Б По Восточному кулуару, О.Гриппа (Симферополь), 1970
— 5Б «Перья», Х.Корнысь (Симферополь), 1971
и другие маршруты на стены Крымских гор (1968 г, 6А Шаанкая, «Зенит», В.Павлотос и команда, Морчека М.Корнысь и В.Засыпкин 1971 г и многие другие).

В этот период восхождения совершались в основном жителями Крыма. Стиль этих восхождений – обычно альпийский, в двойках и налегке. Основой подготовки крымчан к восхождениям был высокий уровень скалолазания благодаря круглогодичным тренировкам на скалах.

С конца шестидесятых — начала семидесятых восхождения в Крыму начали совершать жители других регионов СССР: Днепропетровска, Одессы, Киева, Харькова, Москвы, Ленинграда и т.д. Для большинства альпинистов такие восхождения также носили тренировочный характер при подготовке к восхождениям в Больших горах. Известные команды проходили сложные стеновые «пятерки» и «шестерки» (В.Моногаров, Л.Кенсицкий и их команды, сборные «Буревестника», «Спартака», «Водника», а/к «Одесса») для приобретения схоженности и специальных навыков перед прохождением стеновых маршрутов на Кавказе, Памире и пр. На стиль прохождения этих маршрутов наложила отпечаток господствующая в этот период тактика специализации и распределения обязанностей в группе, передвижения группы по перильным веревкам, провешенным лидером. Подготовка к восхождениям велась в секциях и клубах с использованием Учебной программы подготовки альпинистов СССР и наработок тренеров команд.

С рождением по инициативе гостренера УССР Г.И.Полевого Чемпионата Украины в Малых горах появился соревновательный стимул в развитии альпинизма на крымских стенах. Были пройдены наиболее трудные маршруты тех лет на Морчеке, Треугольнике, Шаан-Кае, Челеби и др. стенах Крыма.
Изначально классификация маршрутов была не официальной, в Классификатор маршрутов на горные вершины СССР эти маршруты не входили. Поэтому первопроходцы в Малых горах при определении трудности маршрута отталкивались от трудоемкости маршрута в целом в сравнении с аналогичными маршрутами в Больших горах. При таком подходе (сложность маршрута= протяженность х сложность участков) сложность участков на маршрутах Крыма оказалась выше, чем на аналогичных (по классификации) скальных маршрутах Больших гор.

Начиная с конца шестидесятых, в крымских горах существовал и другой, не официальный, «дикий» альпинизм. Даже «официальные» альпинисты – члены секций и клубов, имеющие разряды, выходили на маршруты вне альпинистских мероприятий, без соблюдения требований Правил горовосхождений, учебных программ и других директивных документов Федерации альпинизма и скалолазания СССР. Восхождения не шли в зачет на разряды, а совершались для удовольствия, проверки своих возможностей и их предела. И позволяли, например, значкисту пройти «запрещенные» ему Правилами «тройки», а то и на «пятерку» сходить с более опытным товарищем. В двойке, быстро и красиво, а не «паровозом» в команде!

Появились альпинисты, которые ходили самостоятельно, вне федерации, и только в Крыму. Естественно, что их подготовкой ни кто не занимался, знания и опыт приобретались самостоятельно и от «старших», более опытных, товарищей. Среди них были и выдающиеся альпинисты Ю.Лишаев («Фантик»), М.Волошановский («Мишель»), Ершов и др., совершившие много выдающихся восхождений. В «диком» альпинизме сложилась своя система подготовки альпинистов: совместные восхождения в двойке с более опытным товарищем, который своим примером и советами «учил» альпинизму. И что важно: такая подготовка зачастую давала больший эффект и более быстрый рост.

А травматизм в среде «диких» альпинистов оказался ниже, чем в официальных мероприятиях, проводимых секциями и клубами. Главной причиной этого была психологическая установка: «Моя безопасность зависит только от меня!», и как следствие, повышенное внимание и осторожность на маршруте. В «официальном» альпинизме ответственность за безопасность лежит на инструкторе, участники ему доверяют и полностью на него полагаются, теряя в критических ситуациях самостоятельность в принятии решений.

Обучение альпинистов в классе «Малые горы» (скальном классе)

При разработке нормативных документов для обучения альпинистов в классе «Малые горы» необходимо учесть, что:

1. Сложность скал на маршрутах одной категории в Крыму значительно выше, чем в Больших горах. Так на обычном скальном маршруте 1Б максимальная сложность скальных участков не более 2 к.сл., а на крымской «единичке» — F5а-5b к.сл. Поэтому не допустимо готовить альпинистов в этом классе по учебным программам для Больших гор, где в основной период (в горах) на этапе НП1 индивидуальной технике передвижения по скалам уделяется всего пять часов, а скалы – простые (1-2 к.сл.) и средней сложности (3 к.сл.).

2. Количественный состав группы в Малых горах должен быть меньше, чем предусмотрено для отделений в Больших горах. Так на этапе НП1 в Больших горах разрешено отделение из 10 чел (плюс инструктор), т.е. пять связок по два человека. Скальные маршруты 1Б в больших горах позволяют инструктору контролировать безопасность и действия отделения из 10 чел., т.к. большую часть маршрута отделение проходит одновременно на укороченной веревке. На крымской единичке одновременное движение отделения практически невозможно, а при попеременной страховке отделение из 10 чел (5 связок) растягивается на 250 -300 м, т.е. первый уже выходит на вершину, а последний еще не начал маршрут. Контролировать действия участников и их безопасность при этом инструктору практически не возможно. Поэтому на этапах НП состав отделения должен быть не более двух связок (4-5 чел), во всех остальных случаях – не более одной связки (2-3 чел).

Учитывая все вышесказанное, предлагается следующая концепция подготовки альпинистов к восхождениям в Малых горах:

1. Стиль восхождений в Крыму должен соответствовать общепринятому в других низких горах Мира: Татрах, Норвегии, Калифорнии, Доломитах и пр. Это восхождения в связках – двойках, предпочтительно – свободным лазанием. Использование перил сообществом осуждается.

2. Основой подготовки, а затем и успешных безопасных восхождений в Крыму являются круглогодичные планомерные занятия скалолазанием, как элементом и направлением альпинизма. Для такой подготовки необходимо использование лазания по спортивным и традиционным маршрутам, передвижение на ИТО, драйтуллинг и другие виды скалолазания.

3. Основная часть подготовки должна проходить в подготовительном периоде. Невозможно научить лазанию на высоком уровне за короткий срок пребывания в горах. В основном периоде правильно ограничиться контролем уровня подготовки с рекомендациями по результатам контроля сложности предстоящих восхождений.

4. Так как восхождения на этапах СП и СС должны совершаться в двойках, то инструктор в восхождении участия не принимает. На первые восхождения новой категории сложности спортсмена ведет более опытный товарищ, который лидирует на маршруте, является ведущим в противоположность напарнику – ведомому. Для стимулирования заинтересованности в такой системе подготовке необходимо дополнение разрядных норм требованиями по совершению восхождений ведущим и ведомым (см. приложение 1).

5. Роль инструктора в такой системе – в полноценной, разносторонней подготовке альпиниста к безопасному совершению восхождения, проверке этой готовности и выдаче рекомендации на совершение восхождения.

Автор: М.А.Ситник, мсмк, инстр.I кат.

Источник: alp.org.ua

От admin

Добавить комментарий