Давайте сразу определимся с термином «лавинный рюкзак» в этой статье. Под ним мы подразумеваем любой рюкзак, предназначенный для катания, походов или путешествий в лавиноопасной местности. Такой рюкзак должен учитывать особенности местности и вида деятельности, для которого он предназначен и обязательно иметь возможность быстрого доступа к лавинному снаряжению, а зачастую — иметь и встроенное лавинное снаряжение (например, система Black Diamond Avalung).

То есть, по сути любой рюкзак для внетрассового катания сейчас – это лавинный рюкзак, потому, что практически в любом рюкзаке есть место под щуп и карман под лавинную лопату. В принципе, так и есть, но с оговорками. Иногда, это чисто номинальное место (например как в рюкзаках Dakine), не определяющее и не функциональное, а просто ради того, чтобы было. В рюкзаках же, которые мы рассмотрим – все совсем наоборот. Тут содержание определяет суть, а цвета и формы вторичны.  Оговорюсь сразу, что ограничимся мы выбором российского рынка.

1. Лавинные рюкзаки с пассивной защитой.

Ortovox, Arva, Pieps, Osprey, BCA, Black Diamond – хорошие добротные рюкзаки, готовые послужить верой и правдой несколько лет.  Практически каждый рюкзак этих фирм имеет защиту спины. В каждом есть удобное место для щупа и лопаты. Лыжи можно закрепить тремя разными способами, а с помощью дополнительных ремней вешается доска. Естественно, есть место под ледоруб, телескопические палки, навеску снегоступов и шлем. Из всех стоит выделить рюкзаки Arva, в них расположение лавинного снаряжения определяет строение рюкзака. Быстрая система раскрытия, защита спины по мотоциклетному стандарту, место под систему противолавинных надувных баллонов – все это является определяющим в дизайне. И, кроме как для катания с лавинным набором, рюкзаки Arva использовать не удобно ни для чего.

Лавинные рюкзаки

Ну, в самом деле, вам часто нужна системы моментального раскрытия в городе? Думаю, она противопоказана абсолютному большинству в городских условиях. Интересна модель X-over — она отражает будущую суть концепции  «ABS в любой рюкзак». То есть рюкзак становится универсальным местом под систему противолавинных подушек. Рассчет делается на то, что, приехав на курорт со своим рюкзаком, вы возьмете собранную систему в прокат и вставите в рюкзак.  Или же сможете вынуть свою систему и оставить дома, если вам нужен просто рюкзак. Что, конечно, сильно сомнительно, ибо стоимость рюкзака меньше 20% от всего комплекта. Модели Ortovox и Pieps между собой очень похожи – что не удивительно, учитывая их острую конкуренцию друг с другом. BCA — райдерские рюкзаки, с прижатой к спине линей. Osprey— добротные универсалы. С ними можно путешествовать круглый год. Каждая модель Black Diamond – как всегда заточена под определенные условия. В целом, все эти рюкзаки вправе называться пассивными лавинными рюкзаками, т.е разработанными для облегчения работы в лавиноопасных районах.

2. Лавинные рюкзаки с активной защитой

Принципиальная схема работы лавинного рюкзака с надувными подушками

В это же время, как-то совершенно незаметно появился целый класс снаряжения для активной защиты в лавине. Про эти рюкзаки основная беседа.  Началось все в 1980-х с изобретения Петром Аушером (позже получившим патент и основавшим ABS) в Германии первых прототипов надувных лавинных баллонов. Их суть проста – они помогают создать дополнительный объем плавучести в лавине, что существенно повышает шансы остаться на поверхности лавины и получить меньше травм.

Говорят, что раньше подобными системами пользовались лесничие в Альпах. С той лишь разницей, что они выходили на лавиноопасные склоны с уже надутыми емкостями или жесткими баллонами. Первые модели спасательных систем ABS с помощью обычных строп  пристегивались к рюкзакам. Что интересно, в основном – к туристическим рюкзакам. То есть, о фрирайдерах никто и не думал.

В 1995 появляется первый рюкзак со встроенной ABS системой.  Баллон был один, что приводило к более долгому надуванию системы и некоторым другим неудобствам. Поэтому, уже на следующий год появляется версия с двумя баллонами по бокам рюкзака (общим объемом 150 литров). Изначально АБС рассматривалась как дополнительная система, пристегиваемая к любому рюкзаку. Самому рюкзаку в такой системе не уделялось большое внимание. По-настоящему удобные рюкзаки появились в начале 2000-х. Именно тогда, на первое место встала функциональность противолавинных рюкзаков. Именно с этого момента лавинные рюкзаки с активной защитой стали быстро развиваться. Стоит чуть подробней рассказать о деталях.

Рюкзаки ABS

Рюкзаки ABS
Рюкзаки ABS

В рюкзаках ABS, применяется следующие элементы:

1- две независимые подушки безопасности, располагающиеся с боков рюкзака. Объем каждой подушки безопасности 85 литров.

2 – одноразовый баллон с безопасным газом. Каким не уточняется.

Картридж (баллон) может быть как стальным с рабочим давлением 300 bar, так и карбоновым — с давлением 340 bar. Второй -существенно легче, но и дороже.  Картридж может быть перезаправлен только авторизованным центром ABS (в России таких нет).

3 – Пирсинг блок, боек редуктора, прокалывающий прокладку в баллоне и приводимый в действие одноразовой пиротехнической ручкой.

4 – Магистрали, идущие от редуктора к подушкам.

5 – Клапан наполнения и клапан стравливания давления в подушках безопасности. Устройство стоит на каждой из подушек, они независимы друг от друга.

6 – Плата крепления ручки активации. Обычно располагается на левой лямке, но есть возможность перевесить на правую.

7 – Ручка активации. Содержит в себе одноразовый пиропатрон. После активации должна быть возвращена дилеру для перезаправки.

8 – Механизм регулировки высоты расположения ручки активации.

9 – Ножной ремешок. Лямка пропускаемая между ног. Предотвращает сдергивание рюкзака через голову при попадании в лавину и активации системы.

10 – Металлическая пряжка крепления поясного ремня.

Для того, чтобы активировать рюкзак нужно дернуть ручку – сработает пиропатрон, который приведет в действие боек-иглу в редукторе. Игла пробьет прокладку и пустит сжатый воздух по магистралям к подушкам. Соответственно, ручку и баллон нужно сдать дилерам для замены-перезаправки.

Замечу, что на момент написания статьи вышла новая модификация ручек. Главное её отличие – дистанционное открытие по радиоканалу.  О них я намеренно не стал рассказывать, потому что пока нет понимания всех нюансов.

Рюкзаки Snowpulse

Рюкзак Snowpulse Highmark 22 с системой LifeBag

Как хорошо видно на фотографии рюкзаки Snowpulse используют другую схему построения.

Основные особенности:

1. Спасательная подушка одна, и правильней её называть спасательным жилетом, так как надувается она вокруг шейного отдела позвоночника и головы.

В сложенном состоянии подушка находится не в рюкзаке, а в специальных карманах, вмонтированных в лямки рюкзака, т.е. под нее задействован меньший объем рюкзака. Карманы застегнуты молнией, которая в случае активации размыкается. После активации подушку можно сдуть и доехать до безопасного места. Укладка подушки в карманы происходит по определенной схеме, о которой стоит рассказать в отдельной заметке.

Рюкзак SnowPulse ProRider в сложенном состоянии

2. Баллон со сжатым воздухом. В зависимости от региона продаж и комплектации их может быть несколько типов.

Сразу же оговорюсь, что до 2011 модельного года рюкзаки Snowpulse использовали другой механизм запуска и активации. Баллоны, выпущенные до 2011 года полностью несовместимы с более поздними. Они имеют иное строение редуктора и пускового механизма. Поэтому, если вам предложат взять напрокат баллон на месте – уточните какого он года выпуска.

Фото 1. Все типы баллонов для рюкзаков Snowpuls. Слева направо. 1- одноразовый баллон нового стандарта 300 bar. 2- многоразовый баллон нового стандарта 300 bar, 0,25 L. 3- многоразовый баллон нового стандарта для США и Канады 3000 psi (около 210 bar), 0,36 L, алюминий. 4- баллон старого стандарта (для рюкзаков до 2011 года выпуска) для Европы.

Многоразовый стальной баллон с рабочим давлением 300 Bar. Объем 0,25 L. Из-за различия в стандартах авиа перевозки баллонов со сжатыми негорючими и безопасными газами на территории Северной Америки и Европы, рюкзаки могут комплектоваться различными баллонами в Европе и Америке. В Европе баллоны выглядят как номер 2 на фото выше. Небольшие стальные баллоны со сферическим дном и рабочим давлением 300 атмосфер. Европа – сталь, 0,25 L, 300 bar.

Новый стандарт баллона 2011 г.в. В центре отверстие для прокола бойком

Многоразовый алюминиевый баллон объемом 0,35 L, рабочим давлением 207 bar ( или 3000 psi) и плоским дном (третий слева на фото 1). Разрешен к перевозке на территории США и Канады.

Одноразовый стальной баллон (первый слева на фото 1), перезаправляемый только заводским способом (нет возможности в России). 0,25 L, 300 bar, сферическое дно.

Многоразовый баллон старого образца. При перезарядке требует смены прокладки на толкателе клапана

Заправка многоразовых баллонов.

Прежде всего следует понимать, что заправить такой баллон можно ни где угодно, а только в специальном центре, имеющем переходник и необходимые знания и материалы. Поскольку, кроме заправки понадобится ещё и переборка редуктора баллона (полная или частичная). Частичная подразумевает под собой только смену пробиваемой медной прокладки, которую не сложно осуществить самому, имея пару гаечных ключей. Однако важно знать последовательность действий и использовать только оригинальные запчасти, в противном случае -есть большой риск неработоспособности системы. Так, например, если поставить просто медную прокладку похожей толщины  и размера, то есть риск не пробития её бойком. Думаю, последствия объяснять не стоит. Полная переборка же осуществляется в некоторых случаях из-за выхода из строя компонентов системы и выявляется при тесте на герметичность во время заправки. Практика показывает, что манометры могут портиться на 3-4 заправке, а заправочные клапана – заедать. Кроме того, 300 bar – это не распространенный тип компрессоров для заправки воздуха, и даже в Москве заправить баллон (для перепуска потом его в лавинный баллончик) может стать проблемой. Конечно, с баллонами американского стандарта, с этой точки зрения, несколько легче.

3. Ручка активации. В отличии от ABS, у SnowPulse ручка механическая и многоразовая. Усилие для активации 6-10 кг. Взводится специальным инструментом, прилагающимся к каждому рюкзаку Snowpulse. C 2011года ручка так же изменилась, стала жесткой. До этого была мягкой. В самом начале выпуска рюкзаков 2011 модельного года новая ручка подверглась длительным тестам -и, в результате выявленной неисправности, была заменена. В Россию рюкзаки пришли уже с исправленной ручкой.  В сложенном состоянии – также убирается в левую лямку рюкзака.

Новый тип жесткой ручки, стал устанавливаться с 2011 года
Механизм активации Snowpulse. В центре виден боек для прокола

4. Ножной ремень. Предотвращает стаскивание рюкзака через голову в лавине.

5. Поясной ремень с металлической пряжкой.

6. Механизм активации. После срабатывания и прокола прокладки взводится с помощью дополнительного инструмента – ключа, прилагаемого каждому рюкзаку.

Ключ для взвода ручки и бойка рюкзака Snowpulse
Применение лавинного рюкзака на практике

 Так как рынок лавинных рюкзаков относительно новый (несмотря на то, что самому изобретению более 30 лет), каждый год появляются новые производители, модели и решения. Разгораются горячие споры о применении тех или иных решений в конструкциях.

Источник статьи: life.ice-age.ru

Материалы по теме:

Лавинное снаряжение AvaLung от Black Diamond

Краткая инструкция по эксплуатации лавинного бипера TRACKER DTS

От admin

Добавить комментарий