
Конечно, может, у меня не радикально изменилась жизнь. Мне было уже 37 лет, когда я радикально поменяла свою любовь — от реки к горам. Я попала не в альпинисты, а в горники. Но первое в моей жизни знакомство с настоящими горами, с Кавказом, произошло именно в 1985 году. И именно с Эльбрусом и Шхельдой.
Я приехала из Гвинеи в отпуск, не попала в водные походы со своей командой, и меня пригласили «прогуляться» в горы, на Кавказ, горники. Но ребята были опытные и надежные, и я подумала: «А почему бы нет?» Ведь когда-то мечтала заниматься альпинизмом. Да и терять сезон не хотелось.
И, представьте, команда — ребята, которые собрались спонтанно, но имели большой опыт в горах, кроме меня. За месяц мы успели полностью подготовить все к походу (пошили пуховые спальники из парашютного шелка, рюкзаки легкие, по образцу нынешних — по фотографии, пуховки и пуховые жилеты), который тоже был не плановый, и мог измениться по нашему желанию. Главная цель у основного состава горников была — траверс Безенгийской стены. А несколько человек, в том числе и я — вспомогательный состав.
Но все получилось совсем не так. Группа как-то не смогла собраться одновременно, и ко дню отлета остались 2 человека — я и руководитель, которые были готовы вылететь. А остальные должны были «долетать», доезжать и подходить после своих основных походов с группами.
И мы с основным грузом — общественным, вылетели в Минводы вдвоем. Куча ящиков и баулов со снаряжением и продуктами, которые были упакованы всей группой, были сданы в груз, а мы со своими рюкзаками — в самолете. Как потом быть со всем этим грузом — даже не думали. Мы вылетали на Кавказ и были счастливы, мечта стала сбываться.
Да, сейчас трудно представить, как мы вдвоем все это доставили на место, в Нальчик….
Да и не в этом дело.
Первое, что мы сделали — это заброска основного груза под Безенгийскую стену, на морену, в основном — продукты и запасное снаряжение. И поскольку мы работали, как ишаки, сновали из альплагеря под стену и обратно челноком, то стена на меня не произвела впечатления, все еще было впереди (я так думала). В альплагере на нас смотрели подозрительно, хотя документы были все, но группы не было …………….. думали, не собираемся ли мы вдвоем рвануть.
В этой работе мы акклиматизировались, я разносила свои горные ботинки, которые весили 3-4 кг и были жесткие, как сталь. А что потом, сколько ждать и ???
В очередной раз поехали в Нальчик, и тут, в Нальчике, встретили парня — Мишку, из Одесского «Романтика», который вернулся с группой из «3-ки», отправил их домой, а сам еще остался. И мы решили «сбегать» на Эльбрус со стороны реки Малки (в ожидании основной группы). Я-то, что, ребята решили, значит можно и сбегать. Готова была ко всему, физически была очень сильная. И 2 парня, имеющие большой опыт: перворазрядник и кандидат в мастера спорта.
И, действительно, сначала все шло прекрасно, по плану.






И трещины и переправы через них, все шло хорошо.







Пока не подошли к ледяной стене, которую надо было траверсировать.
Перила повесили ребята, страховка – железная, с 2-х сторон меня страхуют. И я пошла, впервые в жизни по вертикальной ледяной стенке. Пройти-то всего 10 метров поперек… Кошки не хотели вонзаться в лед, такой он был твердый, а отламывались какие-то ледяшки. Ледоруб не мог зацепиться за лед. Ветер готов был меня сорвать или прибить к стене. Мне казалось и помню до сих пор, что ветер продувал меня насквозь через пуховку, ветровку, проходил через спину и живот.
И я сорвалась и висела как сосиска. Мои попытки вбить кошки в лед были безуспешны, ледоруб висел у ног, руки были ватными. Ни туда, ни сюда. И страха не было, и ничего не могла сделать. Пришлось руководителю пройти ко мне по перилам, помочь стать крепко на ноги и с его помощью перебраться на другую сторону. И тогда я почувствовала страх. Но он быстро развеялся, вперед и вверх.

Погода стала стремительно портиться, и ветер превратился в ураган, пошел снег- крупа била так сильно, будто камешки при камнепаде. А вершина, Эльбрус – рядом, нужно только вверх. Ничего не видно ни вверх, ни вниз, ничего вокруг. (Если бы я прошла нормально этот кусочек стенки, мы бы успели на вершину). Нашли маленькую полочку, еле укрепили палатку (самодельную из капрона), привязали ее к скале с 2-х сторон, а под нами в шаге – пропасть. Сами тоже были на страховке к крючьям на скале.
Снега было много, отдышались и вскипятили чай. И улеглись в спальники, накрывшись полиэтиленом, потому что палатка продувалась насквозь и грозила улететь, как только приподнимались ребята.

Там, на этой полочке, нам пришлось провести 3 суток. К счастью, я и руководитель — Слава, оказались не подвержены горной болезни, но Мишка совсем сдал. Мы все время рассказывали повести Джека Лондона, детективы Конан Дойля, фантастику Стругацких, лишь бы не впасть в сон и прострацию. И топили снег для чая. Чтобы набрать снег или выйти «по нужде», пристегивали еще одну веревку к обвязке и страховали в двух шагах от палатки.

На 4-е утро, все стихло и показалось на горизонте солнце и весь Кавказский хребет под нами. Работал только мой фотоаппарат «Смена» самый простой с пленкой для слайдов. И я снимала все панорамы, а нас – забыла.


Одели Мишку, привязали к себе – в середину его поставили. И пошли вверх по скалам, покрытым снегом.





Нашли «штырь», еле видневшийся из-под снега и льда, написали записку, сфотографировались и бегом – вниз по классическому маршруту. К Приюту 11.

С каждым метром вниз Мишка оживал.
Настроение было великолепное, встречные альпинисты выглядели усталыми и изможденными – они шли вверх. И нам было их даже жаль.
На седловине встретили немцев, которые предложили помощь. «Спасибо!», — но не за чем, бежим вниз. Еще встретили несколько групп, они были удивлены встретить в такую рань людей с вершины Эльбруса. А мы бежали все быстрее: уже бочки, бежим вниз, скалы Пастухова, Приют 11. Там – остановились, ребята нас увидели издалека, и вышли навстречу с чаем из чабреца. А потом уже в кафе «Ай» пили и пили чай с нашим шоколадом, который еще недавно не лез в горло.
Но расслабляться Славка не дал, бегом вниз, надо успеть в баню.
Сбежали вниз, и поняли, что голодные, как волки. Сбросили рюкзаки возле кафе — деревянного (не помню, как называлось) там стояла огромная куча рюкзаков, вошли внутрь. И такая радость, столько загорелых, сильных, веселых ребят. Все в каком-то восторженном настроении. Кто – вниз, кто – вверх собирается. И …. Шашлыки, пельмени, чебуреки и чаи, чаи…
Там уже посидели не торопились, все ждали автобус.
Мы – до развилки, в альплагерь «Эльбрус». Там мы договорились встретиться с остальной группой одесситов, чтобы продолжить наш поход.
И, конечно же, все продолжилось уже с альплагеря «Шхельда»…….
Автор рассказа и фото: Людмила Лавриненко (г.Одесса)
Источник статьи: Проект ALP
Интересные фото тех лет…
>>За месяц мы успели полностью подготовить все к походу (пошили пуховые спальники из парашютного шелка, рюкзаки легкие, по образцу нынешних — по фотографии, пуховки и пуховые жилеты), который тоже был не плановый, и мог измениться по нашему желанию.
Другой мир.
Как же люди тогда хотели идти, как же старались сделать всё и вся.
Людмила, спасибо за хороший рассказ! Очень порадовали старые фотографии. Уверенна, что у многих они вызовут ностальгию.
А что за палатка такая у вас там? Довольно круто по тем временам смотрится:
http://alp.org.ua/wp-content/uploads/2012/05/3-E-13-Esche-vse-vperedi.jpg
Интересный вариант иметь продуваемую палатку и целлофан на спальник. Палатка очень легкая и компактная, снег задерживает, а дождей на такой высоте не водится. Некоторые умельцы чтоб палатка становилась непродуваемой и непромокаемой пропитывали ткань клеем БФ.
Приключения супер! описаны с душой.
> В этой работе мы акклиматизировались, я разносила свои горные ботинки, которые весили 3-4 кг и были жесткие, как сталь.
Вот тут я Вас очень понимаю! Я 5 лет проносила ботинки, пара которых весила 3 кг и тоже были очень жесткие. И лишь пол года как сменила на новые — вес пары 1,5 кг. Для меня это было, как волшебное перевоплощение в бабочку, которая с легкостью парит по рельефу :)
Жаль, что нет фотографий с траверса Безенгийской стены… интересно было бы взглянуть, как ее штурмовали в 80-х. А за рассказ спасибо.
Людмила, спасибо за ностальгический рассказ и фотографии. Я тоже в 1985 году впервые ходил на Эльбрус. Но у меня тогда был аж третий разряд с превышением :)
Вот уж действительно бесполый народ альпинисты, как канадские лесорубы. Про всё что угодно написали, про фотографии, про палатки, про другой мир. А вот девушку на фотографиях не заметили… . Классная девушка. Классный рассказ.
Спасибо, всем, кто прочитал, посмотрел и прокомментировал мой рассказ — воспоминания. Хочу всем сказать, что этот фотоочерк появился благодаря Тане Сенченко. Именно ее фотоочерки «Приэльбрусье сегодня. Майские праздники 2012» — (http://alp.org.ua/?p=41570)
и «Шхельда — колыбель моего альпинизма» — (http://alp.org.ua/?p=41206) вдохновили меня на этот рассказ, как сказал мой друг: «Это — Импрессионизм, стиль a’la prima!» (Это когда полотно пишется за один раз, в одном настроении.).
И работу со слайдами, которые пролежали с тех пор — 85 года в коробочке, иногда просматриваемые моими детьми.
И все-таки еще «видимыми», смогла сделать фотографии.
И СПАСИБО, тебе, Серега — Террорист, за твой комментарий.
С уважением, Людмила Лавриненко.
Он не бесполый народ, а отмороженный :) Тебе этого не понять, т.к. ты в большие горы давно не ходишь, а у вас в Крыму горы теплые, ну и Черный полковник в избытке продается, что тоже способствует не забывать про женщин ;)
«А что за палатка такая у вас там? Довольно круто по тем временам смотрится»
Таня, отвечаю на вопрос.
Палатка была пошита из парашютного толстого капрона по рисункам из иностранных альпинистских журналов, или у кого-то видели такую, промышленную (скорее всего у альпинистов наших). Я была исполнителем работ. Капрон выпарывался из грузового парашюта, окрашивался дома в нужный (по возможности) цвет. Выкройки делали сами, по наитию. Шили на старой бабушкиной машинке, ручной — «Зингер».
А металлические детали делали на нашем заводе из разных прутков, часто нам помогали в этом рабочие, увлеченные туризмом. Все подгоняли и получалось такое «изделие». Аналогично шились рюкзаки и спальники. А от пропитки отказались, она утяжеляет здорово палатку.
Было очень здорово, все объединялись в «одно общее» еще при подготовке к походу. Это была прекрасная «Жизнь»!
Здорово! Хорошо смотрится палатка. Вначале подумала, что какая-то буржуйская модная, т.к. в те времена отечественные палатки были довольно простенькие.
Я бы сказал — красивая женщина.
Но главное, теперь понятно откуда любовь к горам у нашего общего друга!
Людмила, спасибо за рассказ.
И спасибо за сына, замечательного альпиниста и хорошего парня!
Спасибо вам за теплые слова.
Это на грани фантастики! Поражает воображение! Люда, ты так живо все рассказала и описала, как будто только вчера вернулась с Эльбруса. Я каждый день вижу из своего окна горы, их красоту и величие, твой рассказ очень реалистичен. Очень понравилось. Ты молодец! Желаю всего самого хорошего!!!
улыбнуло! (тут пошли байки ветеранов)
я в таком винтажном прикиде тож ходил на Эльбрус году в 88 (или 89?).Приехали с парнями (вдумайтесь!) акклиматизироваться на Эльбрусе перед сборами в Тянь-Шане, потом самолет сразу из М.Вод до Фрунзе был….Поднялись сразу на Приют, стали недалеко в палатке….непогода 2 дня, сидим…. я 2 ночи вообще заснуть немогу от горняшки, шума ветра и варняканья камрадов. Состояние — легкой єйфории :))…..вечером погода налаживаеццо, и меня подкинуло : собрались и пошли наверх. Рассвет встретили на вершине, а на след. день уже улетали в Азию. Вот так.
Да, Дмитрий, так и «байки» полезно вспомнить и рассказать. Пусть они помогают задуматься о сложностях в горах, о ГОРАХ с большой буквы.
Удачи вам!
Спасибо! адреналино-зависимым типам не удается задуматься о сложностях в горах . Они думают : где бы взять денег? и как откосить от общественно-полезного труда?? :)