На вокзале в Дербенте сильный мороз и куча снега. Море замёрзло на несколько сотен метров от берега. Местная милиция с состраданием смотрит на нас и, нарушая все существующие традиции, даже не спрашивает документы. «Куруш? Ерыдаг? Плохое время вы выбрали ребята» — говорят они нам.
Наш старый знакомый Нариман возит нас в Куруш уже третий год подряд. В этот раз он предусмотрительно взял лопаты. Нариман сразу предупреждает, что много снега и до Куруша мы не доедем. Но мы полны веры в проходимость УАЗика и силу шанцевого инструмента.
После нескольких часов копания траншеи и толкания машины эта вера подорвана. Мы признаём своё бессилие, выгружаем вещи и с самым необходимым идём в посёлок.
Утром, сходив за грузами, идём на ферму узнать, что с пропусками. По дороге умудряемся запустить лавину. Пропусков нет, но благодаря содействию Петра Леонова, решаем этот вопрос и успеваем заброситься в базовый лагерь.
На следующий день за две ходки заносим грузы под наш бастион. Постоянно метёт и сыпет снег, видимость низкая. Без привычки минус 15 кажутся адским холодом. Как окажется впоследствии, это были самые теплые дни экспедиции.



В наших планах всего один день обработки. Во время прошлогодней попытки я пролез две верёвки и теперь мне предстоит повторить их. Погода отвратительная: мороз, ветер и снегопад. Лезу как черепаха, постоянно отогревая пальцы. Но к обеду ветер немного стихает и я ускоряюсь.

Третья верёвка откровенно четвёрочная, но о лазании не может быть и речи. Пологий внутренний угол забит снегом. Иду на фифах, раскапывая перед собой рельеф и непрерывно засыпая страхующего.
На второй день отрываемся, проходим две несложные верёвки и успеваем обработать десять метров второго бастиона. Второй бастион – наиболее сложная часть маршрута. Первые 40 метров – зеркало, в ход идёт пробойник. Далее рельеф позволяет идти на якорях и крючьях, но без долбёжки всё равно не обходится.

Постоянно дует сильный ветер. Нас ещё трое и раз в день мы меняемся на страховке… На четвёртый день Саша Заколодний понимает, что заболел. В четыре утра проводим совещание, обговариваем техническую возможность спуска. В 8.30 заканчиваем спуск и поднимаемся обратно. Следующие 10 дней нам предстоит провести вдвоём.
Всегда грустно, когда кто-то покидает команду, но мы полны решимости закончить маршрут.
Мне очень нравятся восхождения в двойке, и эту линию в своих мечтах я хотел пройти именно так. С Женей Тимко я знаком давно. Знаю, насколько он стойкий и надёжный напарник. Мы верим друг в друга и без тени сомнения продолжаем восхождение.
В качестве стимула высоко вверху над нами огромный нависающий внутренний угол третьего бастиона. Красно-коричневый монолит смотрится фантастически красиво. Когда на душе совсем кисло, каждый из нас, задрав голову, смотрит вверх и укрепляется в желании добраться и пройти его.
В целях облегчения вместо платформы у нас палатка BD Tempest. В ходе восхождения приходится расширять границы сознания относительно полок и снежных надувов, пригодных для бивака.

Потянулись дни, похожие один на другой: в 6.00 нужно вылезти из спальника.

и начать бодриться,



Температура минус 20-25 градусов, но мы уже привыкли к холоду и не замечаем его.
В один из дней потеплело до -14, на солнце можно было даже снять перчатки.

Но за этим последовала не оттепель, на которую мы надеялись, а два дня снегопадов и метелей.
Вечером 13-го дня мы практически закончили маршрут. Но на плато бушевал ветер, и мы благоразумно заночевали на стене, буквально за 10-15 метров до перегиба.
Примечательным выдался выход на вершину. Минус 27 и сильный ветер. Женя, преодолев последние метры, уходит за перегиб и, «покопавшись» какое-то время, кричит классическую фразу «не грузи перила». На тридцатиградусном глинистом склоне не оказалось ни выступа, ни куска монолита, пригодного для шлямбура. Ему оставалось лишь набить фиф-якорей в глину и самому, упершись ногами в склон, изобразить точку страховки.

Всё бы хорошо, но на станции я не одинок. Со мной два баула по 25 кг. Пока решили эту ситуационную задачу, на Женю намело сугроб. Но вот и вершина.


Пять минут счастья, записка, фотки и скорее вниз. Сильный встречный ветер, но отличная видимость. Сейчас это главное. Находим спусковую двойку с Сельды и к вечеру приходим в базовый лагерь.
Я представлял себе этот момент немного иначе. Не было ни бурной радости, ни фатальной усталости, зато накатилось странное ощущение окончания чего-то удивительного и неповторимого.
На мой взгляд, маршрут получился логичный и длинный. Ввиду того, что это первая линия на данном бастионе, мы имели возможность выбирать самый логичный путь. В итоге: 35 участков, плюс 7 участков по полкам. Общая длинна — 1930 метров. К сожалению, последний пояс скал оказался сильно разрушенным, и мы обошли его справа. На последних двух верёвках скалы залиты глиной, это добавляет сложности. Маршрут оборудован 32 шлямбурами 8/35мм (24 на станциях и 8 промежуточных). Съёмники не использовались.



Благодарим Экипировочный центр «EXTREME» г. Харьков за качественное снаряжение: «LA SPORTIVA», «BEAL», «GRIVEL», «KONG», «MILLET», «BLACK DIAMOND», «PRIMUS».
Автор статьи: Евгений Полтавец (г.Харьков)
Материал предоставлен для: Проект ALP
Поздравляю с успешным восхождением и окончанием этого героического мероприятия! Молодцы!
О! Супер! А где фильм?
Хорошо Женя написал: «Всё бы хорошо, но на станции я не одинок. Со мной два баула по 25 кг. Пока решили эту ситуационную задачу, на Женю намело сугроб. Но вот и вершина.» :)
Но все же, как вы решили эту ситуационную задачу? Было бы интересно услышать историю.