В этой статье автор рассматривает вопросы, касающиеся усиления надежности страховки во время зимнего восхождения, с целью предотвратить или свести к минимуму нежелательные последствия срыва лидера.

Зимние восхождения имеют свою специфику – длинные расстояния между точками страховки с потенциально большими нагрузками в случае падения. Место для закладки найти трудно, на все 100% надежным его не назовешь, да и разброс между точками будет побольше, чем в летнее время.

Фото: George McEwan

Данные факторы могут привести к тому, что в случае срыва, если подведут некоторые элементы, страховочная цепь окажется под воздействием большой нагрузки, вызванной долгим падением.
Потенциально такой ситуацией можно управлять. Однако в наше уравнение безопасности входит еще один фактор – ненадежность основной точки страховки – явление не такое уж редкое в зимний период. Долгое падение с потенциально большой нагрузкой на ненадежную основную точку страховки может иметь серьезные и потенциально фатальные последствия для всего восхождения.

Как минимизировать нагрузку, если лидер сорвался выше точки страховки?

По правилам, для большей безопасности следует до или сразу после выхода со станции установить первую точку.

Тем самым: а) исключается фактор падения 2; б) обеспечивается правильная позиция спускового устройства (которое ориентировано на рывок вверх) в случае срыва лидера на небольшом расстоянии от станции. Однако для данного варианта обязательным условием является наличие хорошего легкодоступного места для надежной точки. Любой альпинист, ходивший в горы зимой, знает, что такое расположение еще нужно поискать.

Более надежная страховка

Прежде всего, как показано на схеме 1, нужно установить надежную точку страховки (в идеале – до выхода со станции). Это общая рекомендация для восхождений как летом, так и зимой.

Схема 1. Фото: George McEwan

Основная причина состоит в следующем: поскольку в начале подъема веревки выдано не так уж много, то нагрузка в случае падения может быть довольно значительной (длины веревки недостаточно, чтобы компенсировать энергию падения). Добавьте к этому еще и позицию спускового устройства (ориентированного, например, на рывок вверх). Если не подстраховаться независимой точкой, то фактор падения будет равен 2, а спусковое устройство примет неправильную для данного случая позицию, то есть будет ориентировано на рывок вниз. Плохой расклад.

Как избежать такой ситуации? Есть несколько возможных вариантов, при условии, конечно, что удалось найти место для подходящей надежной точки страховки. Опции приведены в порядке от наиболее эффективной.

Первый и предпочитаемый автором вариант – это установить независимую точку страховки до выхода со станции, как показано на схеме 1 (см. выше). Спусковое устройство может быть при этом ориентировано на рывок вверх. Таким образом, если лидер таки сорвется в начале восхождения, мы будем иметь не только меньшую вероятность нагрузки на станцию, но и больше шансов остановить падение. Конечно же, необходимым условием является 100% надежное место для такой точки страховки. Если такового не будет, мы возвращаемся к ситуации падения, когда спусковое устройство ориентировано на рывок вверх, но должно компенсировать нисходящую нагрузку. Опять же, плохой расклад.

Другое дело, если места для надежной точки перед выходом со станции не нашлось. Тут уже нужно делать выбор. То есть принимать умное решение.

Вариант 1: Если Вы видите хорошее место для установки надежной точки чуть выше станции, нужно оценить вероятность срыва до успешной установки закладки (если спусковое устройство, к примеру, ориентировано на рывок вверх) и последствия падения для связки. Данный вариант наиболее предпочтителен в ситуациях, не требующих применения особой техники скалолазания до места закладки, а также при условии минимальных шансов сорваться или попасть под падающие камни, лавины и т.д.

Вариант 2: Приготовьте спусковое устройство на рывок вниз, как это показано на схеме 2. От фактора падения 2 вы не застрахуетесь, зато есть шанс затормозить падение динамически (подробнее об этом чуть позже). Если же удалось установить точку страховки, то устройство будет работать и на рывок вверх. Однако нужно соблюдать осторожность, чтобы страхующего не развернуло и не потянуло вниз, поскольку это может привести к травмам (особенно голени).

Схема 2

Схема 3

Вариант 3: (является более спорным и требует очень тщательного обдумывания) Используйте для страховки одну из точек станции, как показано на схеме 3 (см. выше).
Однако прежде чем выбрать этот вариант, нужно учесть несколько факторов:

  • все лучшие (самые надежные) позиции были использованы для установки главной страховки;
  • вблизи от станции надежных мест под закладки не осталось, а следующий возможный вариант находится на внушительном расстоянии и требует особой техники лазания.

В этом случае автор советует использовать в качестве первой точки страховки одну из точек станции, которая ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть на 100% надежной.

Почему? Если данная точка не выдержит срыва, ослабится вся станция, на которую придется большая нагрузка. При этом спусковое устройство будет ориентировано на рывок вверх, а не вниз. На схеме 3 с целью уменьшить потенциальную нагрузку на точку страховки / станцию используется амортизирующий удлинитель.

После выхода со станции необходимо сразу же искать место под первую точку страховки. Риск при этом меньше, если основная страховка держится на нескольких точках, очень близких к понятию «железобетонных» (то есть были использованы наилучшие из надежных позиций и ни одна из точек не подвергает всю страховочную цепь неоправданному риску). Потенциальные недостатки этого варианта компенсируются правильным размещением спускового устройства, которое будет ориентировано на рывок вверх. Конечно, если станция размещена на хлипких точках, тогда стоит задуматься о других вариантах. И главным будет тот, при котором «Лидеру срываться незачем!»

Какой бы из описанных вариантов Вы не выбрали, помните, что в каждом восхождении бывают свои особые моменты. Поэтому, начиная восхождение, при любой возможности устанавливайте столько надежных точек страховки, сколько позволяет местность. Чем меньше выдано веревки, тем меньше она компенсирует энергию падения, следовательно, тем больше становится потенциальная нагрузка. А потому большее количество точек страховки снижает фактор падения и уменьшает нагрузку на страховочную цепь в целом.

Срыв. Фото: Toby_W

Динамическое торможение падения

Реальность зимних восхождений сурова: расстояния между (возможно, ненадежными) точками страховки велики, и, в случае неудачи, падать придется долго. Поэтому целостность страховочной цепи во многом зависит и от того, как страхующий затормозит падение. В идеале это нужно делать динамично: тем самым мы уменьшаем катастрофическую величину ударной нагрузки на точки страховки. Очевидно, что на данную силу влияют такие факторы, как соотношение диаметра веревки и страховочного устройства (совместим ли диаметр веревки с отверстиями страховочного устройства), используемая система веревок (одинарная, сдвоенная, полуверевка), длина падения, тип срыва (свободное падение, с разворотами). Но в любом случае динамическое торможение уменьшает результирующую нагрузку.

Зимой веревки часто намокают, а потом замерзают. И вот уже Ваша удобная эластичная веревка превратилась в стальной трос. Довольно тяжело продеть кажущуюся 13-милиметровой веревку в 9-милиметровое отверстие страховочного устройства.
Если Вам таки удалось это сделать, динамически затормозить падение все равно будет проблематично, так как веревки могут заклинить в страховочном устройстве, что и приведет к потенциально опасной ударной нагрузке.

Если веревка замерзла, то избежать вышеописанного ужаса можно, используя страховку телом. Данный метод позволяет достаточно динамически, то есть постепенно затормозить падение, даже если веревка превратилась в ледяной трос. Однако необходимо следить, чтобы основная веревка (привязанная к лидеру или страхующему) была по ту же сторону, что и крепление альпиниста к точкам страховки. Если веревка размещена неправильно, то страхующего может развернуть, и он может потеряет при этом контроль над веревкой. Плохой расклад.

Данный метод отлично работает, если срыв тянет страхующего вниз. Но если лидер установил выше станции закладку, тогда страхующему (при условии, что закладка выдержит) придется иметь дело с рывком вверх. Удержать его при страховке телом немного сложнее, чем со страховочным устройством, особенно не имея достаточно сноровки. Чтобы облегчить задачу, можно вщелкнуть в кольцо беседки карабин и пропустить через него основную веревку. Так она не потянет страхующего вверх и не запутается вокруг него.

Краткое содержание

Чтобы свести к минимуму нагрузку на страховочную цепь в случае срыва лидера, необходимо подстраховать основную точку. Первым и наилучшим вариантом является установка независимой точки страховки, в идеале – до выхода со станции. В противном случае рассматриваются другие варианты: ориентация спускового устройства на рывок вниз, использование в качестве первой точки страховки одну из точек станции (если все они – 100% надежные), определение расстояния до следующего возможного места закладки и его надежности. Все сводится к Вашей оценке конкретной ситуации, возникшей в данный момент времени и в данном месте. Однако зачастую мы сталкиваемся с наиболее распространенным сценарием зимнего восхождения: место для надежной закладки найти трудно, сами точки страховки хлипкие, а расстояния между ними довольно длинные. В этом случае срабатывает старая приговорка: «Лидеру срываться незачем!»

Совет альпинистам №1. Напоминайте «скучающему» страхующему держать «ухо востро». Ведь некоторые точки страховки могут быть довольно сомнительными. Вылет главных точек станции неожиданно подбросит даже самого неподвижного страхующего.
Совет альпинистам №2. На сомнительных точках страховки используйте амортизирующие удлинители. Это уменьшит нагрузку на отдельные звенья страховочной цепи. Но помните, что благодаря им ненадежная точка страховки не превратится по мановению волшебной палочки в абсолютно надежную.

Кратко о факторе падения

При срыве на маршруте веревка является тем главным элементом, который примет на себя большую часть нагрузки, приходящейся на всю страховочную цепь (крюки, альпиниста, страхующего и др.). Это происходит за счет растягивания и поглощения веревкой некоторой энергии падения. Проще говоря, чем больше выдано веревки при срыве, тем меньше нагрузка на страховочную цепь. Потенциальную нагрузку можно рассчитать с помощью соотношения длины падения к длине выданной веревки. Это и есть формула фактора падения. Чем больше значение фактора падения, тем большая нагрузка приходится на страховочную цепь.

Фактор срыва

(Рисунок справа схематично изображает фактор падения. Источник: публикация MLT «Скалолазание: Основные навыки и техника», автор Либби Петер)

Поэтому фактор падения позволяет просто и быстро, не углубляясь в сложные понятия физики и математики, оценить степень потенциальной нагрузки на страховку.

Однако в действительности в игру вступает еще целый ряд факторов, влияющих на фактическую нагрузку: ударяется альпинист или отскакивает от скальных выступов; ломанность линии маршрута (например, зигзагообразный маршрут); тип используемой веревки и другие. Стоит также учитывать ситуации, когда веревки на самом деле выдано больше, чем кажется (например, чтобы не сдернуть лидера или позволить ему быстрее вщелкнуться).

Благодарность

Приносим благодарность MLT за разрешение использовать в качестве иллюстрации фактора падения информацию из публикации «Скалолазание: Основные навыки и техника», автор Либби Петер.

Автор статьи: Джордж МакЭван (George McEwan)

Автор статьи: Джордж МакЭван (George McEwan), январь 2012

Оригинал статьи: http://www.ukclimbing.com/articles/page.php?id=4318

Авторский перевод: Марина Радомская

Источник перевода: Проект ALP

На этот перевод статьи распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта!

Материал по теме: «Совершенствуем технику ледолазания»

От admin

12 комментариев для “Техника безопасности: как улучшить страховку во время зимних восхождений”
  1. Чем больше вероятность срыва, тем больше должно быть точек страховки, и тем надежнее они должны быть в идеале. Зимой или летом — не важно.
    Вот и весь смысл написанного. Автор, типа поумничать решил… Вроде мы и сами не догадывались )
    А фотка заглавная — зачет!!!

  2. Есть самая простая методика повышения надежности — выходить на не полную веревку (- 5 метров) ставить точку и спускаться вниз к ближайшей надежной точке. Там организовывать станцию. Следующая веревка начинается с верхней страховки и фактор рывка уменьшается. При хорошем навыке это быстрее.

  3. Через всю статью написано об опасности поворота страховочного устройства при рывке вниз.
    Одного не понял, почему нельзя верёвку пропустить ещё через станционный карабин, тем самым избавившись от вероятности рывка вниз? Или за бугром это запрещено?

  4. Автор хотел обратить внимания на особенности страховки зимой. Внимание то обратили а вот в чем особенности? Можно было бы » улучшить» и тем что зимой верёвки с пропиткой лучше и линия движения лидера и верёвка между ногами и укрепить станцию ледовым инструментом и т.д. А основы страховки? — Их надо знать и уметь применять

  5. Практически ни как не удаётся правильно и эффективно словить зимой соскользнувшего клиента на крутых скалах да ещё на висячих пунктах .. по факту даже небольшое падение заканчивается травмой. Я после последнего падения и полёта на 4-5 метров при лазании DT стал применять горнолыжную защиту на рёбра, позвоночник, плечи локти.. неделю назад спорхнул снова ударился спиной !! защита сработала 100% лёгкий ушиб 2 дня и как новый. попробуйте лишним не покажется. даже придаёт уверенности.

  6. Выглядит примерно так
    http://www.trial-sport.ru/gds.php?pg=1&c=69909&s=51527&sort=price&order=desc
    есть лёгкие модели, у меня спина +рёбра, надо искать ..я покупал летом на распродаже за 1800 рублей для глыж а потом пригодилась и на скалах. DT со своими точками.
    Ещё как то увидел куртку с запаяными на спине 6-8 мм ударо защитными пятаками на хребте и рёбрах .купил бы но где найти не знаю.
    к сожалению народ начинает задумываться о таких «девайсах и гаджетах» ..когда регулирует костыли по высоте..

Добавить комментарий