A.S. Заходящих ко мне многоопытных спелеологов прошу простить несколько многословное описание очевидных вещей: для меня важно, чтобы даже самый перворазный пещерник и самый пещерный перворазник поняли, чего при спусках им следует опасаться и чего — избегать. Вас же, многоопытных, прошу проявить снисходительность… и по возможности дополнить рассказ вашими наблюдениями и соображениями.
Был я недавно в Карадагском лесу. Между прочим, повёл друзей в Кристальную. Спелики её знают: красивая шахта, большой зал внизу, всевозможные натёки и прочие красивости… Но речь не о каменных красотах, а о людях, пришедших к этим камням в гости с желанием остаться под землёй навсегда. Кристальная — пещера весьма известная, а в выходные дни тёплого полугодия — даже попсовая. Народу туда ходит много и всякого. Одновременно с нами (группой «Н») в Кристалку отправились полтора десятка днепропетровцев (назовём их группой «Д») и ещё одна севастопольская группа (назовём её группой «Е»). Имён этих севастопольцев называть не буду; лишь выражу надежду, что таких пещерных людей у нас меньшинство; большинство же моих земляков подходит к делу гораздо сознательней. Итак…
1. Навеска.
Современные спелеологи ходят по одной верёвке. Называется это техникой одной верёвки, single rope technics, SRT. Современные капроновые шнуры 10-миллиметрового диаметра держат по две тонны, и при правильной навеске одна верёвка столь же надёжна, как и две — но при этом ей не с чем спутаться.
Одна верёвка весит меньше двух, на себе её таскать легче…. Вот только навешивать её надо уметь; и цена ошибки в SRT весьма высока и пропорциональна квадрату глубины колодца…
Посему группы «Н» и «Д» навесились по SRT, а группа «Е» — по ВВТ, то есть у первой и второй групп было по одной верёвке, а у группы «Е» — сразу две: спусковая (рапель) и страховочная.
В Кристальную люди ходят десятилетиями — года эдак с 1966-го. Ходят всякими способами и верёвки тоже вяжут по-всякому. И спитов с резьбой, и стационарных ушей над колодцем Кристальной хватает.
Ушей с болтами у группы «Е» не было. Зато была запасная рапида (новичкам: это вроде карабина, но не раскрывается, а только раскручивается). Её продели в ухо, держащееся на вбетонированном крюке с растресканной шайбой. Сюда навесили рапель. Правда, остаток её завели за дерево. Туда же, на дерево, завели страховку.
В Кристальной, как ни навешивай верёвку над полкой, вниз она уйдёт через один или даже два перегиба. Перегиб — враг верёвки: на нём она трётся и разрушается: на спуске чуть-чуть, а на подъёме — сильно. Разница — оттого что на спуске можно ехать плавно, не раскачивая верёвку; а при подъёме шаги чередуются с зависаниями, нагрузка колеблется, и шнур, подчиняясь закону Гука, скользит по перегибу вверх-вниз. При этом и шнур, и камень истираются (что быстрее — думайте сами).
Видимо, раньше группа «Е» просто навешивала верёвки через перегиб, из-за чего к описываемому спуску обе их верёвки — и рапель, и страховка — уже были битыми. На рапели была повреждена оплётка, а на страховке в двух местах — даже сердцевина!
В этот раз группа «Е» решила обезопаситься: разрывы сердцевины страховки разгрузили австрийскими проводниками (для новеньких: это узлы такие, специально предназначенные для подобных случаев)… но протектора на перегиб страховки не повесили!
Оба «протектора», коими служили метровые отрезки пластикового шланга, надели на рапель. Правда, не закрепили — из-за чего эти отрезки проскальзывали по не нагруженной рапели вверх и вниз, временами открывая голую верёвку жестокому каменному перегибу.
О том, насколько «удобно» выходить наверх через перегиб, когда шланг висит где ему положено, можно ругаться долго. Настоящие протекторы для облегчения этого момента снабжают продольными застёжками-липучками… Но группа «Е» решила обойтись шлангом.
Но это ещё не всё. Так вышло, что цвета рапели группы «Е» и единственной верёвки группы «Д» оказались строго одинаковыми, а цвет страховки группы «Е» отличался незначительно. И пока участники груп «Д» и «Е» сновали вверх-вниз по входному колодцу, случилось неизбежное — белые верёвки спутались. Насколько приятно их было распутывать — не знаю: я шёл по своей, красно-зелёной, легко отличимой.
2. Личная снаряга.
Сколько беседок нужно одному спелеотуристу, чтобы спуститься в пещеру? Правильный ответ: одна (включая низ полноценный и верх, пусть даже рудиментарно-кролеподдержечный). А троим спелетуристам? Оказывается, тоже одна! Один спустился, разделся, привязал снарягу к концу верёвки; второй вытянул наверх, одился, спустился; далее повторить для третьего, четвёртого и так далее…
А сколько касок нужно троим спелеотуристам? Думаете: три? Вот и я так думал. А оказалось: тоже одна! Один «Е» в каске поднимается — следующий «Е» без каски ждёт кирпича на дне колодца; а тридцатью пятью метрами выше чем-то занимаются ждущие своей очереди спелики из групы «Д»…
Итак, «Е»-спелеотурист поднялся наверх, разделся и передаёт единственный комплект подъёмной снаряги следующему «Е»-спелеотуристу. Как он его передаёт? Думаете, вытягивает верёвку, привязывает к концу и постепенно спускает на дно? Щаззз! Он не раб галерный, чтоб верёвку выбирать!… Рапель сквозь беседку продел — и сбросил. Дзынь-дынь-дынь об стенки — и комплект у следующего «Е»: «Дельта сталь, решето сталь — чё им будет?»
За железо им не страшно — за капрон страшно. Спускались, видели: битая рапель. Хочется пристраховаться к чему-нибудь, хотя бы к своей в хлам убитой «страховке». Ни шанта, ни капли, ни каких-либо ещё самостраховочных зажимов у «Е»-туристов нет. «Е»-второй находит гениальное решение: навязать на страховке узлов через каждые два метра и встёгиваться в них карабинами на усах: эдакая эрзац-виаферрата. Правда, страховки изначально было впритык; а упражнения в макраме привели концевой узел на 8-метровую высоту; так что нижнюю четверть подъёма «Е»-третий проходил вообще без страховки, по всё той же битой рапели на скользящем шланге.
3. Общая организация.
Я, когда веду группу в вертикальную пещеру, всегда оставляю кого-то снаружи: надо ж и за капроном присмотреть, и в случае чего отсигналить спасателям… И в этот раз у меня были трое внизу — один наверху. А «Е»-деятели спустились полным составом! И ладно бы так спустились, когда уже заступил дежурный наш или днепропетровский — так ведь нет: «Е»-туристы спустились раньше всех!
Правда, и смылись они раньше всех… Как вы думаете: почему? =)
Автор статьи: Дмитрий Киселев (представитель спелесто-разведывательной команды г.Севастополь.)
Источник статьи: Проект ALP
боюсь даже предположить, как расшифровывается «группа Е» :)
=)
Жесть, конечно. Горько «пошучу» — зато на представителях «отряда Е…в» можно потренировать навыки спасработ.
На самом деле, конечно неплохо бы еще во входняке предупредить участников гр. Е, что они люди недалекие, а их руководитель — преступник (и разъяснить основы ТБ). Затем отправить их по домам (можно с помощью жумаров и связок карабинов — тех, кому слова мало).
P.S. Здесь я человек новый. Сам занимаюсь спелеологией, спелестологией, скалолазанием, альпинизмом.