В начале декабря этого года мы с Алексеем Жилиным частично обновили шлямбура на маршрутах «Семерка» (правый вариант) и «Левый ромб». Усилили станции и заменили те, что были в критическом состоянии. Рассматривая выбитые старые шлямбура, я и решил написать данный текст.
Пару слов о самом ремонте маршрутов:
«Семерка» — добавлено по шлямбуру на станциях и заменены шлямбура на 1й, 4й, 6й веревках, на каждой по одному.
«Левый ромб» — низ в нормальном состоянии, ничего не меняли, усилили станции. Верхние 3 веревки – на 6-й заменены 2 шлямбура, один убран за ненадобностью. 7 веревка (нависающая щель) — все старые шлямбура удалены, забиты новые, на 2 меньше, чем было. Изменений в сложности не произошло, но свои точки применять надо. 8 (верхняя веревка) – 2 шлямбура заменили, один убрали.
Качество старых шлямбуров – см. фото:
Итак, о шлямбурных крючьях.
Само слово «шлямбур» — первоначально обозначало пробойник, которым били отверстия под шлямбурные крючья (правильное название – expansive bolt — «расширяющийся крюк», «расширяющийся болт»). Первые шлямбурные крючья не расклинивались, а просто забивались в пробитое отверстие немного меньшего диаметра.
Выражение «шлямбурный крюк» используется только на постсоветском пространстве – остальные говорят: «анкер», «болт».
Современный пробойник – Petzl Roc Pec:

ВИДЫ ШЛЯМБУРОВ

Во-первых – классический, со времен ВЦСПС – шлямбурный крюк — распирающийся дюбелем изнутри. Делали их из мягкой стали и из дюраля, мне встречались титановые и даже медные. Дюбель из твердой стали.
Способ установки: Пробойником в скале пробивается отверстие, вставляется шлямбур (входить должен плотно), в отверстие в головке вставляется дюбель и забивается молотком, при этом происходит расклинивание.
У шлямбуров такой конструкции есть существенный недостаток: При расклинивании возникает сильное напряжение в породе, из-за этого, иногда откалывается «линза» породы из-под шлямбура, бывает, выламывается шлямбур с куском породы. В случае неоднородности материалов шлямбура, уха и дюбеля – сильно подвержены коррозии.
Фирменные шлямбура такой конструкции производит только Petzl называются Long life. Диаметр 12 мм, длина 60 мм нержавеющая сталь.
ВЦСПС шлямбура были 2-х видов: диаметр 10 мм; длина 40 мм из мягкой оцинкованной стали и диаметр 8 мм, длина 20 мм дюраль, ухо – мягкая сталь. Такие шлямбура до сих пор встречаются на крымских маршрутах. Надежность весьма сомнительна!
Также шлямбурные крючья изготавливались самими альпинистами кустарным способом. Про качество ничего сказать нельзя – некоторые удачные, некоторые нет.

Маршруты Форосского канта были оборудованы в 1989 году именно самодельными шлямбурами диаметр 10 и 12 мм длина 45 мм из обычной стали подверженной коррозии. Относиться к такому шлямбуру надо как к чужому крюку – использовать можно, но с оглядкой, на станциях обязательно блокировать со своими точками. Если шлямбур частично вышел из скалы, или сильно окислен, как точку страховки его лучше не рассматривать, как точку опоры можно, но аккуратно.
«Спиты» — пришли из спелеологии. Производители – «Petzl» и «Lucky» — не пишут, что спиты можно использовать для страховки. На самом деле, можно. Естественно, не как единственную точку на станции, а как одну из нескольких. Отверстие в скале выбивается пробойником – ручка, на которую накручена коронка спита.

Потом в коронку вставляется расклинивающий конус и забивается в пробитое отверстие, то-есть, коронка является телом шлямбура, потом ручка скручивается и прикручивается ухо. В последние лет 5 качество коронок сильно упало – в твердых породах коронка быстро «садится», тяжело выбить даже одно отверстие.
Спит должен быть правильно забит – коронка заподлицо со скалой, ухо опирается на скалу. Болт не должен быть ржавый, на нем должна иметься маркировка производителя и цифры обозначающие класс прочности (класс прочности 6.8, 8.8. Для нержавейки – А2 70, а лучше А2 80). Тогда спит выдерживает нагрузку, указанную на ухе- 1,5 кН. На крымских маршрутах встречаются, но не часто. Сама коронка – из обычной стали- подвержена коррозии.

«Шпильки», они же клиновые анкера – начали использоваться для пробивки скалолазных трасс в середине 90-х, на стенах начали применяться еще позже. Установка анкера: в пробитое отверстие забивается шпилька с накрученным ухом, гайка затягивается ключом – при затягивании цанга наползает на конусообразный хвостовик, что и вызывает расклинивание.
Клиновые анкера бывают из оцинкованной стали и из нержавеющей – эти более долговечные. Анкер диаметром 10 мм, хорошо забитый – выдерживает нагрузку > 2000 кг на срез, 8 мм > 1000 кг. «Десятки» обычно используются как станционные, а «восьмерки» — как промежуточные, или одна из точек станции. На первопрохождениях мы используем 8 мм клиновые анкера производства Hilti, Fisher, Sormat.

Есть также китайские и турецкие анкера – пользоваться не рекомендую, качество непредсказуемо.
При переоборудовании крымских маршрутов, использовались 10 мм анкера Hilti и Fisher длиной 70 и 100 мм, а так же клеевые анкера.

«Химические», или «клеевые» анкера, они же «калиноксы», «батиноксы».
В пробуренное в скале отверстие вставляется ампула с клеем (клей на основе полиэфирных смол с отвердителем) потом забивается анкер. После затвердевания клея, анкер выдерживает большие нагрузки как на срез так и на вырыв. Устойчив к коррозии. Для прохождения маршрутов не используется. Идеально подходит для пробивки скалолазных трасс и для «ремонта» крымских маршрутов.
Надежность любых шлямбуров зависит, в первую очередь, от породы, в которую они забиты, правда это относится и ко всему остальному «железу».
ЭТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ВОПРОСА
Не оправданное применение шлямбуров осуждается альпинистским сообществом, то есть, пока возможно использовать натуральную страховку, применять шлямбура (даже на станциях) – дурной тон. Некоторые выступают вообще против использования шлямбурных крючьев. Это вопрос дискуссионный, но несомненно одно – на популярных крымских маршрутах станции пробивать придется и временами их подновлять. Так же, встречаются на старых маршрутах «шлямбурные дорожки» — я думаю стоит попробовать пройти эти участки другим способом, так как уровень лазания и качество снаряжения за последние 30 лет сильно изменились.
Автор статьи: Александр Лавриненко (г.Одесса)
Источник статьи: Проект ALP
Спасибо вам за проделанную работу!!!
И мы на таких шлямбурах делали станции!
Анкерные шпильки по данным самих производителей «держат» почти в два раза меньше.
Так Sormat официально гарантирует нагрузку на срез для анкеров S-KAH из нержавейки : 8 мм — 5,2 kN, 10 мм — 8,1 kN, 12 мм — 11,9 kN .
sormat.com/en/tuotesivu.html?mgid=1&pid=135
Hilti дает цифры только для оцинковканных анкеров HSV 8 мм — 4.9 kN, 10 mm — 8.2 kN, 12 mm — 12.9 kN.
Следует ваши данные о 2000 и 1000 кг подправить или сформулировать как ваше предположение.
Публиковать такие непроверенные цифры НЕЛЬЗЯ!
Полностью согласен с Вами. Автор статьи не компетентен, предоставляя не проверенные данные, которые могут стоить кому -то очень дорого.
по-моему, кто-то пытается спамить :)
при чем тут строительные анкера?
Например Анкер с кольцом (Fixe). Такие часто ставят на станциях страховки.
Нагрузка: 35 kN.