alp.org.ua / Альпинизм / Дмитрий Павленко о спасработах и здравом смысле

Дмитрий Павленко о спасработах и здравом смысле

Здравый смысл — одно из главных качеств самостоятельного альпиниста. Особенно важен в экстремальных ситуациях, в том числе при спасработах в горах. ​Именно к здравому смыслу призывает в этой статье Дмитрий Павленко. Из этой статьи вы не узнаете о новых технических приемах, но возможно прочитанное поможет вам принять правильное решение в критической ситуации.

Дмитрий Павленко — известный альпинист и гид. Двухкратный обладатель Золотого Ледоруба: в 1998 году за восхождение на Макалу по Юго-Западной стене в команде С.Ефимова, и в 2005 за первовосхождение по сложному высотно-техническому маршруту на Жанну в команде А.Одинцова.

Описывать приемы и способы спасения, самоспасения и т.д. смысла не вижу, вал информации по данной теме можно найти в сети. Просто хочется рассмотреть некоторые аспекты данной темы с точки зрения собственного опыта. А опыт мой и наблюдения показывают, что особо углубляться в дебри, я бы даже сказал пампасы, различных способов и прибамбасов, абсолютно ни к чему.
Для того, чтобы быть полезным на спасах, руководить спасами и самоспасаться в реальных условиях, мне хватило одного единственного специального навыка — умение вязать кокон. Ну, ещё считаю полезным представлять систему полиспаста. А во всём остальном…
Как показывает практика, на спасах всегда полезнее тот, кто способен сохранить хладнокровие и трезвомыслие, тот, кто лучше подготовлен физически и конечно тот, кто лучше подготовлен технически просто как альпинист, ибо на самом деле для эффективного спасения стандартных альпинистских навыков вполне достаточно. И умение оптимально организовать и провести спасработы практически на сто процентов зависит именно от альпинистского уровня спасателей, а не от каких то специальных знаний и навыков.
Поэтому предлагаю не заморачиваться в плане погружения в пучину спасательных наворотов, а тупо (хотя, лучше конечно с умом) повышать свой технический, физический, тактический какие там ещё есть уровни, и будет Вам и ежели чего, Вашим спасаемым, счастье.
Рассмотрю только основной, с моей точки зрения вопрос, организация спасов.

С чего всё начинается. Начинается всё с того, что либо у Вас в группе что-то случается, либо к Вам приходят с просьбой о помощи соседи. В обоих случаях первоочередная штука — тайм аут.
Длительность его непосредственно на маршруте, конечно должна быть минимальна, особенно, если пострадавшему продолжает угрожать какая либо опасность. Но этот промежуток приведения своих чувств в более или менее уравновешенное состояние, должен быть обязательно. Опрометчивые действия в такой ситуации могут навредить не только пострадавшему, но и здоровым, пока, членам группы. Пример элементарен, в кулуаре ударило чела камнем и бросились все к нему, а следом летят попутчики того самого камушка, и не факт, что размером поменьше. Как ярый противник тупого героизма, считаю поговорку- сам погибай, а товарища выручай, полной фигнёй( в печатном варианте). Ибо как правило, все эти героические броски на амбразуру выливаются в увеличение количества пострадавших, а то и жертв.
Поэтому повторюсь, очень полезно, во всех отношениях, в любой, даже самой казалось критической ситуации, дать себе шанс не напороть ерунды на горячую голову. Архиважно постараться сначала побороть первую растерянность, а потом начинать что либо предпринимать.

Идеально в этом случае наскоро обезопасить положение пострадавшего и группы и взять уже более длительный временной промежуток на оценку ситуации и наметки плана по выходу из неё. И так получается, что чем меньшим альпинистским уровнем и опытом обладает группа, тем дольше надо позволить себе поразмышлять.
Для выработки оптимального плана надо рассмотреть кучу нюансов. Состояние пострадавшего, состояние группы, состояние маршрута, состояние погоды, состояние и количество снаряжения, состояние подходов, оптимальные пути эвакуации, наличие связи, наличие медикаментов, наличие корма, наличие газа, удаленность людей, которые могут реально помочь, возможность вызова геликоптера и т.д. и т.п. И может какие либо другие нюансы, кто знает. Да будь Вы хоть восьмиядерным Интелом, непросто это будет сделать быстро и качественно- гарантирую.
Вот опять получается, что шахматы в сравнении с альпинизмом — просто толкание ядра. На спасах, как нигде важно допустить минимум ошибок при просчете ситуации. Понятно, что ошибки будут, главное не довести их количество до критической массы.
Не вижу смысла рассматривать гипотетические ситуации, ибо при всей их кажущейся типичности, они все уникальны и готовых рецептов для выхода из кризиса нет.

Могу только присоветовать не забывать одну простую вещь. Глядя на пострадавшего отдавайте себе отчет, что помочь ему реально может не Ваше сочувствие и не аптека, и тем более не Ваши скудные навыки, полученные на занятиях по медицине, а только максимально быстрая доставка в медучреждение.
Понятно, что представлять технику инъекций неплохо, но в общем то воткнуть иголку даже под язык- наука не великая. Главное помнить, что под язык нельзя вводить маслянистые препараты, так у Вас их и не должно быть в аптеке. Разве что реланиум. Поэтому в моей штурмовой аптеке всегда были только антиболики и сердечные, ибо я не врач. А раз не врач, то и нефиг выпендриваться. Главное лекарство всегда спуск. Только максимально быстрый спуск увеличивает шансы пострадавшего на максимально положительный исход, если они у него в принципе есть .
Да, так порой занятно постебаться друг над другом на занятиях по медицине, сам так познакомился с моей Любимой. Все эти способы перевязки, массаж сердца, не говоря уже об искусственной вентиляции лёгких (пожалуй один из самых полезных навыков) так романтично. Беда в том, что в реальных условиях иногда теряются даже практикующие медики, не говоря уже о доморощенных интернах.
Конечно, при серьезных травмах надо стараться не допустить болевого шока в результате манипуляций, но надо так же понимать, что затяжка транспортировки, пусть даже с благой целью, не доставлять спасаемому лишних страданий, так вот эта затяжка – гораздо более серьезная опасность для него.(дальше-больше)

Вот. И здесь нас подстерегает другая опасность — бездумное растрачивание сил. Транспортировка — тяжелейшая штука от которой и кони дохнут. Поэтому критически важно не допустить бестолкового расходования энергии. Даже если у Вас отделение новичков в десять душ.
Поэтому зачастую самый оптимальный путь — ожидание спасотряда. Не надо забывать, что приступы героизма на спасах запросто могут перейти в сердечный приступ, а увеличение количества пострадавших резко снижает шансы спасработ на позитивный исход.
Простой пример потребных энергозатрат на простейшую транспортировку. Пострадавшая- хрупкая девушка кил не более 50ти. Расстояние до места посадки вертолета- полчаса не шибко торопясь. Рельеф — снег + терпимая сыпуха. И вот на этой простейшей транспортировке четыре не самых дохлых мужика, а потом еще два, упахались — мама не горюй. Случай реальный. Да определенную роль сыграло то, что трое были после забросочного подъема на Рацека, а остальные после восхождений, но где их взять то, идеальные условия.
Так же могу вспомнить, как наш отряд борзых значков 60 человек очень не слабо упахался, дотащив на бухте пострадавшего кабана с Местии до АУСБ Уллу-Тау. Там сыграла свою роль беспонтовая средне — крупная сыпуха.
Так что рассчитывая возможности группы надо исходить из наихудшего варианта, чтобы попытаться избежать его в натуре.

И здесь главенствующую роль играет обеспечение связью. Рация, мобильник, спутник. Не ленитесь и не жмитесь. Ибо без связи Вам придется кого то посылать за подмогой.
Если группа четверка, это еще одна проблема. Кого, одного самого сильного или двойку послабее. Однозначного ответа нет, ибо все опять же зависит от нюансов. Состояние пострадавшего, состояние группы, состояние рельефа, состояние погоды, наличие снаряжения, одежды и т.д. Такой вот перманентный регбус — кроксворд.
В свое время, на Северной Стене Хана мне пришлось самому руководить своим спасением и искать путь выхода на гребень, а в финале, вместе с еле живым японцем и двумя сопровождающими еще и протропить в молоке бутылку для толпы здоровых, но не желавших этого делать индивидуумов. Всяко в жизни бывает.
Так что если Вам не повезло попасть в аварийную ситуацию на маршруте (с какой правда стороны посмотреть, опыт то бесценный) держите себя в руках и опирайтесь на свой альпинистский опыт. Хорошо, когда кто то может чего то подсказать по связи, проблема- не видя реальной картины, трудно дать оптимальный совет. На той же Стене Хана, по рации нам сказали, что до гребня веревок десять, а получилось больше двадцати.
Как страшно жить!

Ну, от сложного к простому. Чего делать, если к Вам пришли за помощью.
Тут все просто, садитесь пить чай. Если конечно вы не потрудились затащить с собой телепортер. По моему, на первых порах это будут довольно громоздкие устройства. Вот, а раз телепортера нет, то и торопиться собственно особо некуда. Всё уже случилось где то там, и у Вас есть идеальный шанс, в спокойной и комфортной обстановке созиднуть максимально оптимальный план спасработ. То есть практически помочь терпящим бедствие силой мысли, до наступления физиологической части.
Основа плана — собирание братвы, чем больше — тем лучше.
Тоже занятный случай наблюдал на эту тему. ЧП на Горе. На Рацека народу минимум, зато куча кабанов на Коронских и в лагере. Связи с ними нет. Каковы были действия спасателей(профессиональных между прочим)? «Правильно», они схватили рюкзаки и побежали, втроем по моему, или даже вдвоем, смех. Хотя было кого послать и вниз и на Коронские за подмогой. Яркий пример неадекватной реакции опытных людей в экстремальной ситуации. А основная причина- спешка.
Отдавайте себе отчёт, подход к пострадавшему это часы. Если он в критическом состоянии, он просто не доживет до вашего бурного финиша у его ног. А если нет, то получасовая- часовая задержка, которая позволит Вам все грамотно организовать, не принесет ничего, кроме пользы, причем всем. Не забывайте о себе- любимых, если не решили твёрдо, что это последние спасы в Вашей биографии.
Поэтому усаживайте гонцов за стол, ну или сами садитесь тесной компанией вокруг рации и спокойно начинайте «вязать кокон».(а продолжение все следует и следует)
Начинаем, допустим, с вопроса — кого послать первым (в хорошем смысле этого слова). Чтобы пока мы чаёвничаем, лоси начинали собираться, опять же после плотного перекуса.
Понятно, что первыми надо посылать самых сильных. Это не всегда самые опытные. Но, если спуск не требует особых технических навыков, на здоровье. Одного опытного руководителя вполне достаточно.
Продумайте расстановку сил. Если спуск по перилам, какой резон всей толпе подниматься к пострадавшему. Лучше распределиться по отрезкам и подготовить точки для ускорения работы. Если начало пути проходит по хорошему снегу, зачем всей толпе бежать, достаточно четырех кабанов и пары на подхвате, а остальная толпа уже встретит у начала сыпухи, если её не удастся обойти. Для спуска по нормальному снежному склону вообще достаточно троих. Один спускает через ледоруб, один сопровождает, один готовит следующую точку. И так можно разложить любую ситуацию.

Думайте! Грамотное распределение людей позволит максимально использовать их возможности. Чтобы каждый мог действительно принести пользу, а не просто поматыляться рядом с акьёй, придерживаясь за неё, чтобы не упасть(очень частая ситуевина на высотных спасах).
Пока самые быстрые ещё не убегли, неплохо рассмотреть варианты подхода к терпящей бедствие группе, если подход не однозначен. Ну и потом выпинывать их, не забыв проверить наличие всего необходимого( опять же в зависимости от ситуации).

И вот понеслось. Самые крутые ломанулись. Если Вы вдруг попали в эту кагорту, не забудьте, Вы не на соревнованиях по спасработам и Ваша основная задача — спустить реального пострадавшего в реальных условиях, а не упасть замертво около него с блаженной улыбкой на лице, установив очередной рекорд скорости на подходе.
Поэтому, если Вы действительно сильны, найдите в себе силы задвинуть на собственные понты и распределить роли в своей группе сообразно реальной действительности. Ну или действительной реальности и по максимуму экономить силы.
Так значить, лоси побежали и флаг им в руки. А остальные продолжают продуманно собираться. Кстати, не надо исключать случая, что авангард сможет поставить пострадавшего на ноги и на пинках погнать его вниз. В моей практике такое случалось не раз, причем один раз, пострадавший спустился раньше спасателей, потому что успел отдохнуть до их прихода. Еще один повод не торопиться всем и разом.

Прибыли на место. Одновременно с оценкой состояния пострадавшего, оцените состояние остальной части группы, чтобы решить будет от неё толк или сразу отправить всех вниз с рюкзаками, чтобы не мешались.
Опять же не надо забывать про состояние подхода, чтобы исключить возможность попадания в катаклизм уставших и деморализованных людей (что тоже случается).
Вот. Ну и повторюсь, побольше цинизма. Спасы должны проходить под шутки — прибаутки, а не под охи-ахи. В этом плане, если рельеф позволяет, определенная доля алкоголя в крови — даже в тему будет. Как мы однажды довезли с ветерком бритта из под Карлытау! Всего после бутылки водки на троих. Настоящая птица-тройка была. Хотя, понятно что это все строго индивидуально и беременным женщинам алкоголь противопоказан, как и участие в спасработах.
Собственно и всё. Прибежали, схомутали- потащили. Притащили, забухали и дальше по спортивным планам.
Всё просто. Если для Вас не проблема сходить на Учитель за пару часов, быстро и надежно организовать станцию на любом рельефе, быстро и надёжно отработать с верёвками, вне зависимости от их количества, грамотно и безопасно выбрать направление движения на любом рельефе и т.д. То есть, если вы просто сильный и грамотный альпинист и не комплексуете по поводу того, что ни разу не привязывали акью к вертолёту на курсах по спасработам.

Под занавес пройдусь по аптеке. Вернее по ряду доступных антиболиков. Так уж получилось, что мне довелось пройти практически полный курс их применения от анальгина до морфина, поэтому может чего полезного и почерпнете.
Из того, что можно купить свободно в аптеке самое сильное — кетонал(кеторол) производные кетопрофена. При реальной травме — что пёрышком под мышкой пощекотать. Поэтому желательно найти какого — нибудь врача, который выпишет трамал (трамадол). Это еще не совсем наркотик, его можно приобрести по обычному рецепту. Пожалуй самый сильный препарат из не криминального ряда. Не так конечно сносит крышу, как морфин, но в сравнении с кетоналом выигрывает однозначно. Если что, усилить действие любого антиболика можно инъекцией реланиума. Но здесь надо иметь в виду, что на фоне сноса крыши может наступить угнетение дыхания, как и при использовании обычной наркоты типа морфина в больших дозах. Ну и не колите его под язык. В руку колите, блин, ну или еще в какую более романтическую мышцу.
Реланиум вязок, иголку надо потолще, чтобы лучше шел. В сочетании с антиболиками уносит конкретно и достаточно быстро, в течении десяти- пятнадцати минут, поэтому пробовать от полкуба и смотреть по реакции.
Тот же Трамал вставляет обычно в течении получаса. Здесь с дозами можно сильно не стрематься. Сразу пару кубов, а там по ситуации, можно еще пару вколоть в течении часа. Реакция на Трамал от обычного уменьшения боли до головокружения и рвоты, так что будьте бдительны.
Важная деталь при использовании антиболиков — курс. Не надо ждать пока пострадавший снова начнет корчиться от боли. Колите через определённое время( в зависимости от интенсивности боли от двух до четырех часов) даже если боль не сильная. Приступ всегда сложнее купировать и менее эффективно получается. Комбинируйте препараты. Сняли первую остроту Трамалом, поддерживайте Кетоналом или еще чем послабее.
Неплохо иметь под рукой гормоны — дексаметазон типа, как антишоковое средство. Но здесь надо отдавать себе отчёт, что купировать шок в полевых условиях не всем медикам под силу, так что особо на него не рассчитывайте. Плюс, не обладая большим опытом, далеко не всегда можно распознать состояние шока на той стадии, пока его ещё можно купировать.
На высоте вроде Декс помогает, хотя на самом деле все это весьма индивидуально. Я вот уверен, что при обострении пневмонии на 7400 меня спасла в первую очередь тренированность и хорошая акклимуха плюс кислород. Ну и конечно вовремя начатый спуск вниз.
С сердечными все понятно. Валидол, нитроглицерин, валокордин.
Седатики — коньяк. Так не люблю, а на Горе ничего.
Зелёнка с бинтом и пластырем. И я всегда старался иметь эластичный бинт.
Всё. Ибо, как говорил нам наш док Сергей Бычковский — «чай не лечиться в Горы приехали».

Совсем в заключении о ментальной составляющей. Я терпеть не могу дураков из-за которых срываются спортивные планы, но у меня никогда не было ни секунды колебания, когда кто то просил о помощи. Даже когда работал с клиентами. И как бы я не кастерил спасаемых (иногда) идиотов, в глубине души, где то очень глубоко, я понимал, что от глупости, как и от ошибок никто не застрахован. И коли я выбрал для себя эту стезю, я не имею права рассуждать выходить или нет на спасы. Я обязан это сделать в любом случае и чем я сильнее, тем более обязан. Я никогда не собирался ни за кого умирать в Горах, но всегда старался сделать максимум возможного. Поверьте, удовлетворение от осознание того, что ты реально помог кому то сохранить здоровье, а то и жизнь, гораздо больше, чем от схоженой Горы. Прочувствуйте это и пусть никогда у Вас не остается неприятного осадка незавершенности планов, если пришлось что то пропустить, помогая другим, ибо работа в экстремальной ситуации типа спасов дает гораздо больше полезного опыта, чем тривиальный учебный маршрут. На зуб могу забожиться, пока есть еще штук двадцать с небольшим.
Так что в завершении морализаторства, из которого мой самоучитель состоит процентов минимум на 30, а то и более, хочу всем пожелать безаварийности и безфанатичности. Ну и удачи.

Автор: Дмитрий Павленко

Источник: mountain.ru

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Добавить комментарий