alp.org.ua / Альпинизм в Крыму / Юбилею маршрута Зенит посвящается

Юбилею маршрута Зенит посвящается

В середине декабря 2005 года двое альпинистов из Харькова  — Евгений Полтавец и Валентин Сипавин — прошли маршрут «Зенит» на Шаан-Кае, в Крыму. Это было первое зимнее прохождение маршрута. Свое видение маршрута Евгений Полтавец изложили в статье. Знаменателен тот факт, что скоро, в ноябре этого года, маршруту исполняется 45 лет.

Шаан-Кая – одна из сложнейших крымских стен.«Зенит» – первый маршрут VI к.сл. в Крыму (1966 год). Немного найдется альпинистов на постсоветском пространстве, которые не слышали о том, что в Крыму есть гора Шаан-Кая и что на неё есть какой-то мифический и страшный маршрут «Зенит». Также всем известно, что этот маршрут ходить не надо. Почему? Да потому что он представляет собой сплошную шлямбурную дорогу и ходить такое неинтересно. А тем, кому интересно, все равно не надо ходить. Ведь по многочисленным слухам маршрут идет по нависающим сыпухам и живым нашлепкам, старые шлямбура легко вытаскиваются рукой, а уши полностью сгнили. И, как следствие, на маршруте сейчас имеются далеко не все шлямбура, и значит пройти его невозможно.

Но, несмотря на тревожные слухи и на то, что «Зенит» – перестежка, находится немало желающих побороться с этим маршрутом. Свидетельством этому является большое количество спусковых петель, оставленных смельчаками на первых семидесяти метрах вертикали.

И, все-таки, чем же привлекателен для восходителей этот маршрут? Прежде всего, «Зенит» – это красивейшая стена, которая нависает над вами как нос гигантского корабля. Глядя на это нависание, опытный восходитель сразу понимает, сколько загадок и трудностей скрывает уводящая в небо шлямбурная дорожка. Мало кто останется равнодушным к этому зрелищу. Можно смело утверждать, что «Зенит» — маршрут специфический, исторический, знаменитый. Все это в сумме и толкает альпинистов попытать счастья на суровых нависающих стенах Шаан-Каи.

Маршруты на г. Шаан-Кая, Фото: Алексей Жилин.

Но почему, несмотря на то, что истории про гнилые шлямбура и живые нашлепки оказывались явно преувеличенными, восходители все равно отступали? Ведь работа на маршруте «несложная»? До того момента, как в обиход вошли крюконоги, все было понятно. Ходить такое на лесенках практически нереально. Но в крюконогах-то можно! Я думаю, что причины отступления были в основном психологическими.

Уже в самом начале восхождения настораживал тот факт, что «Зенит» – не везде перестежка. Ведь на первом участке есть несколько метров без шлямбуров. Второй, третий и пятый участки имеют по 2-4 метра без них (кто и когда их оттуда убрал – отдельный вопрос). Возникло подозрение, что маршрут и дальше может быть наполнен такими сюрпризами. Сколько будет участков без крючьев? Какое снаряжение необходимо для их прохождения? Сколько уйдет на это времени? От веревки к веревке порода становилась все более сыпучей, угол нависания возрастал.

Становилось ясно, что уже с середины стены отступать будет непросто, и чем выше, тем хуже. Но главное, чего не знал точно никто, доходит ли дорожка до верха стены, а если не доходит, то сколько метров и какой там рельеф? Честно говоря, мы бы тоже повернули вниз, если б не знали, что нас ждет впереди. Но свою подготовку мы начали с детального изучения статей Ю. Бурлакова («Ветер странствий», 1983 год), А. Шелхакова (mountain.ru). Перед отъездом мы получили обстоятельную консультацию от Л.Б. Волкова.

Что же ждет восходителей на «Зените»?

• Маршрут состоит из участков по 15 крючьев. Мы проходили по 2 участка сразу, чтоб экономить время на забивку шлямбуров на станциях
• Первый участок имеет 3 метра без крючьев. Мы поставили два рельефных скайхука и далее лазаньем к станции. В скальниках можно пролезть без ИТО
• Второй участок – 2 метра баз крючьев. Мы прошли на съемном шлямбуре ( d =8мм, L =30мм)
• Третий участок аналогичен второму
• На пятом участке есть 3 метра лазания. Порода здесь далеко не монолит. Перед уходом в лазанье мы забили шлямбур (80 мм)
• Выше пятого участка дорожка непрерывна
• Нависание растет
• Порода становится более сыпучей. Наиболее неприятные участки находятся в верхней части стены, а именно от внутреннего угла (середина стены) до предвершинного желоба. Там, на наш взгляд, наибольшая вероятность вырывания точек.
• С 2001 года шлямбура вверху доходят до рельефа, по которому можно лезть или ИТОшить (12-16 метров).

Схема маршрута

Какие на маршруте шлямбура

Станция на маршруте

Крючья первопроходителей имеют дюралевое тело d=10 мм, L=20 или 25 мм. и большие треугольные уши с двумя отверстиями. Изготовлены они из стали толщиной 2 мм. Несмотря на сильную ржавчину, эти уши достаточно прочны. ИТОшить по ним можно, а вот станции делать, конечно, не стоит. Особого внимания заслуживают отверстия в ухе этих шлямбуров. В них прощелкиваются далеко не все карабины. Хорошо идут «Ирбиса», чуть похуже — «Манараги». Но выше всяких похвал, безусловно, Kong Helium c Key Lock защелкой. Они очень облегчают работу второму, упрощая выщелкивание на нависании и косых участках. Также встречаются на маршруте шлямбура связки Попова-Шелхакова (2000 год). Это шлямбура со стальным телом d=8мм и ухом из нержавейки толщиной 2мм. Их насчитали на маршруте 24-25 штук. На выходе – последние 4 шлямбура вправо-вверх – это работа Л. Волкова и М. Робука в 2001 году. На станциях R1 и R6 и на участке R2-R3 после промежуточной станции в «котле» имеются шлямбура со стальным тонким ржавым ухом, имеющим 2 вертикально расположенных отверстия. Чьи они – мы не знаем. На станциях R1-R6 нами установлены шлямбура «Стрегор» d=10мм, L=80мм, кроме как на станциях R3 и R4 – «Стрегор» d=10мм, L=60мм. Перед участком лазания на R3-R4 — «Стрегор» d=10мм, L=80мм. Еще был забит шлямбур ВЦСПС L=30мм на участке R4-R5 (на промежуточной станции). А еще на маршруте забито 2 лепестка, «морковка» и клин.

Неприятное

Для того чтоб описание было достаточно полным, необходимо упомянуть вот о чем. ЧП, случись оно на маршруте, обрекает восходителей на спасение своими силами. Дело в том, что ни снизу, ни сверху никто оперативно не подойдет. Подъем снизу подразумевает наличие снаряжения и квалификации спасателей. Если спускаться сверху, придется вщелкивать все промежуточные точки, а это тоже долго. Но главное, что на «Зените» нет ни одной полочки, на которую можно положить и разгрузить от сдавливания системы пострадавшего. Сидушка (если вы ее даже и взяли) тоже вряд ли поможет. Короче говоря, если пострадавший без сознания или «тяжелый», то ему придётся болтаться в системе с запрокинутой головой, даже если его доставить на станцию. При многих раскладах остается вариант спуска пострадавшего с наращиванием веревок напрямую на землю. Если веревки по 60 метров, то можно это проделать, пока не пройдено полмаршрута. А если вы выше 120 метров, или у вас одна веревка, то…

Как было тогда

Бесспорно, с 1966 года альпинизм сделал огромный шаг в своем развитии. И с точки зрения альпинизма современного, маршрут кажется немного странным, неактуальным. Очевидно так же, что в наше время делать такой маршрут бессмысленно.
Но вернемся в 1966 год. В то время не было не то что перфораторов, даже обыкновенных жумаров еще не придумали! Для того, чтоб обеспечить подъем второму, первый оставляет на каждом крюке трехступенчатую лесенку. Таких лесенок первопроходителями было взято 45 штук. А еще 250 шлямбурных крючьев, 28 пробойников, 80 карабинов (стальных), 2 ходовые площадки, 3 молотка, 2 жестких основных веревки по 60 м, 2 вспомогательные, спальные мешки, надувные матрасы, радиостанция, канистра с водой. И, конечно же, 3 платформы, придуманные и изготовленные самими восходителями. «Жесткие гамаки», как их тогда окрестили, были одноместными.
Для прохождения маршрута понадобилось 8 дней. 6 ночевок на стене провели восходители. Я думаю, что у современников этого восхождения не было сомнений в спортивности данного проекта. И, несмотря на многочисленные попытки, никто до 2000 года «Зенит» так и не сходил.

А теперь о стиле, так сказать

А теперь о стиле, так сказать. Сейчас на маршруте есть места без шлямбуров. Все они привязаны к рельефу, позволяющему либо лезть, либо ИТОшить. Версия о том, что это со времен первого прохождения, отпадает. Вернее, пройти-то они могли, но последующие крючья им пришлось бы бить с лазания, а это очень сомнительно (кроме первого участка). Скорее, какой-то борец за «чистоту стиля» решил продемонстрировать на «Зените» прогресс современного альпинизма и повыдергивал «лишние» крючья. Справа от маршрута идет прекрасная стена, уверен, там будет и 8с+ и А5. Мне кажется, что «большому спортсмену» стоило там показать свое превосходство над альпинистами 60-х. Хорошо, что «мастер» еще невысоко добрался.
Да, на маршруте действительно хватает мест, где идется без шлямбуров, но это, на мой взгляд, еще не повод менять его на свое усмотрение! Ведь если сильный скалолаз пролезет какой-нибудь Free маршрут, обнаружит, что пробивка для него слишком частая и «покосит» крючья через один, то его вряд ли кто-то похвалит. А есть, кто вообще без страховки лазит…

Советы

Думаем, что крючья на большом нависании выдержат ограниченное количество прохождений (старые, забиты не в монолит). Помните, что вставая крюконогой в более высокую ступеньку лесенки, все больше грузится шлямбур от стены на вырыв, а не на срез!
Так же советуем взять на маршрут фонари — дело может затянуться в зависимости от ваших физических и технических способностей и навыков.
Возьмите запасных шлямбуров, набор закладок, крючья, хотя бы одну пару скальных туфель – все может пригодиться на выходе.
Собираясь на «Зенит», помните, что это «шестерка», не рассчитывайте на «Via Ferrata»!

Хронология прохождений маршрута (на 2006 год)

6-13.11.1966 г. – В. Павлотос (рук.), Ю. Ганчев, М. Резниченко. Тренер – Ю. Бурлаков.
28.04.2000 г. – В. Попов, А. Шелхаков.
02.05.2000 г. – В. Попов, А. Шелхаков.
01.06.2001 г. – Л. Волков, М. Робук.
16.12.2005 г. – Е. Полтавец, В. Сипавин – первое зимнее прохождение.

О попытке зимнего прохождения двумя неизвестными альпинистами из Гаспры в 2004 году рассказал нам по телефону кмс по альпинизму Добровольский Игорь из Алупки. По его словам, молодые ребята лезли со старыми «дубовыми» веревками, без крюконог и с древним снаряжением. Лезли два дня. Он их видел где-то на середине маршрута и уже потом внизу. И по словам ребят из Гаспры, они залезли на «Зенит». Хотя, мы думаем, что это под сомнением (как без крюконог, почему об этом никто не знает и т.д.). К тому же, Дмитрий не знает ни имен, ни адресов, ни телефонов этих альпинистов.

О других прохождениях неизвестно ни в Ялтинском ПСО, ни местным знатокам «Зенита». И не упоминалось в бортовом журнале Шаан-Каи (который недавно обогрел каких-то уродов-любителей костра и песен, сгорев в огне, в гроте под горой).

Хочется сказать большое спасибо всем тем, кто помог нам в осуществлении этой идеи «советом и делом». А именно: А. Ларионову и Л.Н.Сухаревой за шлямбура и моральную поддержку, Л.Б. Волкову за консультацию, И. Лисакову за поддержку.

Автор: Евгений Полтавец, г. Харьков

Использование материала на других ресурсах только с разрешения автора

Шаан-Кая. Зенит. Рассказ тренера

Добавить комментарий