alp.org.ua / Остальное / Дюльфер каскада каньона Сотера и «почти» via-ferrata на Кизил-Кобе

Дюльфер каскада каньона Сотера и «почти» via-ferrata на Кизил-Кобе

Идея поехать и все – таки сдюльфернуть по каскаду каньона Сотера томилась в наших головах давно, но затянувшаяся зима и прохладные погодные условия как в Днепропетровске, а по отзывам – так и в Крыму, были недостаточной мотивацией для этого мероприятия. Кроме того, в Интернете мы наткнулись на интересное видео о том, что в районе Кизил-Коба энтузиастами из «адреналин-тур.рф» прошлым летом создан первый маршрут Via-Ferrata (скальный маршрут со стационарными скобами-ступенями и страховочным тросом на протяжении всего маршрута).

Комментатор из видео вещал, что при необходимости предоставляется снаряжение в аренду, а кто со своим – милости просим, включился в трос – и полез. Правда, мы не учли, что комментатор говорил о сезонном посещении аттракциона, но об этом позже. Из видео мы еще поняли, что маршрут рассчитан на всех желающих людей от 10-ти лет отроду, а планируемое время преодоления сего – 30 минут.

В этом заявлении мы увидели вызов – что это за маршрут такой, что бы его полчаса по ступеням бежать-то? Поэтому общая картина программы на выходные сложилась очень быстро: первый день – via-ferrata на Кизил-Кобе,  возможно, немного скалолазания; второй день – каскад дюльферов на Сотере. И на 5 апреля было взято семь билетов на 90й поезд Днепропетровск-Симферополь.

По прибытию в Симферополь, нас постигло первое разочарование выезда – закрытый АТБ-Маркет недалеко от вокзала. Да и вообще, большинство витрин продуктовых магазинов – пустые, рыночные ряды – не до конца заполнены – сразу чувствуется, что сезон где-то рядом, но еще не наступил.

От вокзала на троллейбусе №1 мы доехали до поселка Перевальное, а оттуда – пешком, минут 40-50 двигались в сторону водопада Сууч-Хан. По тропам быстро дошли до необходимого нам места, о чем свидетельствовал вот такой информационный щит.

_DSC3230

Беспрепятственно миновав деревянную избушку, в которой должен располагаться смотритель аттракциона, подошли под самую скалу к началу маршрута. Возможно, в ней кто-то и был, но препятствий нам никто чинить не стал: ни до, ни после посещения маршрута.

_DSC3234

Все было почти так, как написано на щите — белым по черному: железная тропа, все необходимы сертификации, комплект снаряжения, 60 метров, 30 минут, от 10 лет, апрель-ноябрь. На календаре, как бы, уже апрель, но, тем не менее, второе разочарование нашего выезда тут как тут: оказывается, предусмотрительные «хозяева» снимают на «не сезон» страховочный трос.

_DSC3252

Менять планы у нас не было ни желания, ни времени, поэтому принято решение влезть все-таки по этой железной тропе, просто вщелкивая самостраховки в сами ступени.  Маршрут условно можно разделить на два участка: первый – вертикальный и самый интересный, и второй – более пологий, но живописный. По всей длине маршрута на разном уровне вбиты в скалу металлические скобы, с прутком толщиной, как мне показалось, не менее 10 мм. Ступени вбиты надежно, сверху проклеены еще и клеем для скальных клеевых шлямбуров. Расположение ступеней такое, что бы человек даже невысокого роста, стоя на одной из ступней смог спокойно достать до следующей, не напрягаясь и не вытягиваясь.

_DSC3251

В некоторых местах на первом участке подъема слева от металлической лестницы прикреплены деревянные бруски-помосты – было много догадок, зачем они тут нужны. Возможно, во время массового посещения аттракциона на этих «полочках» располагаются инструктора, для того что бы помогать перестегивать самостраховку в особо сложных местах, коих нами замечено не было.

_DSC3246

Вид, конечно, с маршрута открывается потрясающий – водопад Сууч-хан, со всеми его перекатами и переливами, поворотами и ваннами сверху смотрится очень красиво.

DSCN6506

DSCN6508

После первого участка выходишь на горизонтальную полку, где осторожно, пристраховываясь за клееные кольца (через которые должен проходить трос), переходим к началу второго участка, где ждем, пока подтянется наш «хвост» и в это время немного позируем на камеру. Ну невозможно этого избежать, если в группе есть хотя бы одна девочка! А у нас их было аж четыре!

_DSC3266

Кстати, прохождение аттракциона должно совершаться обязательно в каске, потому как на маршруте где-негде встречаются живые камни.

_DSC3278

После подъема по второму участку, который оказался не таким увлекательным как первый и, полюбовавшись окружающими красотами, по обходной тропе начали спуск к рюкзакам, которые, кстати, мы оставили прямо под стартом маршрута на камне.

_DSC3300

Итог прохождения: 7 человек без страховочного троса, но с соблюдением всех правил безопасности преодолели первый в Украине маршрут via-ferrata за 23 минуты.  Безусловно, неподготовленным посетителям после посещения данного аттракциона эмоций и впечатлений хватит на много недель вперед, а подготовленным – так, на один зуб закусить :). Но погода установилась очень хорошая, природа вокруг – потрясающая, да и простое самоощущение своего бренного тела в Крыму не давало нам повода грустить или расстраиваться.

Кроме того, под скалолазным массивом Кизил-Коба, где, греясь на скалах, в разнообразных позах расположились скалолазы, было принято решение устроить привал и похлебать супца.

_DSC3360

Пока мальчишки увлеченно чистили картоху и готовили зажарку, девчонки отправились покорять скальные пятерки и шестерки. Кстати, специально для этого выезда мною у Экипировочного центра «Восхождение» было временно изъято (не забыть вернуть) два страховочных устройства от Climbing Technology: большой Alpine Up и его меньший брат Click Up.

Alpine Up

Alpine Up

Click Up8

Click Up

Подробные технические характеристики можно посмотреть на официальном сайте представителя в Украине: www.climbingtechnology.com.ua

Страховались мы через Click Up, лезли — с нижней – почти все как положено, только вот веревка-то у нас оказалась статической десяткой, пусть и мягкой. Конечно, для того что бы быстро протягивать веревку через страховочное приходилось прилагать немного усилий, но при срыве (мы не срывались, мы просто тестировали!) Click Up железно, я бы даже сказала намертво, подклинивает веревку, даже статическую. И не важно, какого веса страхуемый – 50, 60 или 90 кг – чем выше вес лезущего, тем надежнее у устройства работает этот «клик».

_DSC3323

_DSC3326

Отобедав и налазившись, мы собрали вещи, вывалили на трассу и переехали к следующему запланированному пункту. Изначально, планировали взойти на Северную Демерджи через поляну Ман, приспуститься в каньон, там заночевать (провести приятнейший вечер у костра под звездным небом с кружечкой вкуснейшего вина Ай-Серез), а с утра не спеша сдюльферить по каскаду Сотера, но сложилось, гм, немного не так как планировалось. Произведя в голове несложные подсчеты, мы решили, что через Южную Демерджи доберемся до необходимой нам стоянки быстрее и сэкономим на посиделки у костра часок-другой (ну какой нормальный турист на это не согласился бы?). Поэтому из троллейбуса мы вышли на остановке «Лучистое».

_DSC3364

И тут началось интересное: наверное, каждый из нас попадал в ситуацию в походе, на выезде или во время ориентирования, когда несколько человек вот точно знают куда идти, только знания эти – отличаются друг от друга. В итоге, вместо натоптанной тропы на Южную Демерджи, в желании сократить, мы выперлись «в лоб».

_DSC3373

Начинали подъем еще засветло, но на стоянку – большую оборудованную поляну – пришли уже с фонарями на лбах. Погода стремительно портилась: надвигался туман и поднимался ветер, и почему-то очень плохо горел костер, мы замерзли и изголодали, поэтому быстро поужинав, все полезли греться по палаткам, и о ночных посиделках у костра с вином не могло быть и речи.

Утром, вдоволь выспавшись и плотно позавтракав, мы продолжили движение по ущелью вниз в поисках первого спуска дюльфером. По дороге забежали на исток водопада Джур-Ла и ласково нарекли его «Начало Зла», так как воды в нем хоть было и не много, мы поняли, что сухими нам по каскаду не спуститься.

_DSC3377

Продолжив движение вниз, нам пришлось познать все прелести каньонинга – не только привычного спуска и работы с веревкой, но так же скольжения по склонам на пятой точке и лазания по древесным корням вниз.

DSCN6514

Природа Крыма, пусть и ранней весной, все же прекрасна: она, словно спящая девица, уже проснулась, но не успела причесаться — легкие набухшие лиственные почки, щебечущие птицы, зеленая трава и пробивающиеся цветы дарят чувство неимоверного восторга.

DSCN6519

Мы подошли к первому спуску – мокрому и самому скользкому. «Сухим из воды» удалось выйти только Серёге – сразу видно, кто из нас самый «бывалый». Остальные же благополучно промокли: кто больше, кто меньше, но вот нашему оператору повезло меньше всех – его нарочно попросили залезть под струю для получения таких ценных кадров.

DSCN6524

DSCN6529

Склоны справа и слева от водопада безнадежно скользкие и сырые, так что как ни прыгай ноги разъезжаются, и маятником левую сторону тебя заносит под воду.

DSCN6536

Никогда  раньше мое желание «прилипнуть» к скале не было таким сильным – перспектива проходить часть оставшегося пути мокрой – не прельщала.

DSCN6539

Кстати, по поводу длины веревок: мы использовали две статики длиной 30 м и 46 м, но на всех спусках хватит и пары веревок по 30-35 м метров. Все участники спускались по жестко закрепленным одинарным перилам, но со страховкой, а последний – на сдвоенной и Alpine Up-е.

DSCN6544

Все крепления происходили на деревьях, с помощью петель, которые мы с собой предусмотрительно захватили.

DSCN6548

DSCN6551

Когда мы почти закончили второй спуск, заметили, что на верхнем ярусе за нами компания из 3-5 человек (а может и больше) готовят веревки к навеске, что лишний раз свидетельствует о нарастающей популярности этого места.

DSCN6555

На большой фотографии честно-честно видно силуэты на верхнем ярусе :)

Следующие спуски – одни за другими, преодолевались сухо и беспрепятственно – двигаться параллельно с водой, а не в ней было само удовольствие. Темп мы немного нарастили – поняли, что можем быть не только догнанными ребятами сверху, но и опоздать на поезд, но наши опасения не подтвердились ни в первом, ни во втором случае – больше ребят мы не видели, и на поезд успели.

DSCN6576

В итоге мы завесили 7 дюльферов, хотя по уверению некоторых наших участников на этом каскаде возможно завесить до 20-ти спусков. Такой необходимости мы не видели, так как качество покрова позволяло по тропам обходить некоторые неинтересные для нас  участки спусков.

Спустившись на «центровую» поляну каньона – максимальную точку, куда можно дойти снизу – мы увидели интересное объявление.

_DSC3402

Текст на большом объявлении, написанным человеческой рукой, гласит:

«Товарищи туристы! В окрестностях данной стоянки орудует наглая лиса, которая мешает спать, ворует продукты и портит снаряжение. Будьте бдительны, коллеги!» И подпись.

А выше, уже корявой звериной лапой накалякано: «Товарищи лисы! По нашим тропам ходят наглые туристы, которые мешают нам спать, жрут консервы и гадят в норки. При встрече призываем вас мешать им спать, воровать продукты и портить снаряжение! Единый комитет лис долины реки Алаки :)».

Стоит ли говорить, что с хорошим настроением мы двинулись вниз, но вопреки всем нашим ожиданиям лис мы так и не встретили. Зато встретили других, не менее интересных «экземпляров» — двоих горе-туристов, которые с раскрасневшимися лицами (помидоры в супермаркете не такие красные) поднимались по тропе вверх. Они задорно поздоровались с нами и продолжили подъем, а мы убежали вниз к трассе. Уже дома в интернете мы прочли, что эти двое – стали героями ночных спасработ крымского КСС, подробности которого можно узнать по ссылке: ТУТ.

По дороге мы еще забежали на так называемую памятку «Каменные грибы», которые по уверению наблюдателей, растут каждый год.

_DSC3423

Вывалив на трассу, мы с трудом нашли машину за приемлемую цену, что бы добраться до Алушты, ведь все рейсовые автобусы идут загруженные и не останавливаются.

DSCN6630

На этой фотографии хорошо просматривается место, куда мы забрались в субботу вечером (отроги Южной Демерджи на вершине) и откуда начали спуск в воскресение  утром (скальный массив правее).

Кстати, о работе страховочного снаряжения хотелось бы сказать пару слов.

Alpine Up и Click Up работают надежно, на всех спусках – держат крепко, я бы сказала почти намертво – на мокрой статике мне с трудом удавалось обеспечить себе комфортный спуск с мягким протравливанием веревки – что бы создать рычаг приходилось прилагать немало женских усилий. Но после второго спуска я перевернула Click Up «неправильно» и устройство заработало как привычный «стакан» без подклинивания, и я стала получать настоящее удовольствие :).

DSCN6625

Аналогичная ситуация и с Alpine Up: комфортный спуск по статике – только через отверстие для динамической страховки.  Недаром производитель придумал эти «железячки»  для динамической веревки.

А  в общем – всё супер!  Мы уже придумали программу на следующие выходные с не менее увлекательными спусками на Мисхорских гротах :)

Автор: Кичатая Юля
Подготовлено для ЭЦ «Восхождение»
Первоисточник тут: www.alp.dp.ua

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

12 комментариев

  1. … но с соблюдением всех правил безопасности преодолели первый в Украине маршрут via-ferrata ….
    Кто то ещё считает так-же как авторы статьи?

    По поводу страховочных устройств. _ Очень удачные устройства, второй раз пишу об этом на ALP.ORG.UA. Но вообще то эти устройства больше подходят для динамической верёвки.

  2. Спасибо, интересно было почитать.

    Замечание небольшое: вот в этих случаях самостраховка не работает, т.к. человек находится выше нее:

    http://alp.org.ua/wp-content/uploads/2013/04/DSC3266.jpg
    http://alp.org.ua/wp-content/uploads/2013/04/DSC3251.jpg

    Для таких целей нужно использовать кусок динамики (9,8-10 мм).

    Хотя, возможно с первой ссылкой я ошибаюсь, т.к. девочка параллельно пристрахована еще одним усом, который вщелкнут выше нее. На фото просто не понятно, ее второй ус или нет.

  3. boffin :
    Спасибо, интересно было почитать.
    Замечание небольшое: вот в этих случаях самостраховка не работает, т.к. человек находится выше нее:
    http://alp.org.ua/wp-content/uploads/2013/04/DSC3266.jpg
    http://alp.org.ua/wp-content/uploads/2013/04/DSC3251.jpg
    Для таких целей нужно использовать кусок динамики (9,8-10 мм).
    Хотя, возможно с первой ссылкой я ошибаюсь, т.к. девочка параллельно пристрахована еще одним усом, который вщелкнут выше нее. На фото просто не понятно, ее второй ус или нет.

    У всех было по две самостраховки, один ус — постоянно максимально выше страхуемого — такие себе «качели» по ступеням. Благо, ступени это позволяли — набиты они очень часто. Но все равно большое спасибо за замечание, примем во внимание.

  4. terrorist (Гость) :
    … но с соблюдением всех правил безопасности преодолели первый в Украине маршрут via-ferrata ….
    Кто то ещё считает так-же как авторы статьи?
    По поводу страховочных устройств. _ Очень удачные устройства, второй раз пишу об этом на ALP.ORG.UA. Но вообще то эти устройства больше подходят для динамической верёвки.

    Каюсь, не со всеми правилами :( Правильнее было бы еще организовать дополнительную страховку каждому участнику.

  5. Кто и как проверял эти скобы? На какую нагрузку они рассчитаны? Промежуточных точек страховки на фото не видно, есть ли смысл брать дополнительную страховку для каждого? Разве что, в качестве дополнительной страховки имеется ввиду верхняя страховка.
    Вообще для виа- феррато рекомендуют (хотя там тоже не всё гладко) использовать компенсаторы рывка. Но для данной дороги, похоже они тоже бесполезны.

  6. Эх….вспомнила и я лето..Как раз была в этом домике..И как мы ходили на виа феррату и как был натянут слег лайн и потом дюльфер вниз..здорово было!!Сереже,Паше,Владу привет!!На сколько я знаю, именно они клеили скобы, вроде за один день!!А потом с утра маршруты рядом на скалках!!!Хочу в Крым обратно!

  7. >> «хозяева» снимают на «не сезон» страховочный трос

    так что в сезон нужно ходить именно с ферратным снаряжением.
    только иметь в виду…..

    Итак троса нет, значит ферратноё снаряжение бесполезно. Этот пункт выключаем из обсуждения. На нет и суда нет.
    Давайте рассмотрим действия любого участника из этой команды, которые …с соблюдением всех правил безопасности преодолели первый в Украине маршрут via-ferrata ….
    Согласно из же фотографиям. Итак любой участник имеет по две дези-чейн в качестве самостраховок, некоторые из дайнемы. На всех фото самостраховки ввязаны в беседки, как бог на душу положил, рассмотреть это можно при увеличении фотографий. То есть ситуация, когда человек остаётся на одной точке (скобе) на одной самостраховке практически постоянна. Причем, встёгивание самостраховкой в скобу получается с петлей, позволяющей любому участнику упасть на нерастяжимой страховочной петле по крайней мере на глубину 1.2 метра. Когда может произойти падение? В момент встёгивания в верхнюю скобу. Если повезет и скоба не вылетит (кто и как её клеил это не важно, но что нагрузку они вряд ли держат это точно), участник (ца) останутся живыми, но с адренолиновым выхлопом в штанах. А если не повезёт?

    Никого не хочу убеждать в очевидном: жизнь прекрасна, но не стоит попадать в репортёрские хроники по собственной глупости.
    Кстати у девочки в зеленой безрукавке, Клип-ап встегнута не туда, это тоже хорошо видно.
    Ребята и девчата. Прошли бы вы хоть какую-то начальную подготовку для нахождения в горах. Рядом с тёткой ходите.

  8. Вы абсолютно правы,организация страховки неправильная.Начиная от самостраховки, заканчивая страховочными устройствами…Ребята сначала почитайте инструкцию к беседке, а потом про фактор рывка….это вам даст шанс остаться в живых!

  9. Три раза прочитал «лезли — с нижней – почти все как положено, только вот веревка-то у нас оказалась статической десяткой, пусть и мягкой», чтобы точно убедиться. лезли с НИЖНЕЙ на СТАТИКЕ. Но, не срывались. Это молодцы, это похвально. Так может и веревку тогда использовать не нужно? Срываться-то все равно не планировали. Террорист прав, с теткой рядом ходите

Добавить комментарий