Один из самых выдающихся альпинистов Северной Америки — Фред Беки (Fred Beckey) родился в 1923 году в Германии и вырос в Сиэтле, где живет по сей день. Его самый ранний первопроход – маршрут на Forbidden Peak в 1940 году. Фред Беки является автором нескольких популярных гайдбуков. В свои 90 лет он продолжает заниматься альпинизмом и скалолазанием.

Примечание редактора: в честь юбилея Фреда мы с радостью публикуем предисловие из недавно написанной им книги – «100 любимых маршрутов Фреда Беки в Северной Америке». С днем рождения, Фред, от всех нас из Патагонии.

Автор книги: Фред Беки (Fred Beckey)

Мы живем на поразительной планете, каждый из континентов которой испещрен горами. Одно лишь присутствие горных хребтов издавна волновало человеческое воображение, казалось этакой невидимой мощью. Кто-то считает, что горы обладают психологическим притяжением, пленяющим нас. Есть что-то волшебное в огромных пиках, где свет играет с причудливыми тонами, создавая неповторимые цвета снега, льда и скал.

На протяжении долгого времени горы питали в человеке чувство сверхъестественного, были в древности, а в некоторых культурах и поныне, обителью великого духа. В Азии миллионы верующих считают Гималаи обителью богов и лестницей в небо. Безусловно, именно благодаря своему суровому характеру горы прочно завладели воображением людей.

Альпинизм учит нас стойкости и отваге – без них не достичь уверенности в своих силах. Удачное, красивое восхождение дарит чувство удовлетворения, в то время как восхождение, в успехе которого ты не был уверен, может принести страх. Мы должны мгновенно решать – продолжать восхождение или спускаться. Стратегия порою оказывается важнее силы, выносливости или скорости. Прибавьте к этому риск – и вот вы испытываете чувство постоянной настороженности, как при охоте на опасного зверя. Как сказал Дэвид Робертс в книге «Гора, которой я боюсь»: без риска альпинизм стал бы очередной игрой.

Буря в высотном лагере на горе Seattle, когда ветер едва не сорвал палатки с узкого гребня. Аляска. Первовосхождение: Фред Беки, Дон Лиска, Джим Стюарт, Арт Дэвидсон, Херб Стейли и Эрик Бъёрнстад (Fred Beckey, Don Liska, Jim Stuart, Art Davidson, Herb Staley, и Eric Bjørnstad) в мае 1966. Фото – Фред Беки

Восхождение не всегда в полной мере предсказуемо, и эта неопределенность придает ему особую прелесть. Важно не терять этот дух альпинизма, исключая все риски. Ведь сведение на нет опасности убивает вызов и привлекательность приключения.
Британский альпинист Аль Альварес (Al Alvarez) так писал об удовольствии от риска и о том, как альпинизм влияет на бдительность: «Когда восхождение успешно, с новой силой и радостью чувствуешь, что ты жив. Альпинизм … это парадоксальное интеллектуальное времяпровождение… Каждая пройденная веревка являет собой совокупность отдельных особых сложностей. Каждое движение должно быть результатом этакой физической стратегии, учитывающей усилие, равновесие и последствия этого движения».

Дабы уменьшить вероятность несчастного случая, опытные альпинисты добиваются гармоничных взаимоотношений между страхом, осознанием опасности, и направляют свои внутренние силы в положительное русло, чтобы преодолеть сложности. И инстинкт, и приобретенная способность оценивать ситуацию развиваются с опытом. Каждый сам приходит к пониманию того, когда нужно дойти до своего предела, как уберечься от камнепада, где застраховаться, и в какой точке повернуть назад.

Маршрут Беки – Куинарда на South Howser Tower, чуть правее центра стены. Он был впервые пройден в 1961 году. Британская Колумбия. Фото – Марк Пиче
49 лет спустя Айвон Куинард и Фред Беки вновь объединились для восхождения по Sespe Wall над Santa Barbara, Калифорния.
Фото – Джефф Джонсон
Рождество в Патагонии. Фото – Питер Бриггс

Несмотря на то, что Альп долгое время побаивались, считая обителью драконов, демонов и злых духов, эти отрицательные настроения рассеялись, когда английские джентльмены стали ходить в тамошние горы в средине 18 столетия. В 1786 году был покорен Монблан, и вскоре бесстрашие победило былую неприязнь к высоким пикам. Страсть к альпинизму безусловно повлияла на Эдварда Уимпера, влюбившегося в Швейцарские Альпы в 1960 году; пять лет спустя он повел свою команду на Маттерхорн (на спуске четыре альпиниста погибли – прим. переводчика).

Еще один британец, Джеймс Аутрем (James Outram), несколько позже был очарован Канадскими Скалистыми горами. Он ликовал: «Горы обладают волшебной притягательностью. Их огромное величие,… великолепие очертаний». Так он объяснял тягу к восхождениям. Многие пытались ответить на этот вопрос – обращенный к рациональному объяснению – и ответ Джорджа Мэллоги «Потому что он есть» стал клише для общественности. Простые радости и треволнения восхождений, их опасности и обязательства, которые она накладывают, разъяснил Гвидо Рей в книге «Вершины и пропасти: Восхождения в Доломитах и Савойе (Peaks & Precipices: Scrambles in the Dolomites & Savoy)», опубликованной в 1914 году.

«Это восхождение было первым в новом году, и я вновь ощущал радость горной жизнью во всем ее совершенстве, беспрецедентную радость, пропитывающую тело и душу, отличную от всех остальных человеческих радостей, сложенную из бесчисленных неясных ощущений – ощущений, порожденных сменой пейзажей, легкостью воздуха, одиночеством вокруг нас и миром внутри нас; чувством высоты, ожиданием опасности, волнующей свободы…»
Выросшие к северо-западу от Тихого океана, вдали виднелись две скалистые гряды, и их величественные линии заинтересовали меня. В молодости меня очаровывали пейзажи, и я научился хитро лавировать между зовом дикой природы, требовавшей свободы от условностей, и консервативно настроенными родителями и их друзьями. Будучи бойскаутом в Сиэтле, я участвовал в лесных и горных походах, во время которых и полюбил дикую местность. Тут я нашел привязанность, товарищество, живописные виды и прекрасный выход для своей энергии.

Фред Бэки (Fred Beckey) стоит на руках Джо Хееба (Joe Heeb). Фото сделано во время первопрохода на «Silver Horn» в 1953 году
Cy_Kaicener
Фред Бэки (Fred Beckey)

Моментом моего прозрения стало восхождение на гору Олимп в Вашингтоне с группой бойскаутов, во время которого я ближе познакомился с непрерывной борьбой силы тяготения техники восхождения по искрящемуся, покрытому трещинами леднику. Еще одним знаковым сближением с дикой природой стало восхождение на гору Триумф, одинокий скальный выступ в Северных Каскадах. Стоя на вершине и с трепетом обозревая окрестности, я сроднился с благородными, невероятной красоты пиками и разбросанными тут и там ледниками.

Семья Беки: Фред (слева), доктор Клаус х. Беки (отец), Хелми (брат), Марта Мария (мать), и собака Тегги. Фото сделано у дома семьи Беки в Сиэтле, приблизительно в 1930 году. Фото из архива Беки
Лео Шайбленер (Leo Scheiblehner) на оледенелом узком Йокумском гребне горы Худ во время первовосхождения, совершенного с Фредом Беки в 1959 году. Орегон. Фото – Фред Беки

Заболев альпинизмом, я столкнулся с необходимостью принимать собственные решения, выходящие за рамки правил командного спорта. Я обнаружил, что альпинизм требует не только принятия значимых решений, отражающих все тонкости выбранной стратегии, но и принятие на себя обязательств, которые сложно оценить в повседневной жизни. Это давало свободу от ограничений, яркость ощущений и радость после благополучного возвращения. В частности, лето 1940 и лето 1941 принесли вызывающие первопроходы в гряде Каскадов – они принесли уверенность в наших силах, настойчивость, ответственность, и имели эффект соблазна. Успех, амбиции и ненасытная тяга к более сложным горам побудили меня предпринять шестинедельную экспедицию к горе Уэддингтон в Канаде, где мы с братом столкнулись с трудностями, справиться с которыми при нашем скудном опыте было затруднительно. Со временем изолированность вошла в привычку. Вполне возможно, что нас считали эксцентричными тинейджерами-нонконформистами – по крайней мере, мы мыслили творчески и развивались в плане техники.

Звездные пики района Panhandle на Аляске стали моим следующим наваждением – я задумал подняться на Kates Needle и Devils Thumb, что и сделал вместе с Бобом Крейгом и Клиффом Шмидтке (Bob Craig, Cliff Schmidtke) в 1946 году. Хотя наши свершения и были незначительными, они открывали большие перспективы. Следующим летом я присоединился к большой команде с определенной целью – совершить первопроходы на непокоренные удаленные вершины Прибрежных гор Британской Колумбии восточнее горы Уэддингтон. Нашей заветной мечтой была гора Asperity, однако лавина на Serra II, имевшая фатальные последствия, едва не лишила и меня жизни. Далее была успешная экспедиция на ледовое поле Juneau; траверсы с использованием лыж открывали новые горизонты в технике.

Аляскинский хребет поманил меня в 1954 году, и мои приключения в этом краю начались с восхождения на гору Маккинли, затем было успешное восхождение на горы Deborah и Hunter с Генрихом Харрером и Генри Мейбомом (Heinrich Harrer, Henry Meybohm). Последовавшие за этим экспедиции к многочисленным горам Аляски были успешны и авантюры, имели большой исследовательский вес. Впрочем, районы Cascade Range, Sierra Nevada, Wind River Mountains, Canadian Rockies, Bugaboos, Coast Mountains также дали мне многое. А на совершенно другой арене, в юго-западной пустыне, я добился успеха на Shiprock, Great White Throne и других непокоренных, одиноко высящихся монолитах.

Генрих Харрер (впереди), Генри Мейбомом (за ним) и Фред Беки первыми взошли на гору Deborah в 1954 году. Аляска. Фото – Фред Беки

Величие, притягательность и история выбора заветных вершин и маршрутов в Северной Америке описаны в книге «100 любимых маршрутов Фреда Беки в Северной Америке». Я выбирал маршруты, подарившие мне особое чувство удовлетворения от достигнутого; восхождения, привлекательные в эстетическом плане, с определенным уровнем сложности, признанные мэтрами.

В книге содержатся история восхождений, географические подробности, связанные с этим восхождением шутки, полезные советы. Я постарался избежать сухости гайдбуковой прозы, добавив жизненные заметки и подробности маршрута. Фотографии, описания, карты – все это помогает, конечно, но выбор правильного пути на альпийском маршруте тем не менее остается серьезным испытанием, с возможным наказанием за недальновидность и недостаток опыта.

У каждого восхождения из этой книги есть чему поучиться – будь то отвесные трещины на классической стене, высокий бастион без нормальных возможностей отхода, снег и лед разной степени сложности, или сложный экспедиционный подход к пику, находящемуся далеко на севере. Высота горы или маршрута для меня не важна – хотя выбранные мною маршруты не короче четырех веревок. Все эти восхождения имеют особую привлекательность, и являют собой балансирование между усилиями, храбростью, риском, стрессом, и порою большими объемами работы. Диапазон выбранных мною маршрутов – от выщербленных карнизов горы Deborah, покрытых льдом стен горы Robson, несравненных Bugaboos, острых шпилей Forbidden Peak, гранитных выступов Charlotte Dome до головокружительного песчаника Zion.

Фред Беки выиграл за свою книгу специальный приз жюри на фестивале Banff Mountain Film Festival 2012. Фото — The Banff Centre

Пожалуй, лишь немногие альпинисты захотят ознакомиться с еще более одиозными маршрутами, описанными в этой книге. Однозначно, смелость прохождения некоторых маршрутов сегодня не покажется такой впечатляющей. Однако, более классические маршруты привлекут многих.

«Буду страховать за еду»

Автор: Фред Беки (Fred Beckey)

Оригинал на английском: http://www.thecleanestline.com/2013/01/happy-90th-birthday-to-the-master-fred-beckey.html

Адаптированный перевод: Богуш Роман (г.Херсон)

Источник перевода: Проект ALP

На этот перевод статьи распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы запрещена!

О Фреде Беки можно прочесть также в статьях:

Этика альпинизма: историческая перспектива. Часть 1

Этика альпинизма: историческая перспектива. Часть 2

История альпинизма. Преимущества технического развития

От admin

Добавить комментарий