Александр Заколодный — известный украинский альпинист из Харькова, участник Международной Украинской экспедиции на Нанга-Парбат, коротая была прервана нападением боевиков на Базовый лагерь, рассказывает об экспедиции и трагических событиях. Во время нападения погибли трое харьковских альпинистов.

— Скажите, почему для экспедиции была выбрана именно вершина Нанга-Парбат?

— Этот объект интересен нам со спортивной точки зрения, это не «классический» маршрут, на котором работают шерпы, многочисленные коммерческие экспедиции и пр. Для покорения вершины Нанга-Парбат нужно долго и упорно работать. К тому же, гора очень сложная для альпинистов – за время ее освоения погибло много спортсменов. Бывало, что люди выбирали неправильный путь, и в экспедициях лишались жизни сразу 10, а то и 16 человек. Но нас это не испугало и мы решили взойти на вершину Нанга-Парбат, несмотря на то, что за ней закреплена слава горы-убийцы.

— Как много понадобилось времени для подготовки к восхождению?

— Подготовка началась сразу же после нового года. Чтобы сформировать команды, испытать снаряжение и немного потренироваться нам понадобилось около шести месяцев. Причем мы проводили время не только в лесопарке и городских спорткомплексах, а ездили в Крым и на Эльбрус.

— Александр, скажите, насколько среди альпинистов распространены суеверия? Вы сами, лично, верите в некие знаки или предупреждения? Было ли нечто подобное накануне восхождения?

— Нет, особых примет у нас нет. И никаких знаков накануне похода не было.

— Скажите, готовясь к экспедиции, учитывали ли вы те опасности и риски, с которыми людям пришлось столкнуться лицом к лицу?

— Мы учитываем риски, идя в любую экспедицию. Но все они связаны исключительно с опасностями, которые подстерегают людей в горах – сходом лавины, камнепадами и пр. О том, что пакистанцы будут стрелять мирных людей мы и подумать не могли. Поэтому к вооруженному нападению никто не готовился. Более того, гора спасла всех, кто находился на ней в момент трагедии, ведь погибли лишь те ребята, которые были в лагере.

— Расскажите о событиях, которые произошли в лагере альпинистов.

— Специфика альпинистских походов такова, что часть людей работают на самой горе, часть – у ее подножья. Затем спортсмены меняются, чтобы отдохнуть и акклиматизироваться. Так получилось, что накануне я должен был спуститься вниз, но решил поработать дольше, потому и остался ночевать на горе с другими ребятами.

В районе 8 часов утра по местному времени пакистанский альпинист начал громко разговаривать с кем-то по рации, после чего сообщил, что внизу убили людей. Никаких подробностей мы не знали. Когда спустились – на месте было много солдат. Нас эвакуировали в 5 вечера, а опознания начались уже в городе.

Как рассказали местные жители, в лагерь пришло 16 человек с автоматами. Они по очереди вывели из палатки альпинистов, забрали документы и связали им руки. Затем начали спрашивать каждого, из какой они страны, сверяя информацию по паспорту, и по очереди стрелять в них. После забрали документы и сделали контрольные выстрелы в голову.

— А что говорили об убийстве местные жители?

— Накануне в лагерь приходили люди и спрашивали, кто из присутствующих мусульманин, а также пытались навязать мнение о том, что их вера лучше любой другой. По информации пакистанских СМИ, один из этих людей был в составе вооруженной группировки, но я не уверен, что это действительно так.

Местные говорили, что убийцы мстили за смерть Бен Ладена и убийство какого-то командира. Но, опять же, лично я такой информацией не владею.

— Удалось ли вам забрать из Пакистана снаряжение?

— Снаряжение нам пока не вернули. Недавно выжившим альпинистам сообщили, что самолет с ним уже вылетел из Пакистана, но там произошла какая-то поломка, и он к нам не долетел. Сегодня должен был вылететь еще один самолет, но долетят ли к нам личные вещи, сказать не могу. Стоимость снаряжения – около 8 тысяч долларов на одного альпиниста, а у пакистанцев совсем другой менталитет… Например, когда случилась трагедия у подножия Нанга-Парбат, повара-пакистанцы соседней группы альпинистов сказали, что в их лагерь приходили разбойники, которые забрали деньги и личные вещи спортсменов. Но после того как пакистанцам пригрозили, они отдали альпинистам их вещи.

Какие у вас планы на последующие восхождения? Наверное, харьковские альпинисты не скоро захотят подниматься в горы…

— То, что произошло, не имеет никакого отношения к альпинизму. Расстрел наших сограждан мог произойти где угодно – хоть на улице Исламабада, хоть в горах, хоть посреди Харькова. Поэтому отменять походы никто не собирается – мы похоронили товарищей, но, повторяю, они погибли не через увлечение альпинизмом. Все, кто выжил, планирует дальнейшие походы в горы. А в следующем году мы планируем организовать экспедицию памяти Игоря Свергуна, Дмитрия Коняева и Бадави Кашаева. С ее организацией нам пообещали помочь местные власти. Правда, только это будет восхождение не на Нанга-Парбат, а другой восьмитысячник.

Кстати, для пакистанцев этот расстрел – привычное дело. Местные жители сказали, что ничего страшного в смерти наших друзей нет, ведь в Исламабаде расстреливают по 80 человек в день…

По материалам http://kh.vgorode.ua/

Помощь семьям погибших под Нанга-Парбат украинских альпинистов.

Нападение на лагерь экспедиций под Нанга-Парбат — убиты 10 альпинистов.

Памяти погибших в Пакистане украинских альпинистов — Игоря Свергуна, Бодави Кашаева и Дмитрия Коняева.

Сергей Бершов. Такое горькое прощание.

Подробности трагедии под Нанга-Парбат — выживший пакистанский альпинист об атаке террористов.

От ls

Добавить комментарий