Вы твердо решили, что счастья в жизни без горных лыж не будет. Решили очень правильно. До этого момента зима для Вас была просто холодным скользким временем года, и Вы с нетерпением ждали весны.
Основная стойка.
Сейчас, когда Вы приобрели собственные лыжи — все радикально поменялось.
Осталась ерунда — научиться управлять лыжами. Ничего сложного в этом нет, приведенный ниже цикл уроков вполне достаточен для самостоятельного обучения азам.
Для успешного обучения необходимо ничего не пропускать, выполнять все упражнения до автоматизма, следить за возможными ошибками.
Мы уверены, у вас все получится.
Первые шаги.
Разминка проводится в застегнутых ботинках, без лыж и палок. Отдых на горных лыжах — тоже спорт. И давать сходу нагрузку «холодным» мышцам чревато неприятными последствиями.
Оптимально — уделить на разминку 8-15 минут, чем холоднее на улице – тем дольше. Упражнения ничем особо не отличаются от утренней гимнастики, но проводить ее рекомендуется сверху вниз, от головы до стоп, с упором на вращательные и маховые движения.
Дополнительное очень полезное упражнение: бег по маленькому кругу с разворотом и бегом в противоположную сторону по хлопку в ладоши ведущего. Хорошо «греет», учит быстрой реакции, ноги привыкают к ботинкам.
После разминки внутренний ботинок «обминается» по ноге, поэтому клипсы необходимо дополнительно подтянуть. Ботинок должен быть затянут максимально плотно, но дискомфорта быть не должно.
Напоминаем, штаны — поверх ботинка, внутри ботинка должен быть только длинный носок из тонкой нити.
Переноска снаряжения.
Лыжи сложить скользящей поверхностью друг к другу. Ски-стопы должны принять Х-образное положение. Положить лыжи на плечо носками вперед и придерживать одной рукой ближе к носкам. Переднее крепление должно быть за плечем. Обе палки возьмите в свободную руку для поддержания равновесия.
Надеваем лыжи — ровно, без перекоса вставляем носок ботинка в переднее крепление и сильно, но без удара нажимаем на пятку. Крепёж должен закрыться с характерным щелчком. Если не щелкнуло, значит, криво вставлено или на подошву налип снег. Снимаем лыжу, нажимая лыжной палкой или другим ботинком на педаль на заднем креплении, удаляем снег легкими скользящими ударами подошвы об переднее крепление или лыжной палкой.
Обучение Основной стойке (ОС).
Место проведения упражнения — равнина. Да, лыжи горные, но в гору поднимемся чуть позже. Лыжи обуты, палки в руках, ремешки палок не одевать. Лыжи на ширине бедер параллельно друг другу.
Ложимся голенью на языки ботинок. Большая берцовая кость должна быть почти вертикальной относительно склона. Корпус наклонен вперед. Руки подняты параллельно склону, немного согнуты в локтях, кулаки чуть шире плечей. Палки должны быть параллельны голени. Это странное положение корпуса называется «Основная Стойка (ОС)».
Практически все элементы управления горными лыжами основаны на изменении Центра Тяжести (ЦТ). При правильной стойке ЦТ должен находится приблизительно над передним креплением. Если стойка неправильная — изначально неправильны все попытки выполнить поворот будут безуспешными.
Большинство ошибок и падений в дальнейшем катании, независимо от класса, связаны именно с ошибками в ОС. Горные лыжи управляются с носков. Поэтому ощущение нажима голени на язык ботинка должно присутствовать при катании ВСЕГДА!
Если чувствуете нажим икроножной мышцы на задник ботинка — ОС потеряна, лыжи неуправляемы, нужно «догнать» лыжи перемещением корпуса вперед.
Основная Стойка (ОС) по картинке:
1. Линии спины, голени и лыжных палок должны быть параллельны.
2. Смотреть куда ехать!
3. ЦТ должен быть перед передним креплением, а не над задним! Спина и низ спины должны быть прямой линией, низ спины не выпячивать и не опускать!
4. Руки не опускать! Руки имеют вес + работают как рычаг, с опущенными руками ЦТ уйдет назад, далее см. п.3.
5. Жать голенью на язык ботинка!
6. Положение лыж — на ширине бедер, не уже и не шире в любой момент движения. Как ноги растут — так пусть и стоят.
Основы движения.
Упражнение №1.
Подъем «елочкой».
Поворачиваемся лицом к слону, разводим носки лыж как можно шире. Следим за тем, чтобы задники лыж при этом не перекрещивались. Палки втыкать снаружи лыж!
Лыжи ставим на внутренние канты. Опираясь обеими палками в склон, делаем небольшой шаг вверх по склону. Приставляем другую ногу, переносим ЦТ вперед, переставляем палки.
След от подъема должен напоминать елочку вершиной вниз. Подъем «елочкой» применяется на более пологих участках, чем «лесенкой».
Упражнение №2.
Подъем «лесенкой».
Становимся поперек склона, лыжи параллельно, упираемся палками в склон. Наклоняем колени к склону, лыжи становятся на канты. Верхнюю палку втыкаем выше по склону, переносим ЦТ на нижнюю лыжу, поднимаем и переставляем выше на 15-20 см верхнюю лыжу.
Переносим на нее ЦТ и приставляем нижнюю лыжу, за ней палку. След от лыж должен напоминать лесенку. Во время подъема необходимо непрерывно держать лыжи на кантах, чтобы избежать соскальзывания вниз.
Упражнение №3.
Разворот на склоне переступанием.
Точно так же, как на равнине, но с небольшими деталями. Стоим поперек склона. Упираемся палками ниже по склону, разворачиваем корпус тоже вниз по склону, лыжи ставим на канты.
Отодвигаем задник верхней лыжи вверх по склону, лыжи должны встать V-образно. Маленькими шагами попеременно перемещаем задники лыж. Носки лыж должны быть постоянно на маленьком расстоянии друг от друга.
Чем больше расстояние между задниками лыж, тем устойчивее положение. Переставлять нужно только пятки, носки — не отрывать от снега.
Двигаемся до момента, когда будем опять поперек склона. Нужно повторить упражнение несколько раз, по и против часовой стрелки.
Упражнение №4.
Прямой спуск.
Проводится на очень пологом склоне, обязательно с длинным выкатом или контруклоном.
— Поднимаемся на склон «елочкой» или «лесенкой», становимся поперек склона.
— Переставляем палки вниз по склону.
— Разворачиваем корпус вниз по склону.
— Переступанием (мелкими шагами) разворачиваем лыжи по линии ската воды. — Первый шаг — верхней лыжей!
— Опираясь на палки, ставим лыж параллельно.
— Принимаем основную стойку, начинаем движение.
— Держим основную стойку до полной остановки.
Упражнение №5.
Упражнение на координацию движений и равновесие
То же скольжение по прямой, но в движение попеременно поднимаем одну ногу и продолжаем скольжение на одной лыже, не теряя основной стойки.
Упражнение №6.
Скольжение с изменением направления движения.
То же скольжение по прямой в основной стойке, но добавляем несколько шагов в сторону. В процессе скольжения поднимаем одну ногу, ставим ее немного в стону и продолжаем движение на этой лыже, поднимаем другую ногу и приставляем. Лыжи должны идти параллельно.
Поднимать всю лыжу, а не только носок. Опять же, не теряем основной стойки! Если лыжи «расползаются» и поднимается носок — это ошибка, ЦТ сместился назад.
Упражнение №7.
Координируем движения.
При прямом спуске выполняем те же упражнения на координацию движений, что и на равнине — достаем руками передние крепления.
При выполнении этого упражнения важно не приседать, а прогибать корпус в талии в нужную сторону. После каждого «доставания» принимаем основную стойку.
Упражнение №8.
Поворот из прямого спуска переступанием.
В прямом спуске для поворота влево поднимаем левую ногу и переставляем ее носок влево на 15-20 см.
— Приставляем правую ногу.
— Продолжаем переставлять лыжи до поворота поперек слона.
— Продолжаем движение до полной остановки.
— Повторяем упражнение несколько раз в разные стороны.
Упражнение №9.
Стойка «Плуг».
Корпус и руки в основной стойке.
1. Палки должны быть параллельны голеням.
2. Колени должны смотреть вдоль лыж. Нельзя сводить колени внутрь!
3. Расстояние между носками лыж визуально 10-15 см, между пятками — как можно шире.
4. Локти не касаются корпуса, кулаки никогда не опускаются ниже талии.
Локти не выпячивать в стороны — «арбузы не носим!»
Упражнение №10.
Прямой спуск в стойке «Плуг».
Место проведения — очень пологий склон с длинным выкатом или контруклоном.
— Поднимаемся на склон «елочкой» или «лесенкой».
— Становимся поперек склона.
— Переставляем палки вниз по склону.
— Разворачиваем корпус вниз по склону.
— Переступанием (мелкими шагами) разворачиваем лыжи по линии ската воды. — Первый шаг — верхней лыжей!
— Опираясь на палки, принимаем стойку «плуг» проскальзыванием.
— Убираем палки в положение основной стойки.
— Начинаем движение с небольшого наклона корпуса вперед.
— Во время движения разводим в стороны пятки.
— Замечаем, как меняется скорость при этих вертикальных движениях.
— Стараемся добиться полного контроля над скоростью движения, но не останавливаемся.
— В конце спуска широко разводим задники лыж и немного отводим корпус назад. Должна получиться довольно резкая остановка.
— Держим плуг до полной остановки.
Все упражнение повторяем несколько раз до автоматизма.
А — расстояние между задниками лыж большое, скорость маленькая.
В — расстояние между задниками лыж меньше, скорость выше.
С — остановка. Расстояние между задниками лыж больше, чем А.
Корпус немного откидываем назад.
Торможение и остановка плугом — ваша палочка-выручалочка в самых сложных и непредсказуемых моментах.
Даже великие мастера в экстремальных случаях используют именно плуг. Бывают случаи, в которых ничем кроме плуга притормозить нельзя, например узкая дорога в лесу, обледеневший участок, транспортировка груза.
Упражнение №11.
Правый поворот плугом (начальный карвинг).
1. Место проведения — очень пологий склон с длинным выкатом или контруклоном. Принимаем положение «плуг» в основной стойке и начинаем движение вниз по склону.
2. Во время движения нагрузка на обе лыжи равномерная. Колени сморят на кончики лыж, сводить колени нельзя!
3. Плавно переносим ЦТ на левую ногу.
Сгибаем тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.
Да, голеностоп нужно сгибать!
Ботинок должен прогнуться.
Условно разделим ботинок на наружную (1) и внутреннюю часть (2):
4. Давим стопой левой ноги на внутреннюю часть ботинка (т.е. загружаем левую ногу). Пытаемся достать коленом до носка лыжи. Конечно, это невозможно, но направление нагрузки должно быть именно туда.
5. Правильное положение тела в повороте по картинке:
Красные линии нарисованы под углом, равным уклону склона.
Линии плеч (1), рук (2), бедер (3), коленей (4), носков лыж (5) должны быть параллельны склону и между собой.
6. Правая нога расслаблена, так как весь вес тела на левой ноге. Задача правой ноги — держать положение «плуг», как на картинке.
7. Нагрузка на левую ногу должна быть постоянной.
8. Не пытайтесь помочь левой ноге повернуть силовым вращением пятки, плечей, бедер. Не поможет. Лыжа не может повернуть моментально. Просто стойте на ней и ждите. Повернет обязательно.
9. Поворот выполняем до момента, когда лыжа станет поперек склона. Скользим еще несколько метров до остановки.
Упражнение №12.
Левый поворот плугом (начальный карвинг).
1. Загружаем правую ногу.
Лыжа на счет карвинговой геометрии начинает «резать» поворот. Ведем поворот до положения, когда нижняя лыжа станет поперек склона, поле чего плавно приставляем верхнюю (левую) ногу, чтобы лыжи стали параллельно.
Мягко придвигайте верхнюю лыжу, старясь не оторвать ее от снега. Ни в коем случае не поднимайте носок верхней лыжи — это приведет к задней стойке и падению.
Не давайте загруженной (правой) лыже проскальзывать, не пытайтесь сорвать лыжу из той дуги, которую она ведет, силой или рывком. В движении по траверсу колени немного наклоняем к слону, чтобы лыжи двигались на кантах.
По картинке: Движение в плуге (1) по диагонали склона; приставлением верхней ноги выходим на параллельные лыжи в основной стойке (2); колени немного наклонены к склону (3); обе лыжи идут на кантах, преобладает нагрузка на нижнюю лыжу (4).
Упражнение №13.
«Змейка» или «Гирлянда» (начальный карвинг).
По картинке: Весь поворот состоит из двух фаз:
Фаза 1. Левый поворот:
— Загружаем внутреннюю часть правой лыжи (1) — поворачиваем влево (2).
— Разгружаем правую лыжу (3) путем выравнивания давления на обе лыжи для выхода на линию ската воды.
Фаза 2. Правый поворот:
— Загружаем внутреннюю часть левой лыжи (4) — поворачиваем вправо (5).
— Разгружаем левую лыжу путем выравнивания давления на обе лыжи для выхода на линию ската воды.
Обе фазы делаются плавно, без применения физической силы и рывков.
Фаза разгрузки нужна для того, чтобы связать повороты «вправо» и «влево» в одну «змейку».
Еще РАЗ повторим!!! Очень важно!!!
— Приняв исходное положение, начинаем поворот.
— Для этого загружаем и постепенно закантовываем внешнюю к повороту лыжу (правую) на внутренний кант.
— Внутренняя лыжа остается не загруженной, продолжая двигаться в положении «плуга».
— Из этого получается, что загружая правую лыжу — вы повернете налево.
— И наоборот: загружая левую лыжу — Вы повернете направо.
Выполняйте повороты столько раз, сколько нужно до автоматизма в движениях. Вы должны чувствовать, а не думать, какая нога левая-правая и где у ботинка внутренняя, а где внешняя части.
Важно: во всех фазах не сводить колени, не терять основной стойки, загружать только!!! внутреннюю часть ботинка, выдерживать все параллели.
Если Вы все делаете правильно, получится кусок самого настоящего резанного, карвингового поворота.
Нижняя лыжа должна оставить после себя характерный след — плавную тонкую дугу.
Если есть размазюка — лыжа не на канте, проскальзывает, или Вы пытаетесь повернуть ее силой.
Не напрягайтесь.
Горные лыжи занимают почетное второе место в общечеловеческом рейтинге удовольствий. Но, чтобы это удовольствие получить, нужно расслабится, по аналогии с первым местом рейтинга.
Далее видео, подготовленное опытными горнолыжными инструкторами, в котором раскрыты все этапы и аспекты обучения — от переноски лыж до действий в сложной ситуации.В этих фильмах вы рассмотрите выбор инвентаря и оборудования, начальное обучение, повороты плугом, спуск траверсом и скользящие повороты.
ГЛАВНОЕ! Задания, упражнения, примеры, которые вы найдете в этих фильмах, помогут в дальнейшем выполнять тренировки самостоятельно.
Горнолыжная школа курорта «Буковель»
Горнолыжная школа курорта «Сорочаны»
ДЕТИ, которые что-то уже умеют и могут показать свое мастерство!
Автор статьи: Вячеслав Разумов
Источник статьи: kashtan.cv.ua
Случайно нашел тут свою статью, некстати «дополненную» текстом про некие «карвинги», и чужими фото/видео не в тему. Слегка удивился, думаю, с чего бы это автор не я, и источник не сайт школы «Каштан» kashtan.cv.ua. Думаю, скопирую в буфер имя «автора» — Николая Окары, и обалдел. Всплыло окно, обвинило меня в плагиате и пообещало суд!
Уважаемая администрация ALP! Никаких претензий и судов, только две просьбы. Пожалуйста, настройте систему антиплагиата так, чтобы она работала в обе стороны. И еще, исправьте слово «гЕрлянда» (это уже ваша грамотность, не моя) а лучше уберите — на фото вовсе не гирлянда.
Спасибо. Искренне ваш, автор оригинала — Вячеслав Разумов.
Уважаемый, Lom.
Во-первых, у нас на сайте открыто предоставляются контакты администрации сайта: http://alp.org.ua/?page_id=82
Поэтому, все недоразумения можно было бы решить в частном порядке, а не устраивать скандал в комментариях в действительно полезной для людей статье.
Во-вторых, что касаемо Вашей фразы «с чего бы это автор не я, и источник не сайт школы «Каштан» kashtan.cv.ua. Думаю, скопирую в буфер имя «автора» — Николая Окары, и обалдел.» —— будьте так любезны, прочтите еще раз следующее: Материал предоставил: Николай Окара (г.Полтава)
Это значит, что нашему сайту был прислан этот материал на почту от Николая Окары, и соответственно размещен на сайте. Если фраза звучит как «предоставил материал», а не «автор материала», то Ваши претензии тут неуместны.
Про автора данной статьи ничего не было сказано. И если Вы действительно являетесь ее автором, то мы без проблем укажем Ваши ФИО.
В-третьих, «Всплыло окно, обвинило меня в плагиате и пообещало суд! Уважаемая администрация ALP! Никаких претензий и судов, только две просьбы. Пожалуйста, настройте систему антиплагиата так, чтобы она работала в обе стороны. « — это защита от «черного сео», которые воруют без разбора все статьи на посещаемых сайтах и за счет уже проиндексированных ворованных текстов (из этих материалов), раскручивают свои сайты.
В-четвертых, «И еще, исправьте слово «гЕрлянда» (это уже ваше грамотность, не моя) а лучше уберите — на фото вовсе гирлянда. « — простите, но статья Ваша, как Вы же сами утверждаете, а не наша. Поэтому, «грамотность» все же Ваша. Но я конечно же исправлю на правильно.
С наилучшими пожеланиями, Татьяна Сенченко (руководитель Проекта ALP).
Проблема исчерпана в личной переписке.
Автор и ссылка на оригинал статьи указаны.