alp.org.ua / Спелеология / Спасработы 19.01.2013. Караби-яйла, пещера «Монастырь-Чокрак», разбор НС

Спасработы 19.01.2013. Караби-яйла, пещера «Монастырь-Чокрак», разбор НС

Информация следующая. На метеостанцию пришел участник группы, который сообщил о том, что в пещеру «Монастырь-Чокрак», в которой находились 5 человек спелеологов, упал автомобиль.
В 17.15 с метеостанции к месту происшествия направили двух человек с радиосвязью, один из них – внештатник КСС, для конкретизации проблемы и определения первоочередных действий. В это время из Симферополя выехал первичный спасотряд в составе начальника КСС, врача и двух спасателей. Время – 18.00.


18.20. От разведки с места происшествия приходит информация – все правда. Покатившийся в пещеру автомобиль травмировал девушку, находившуюся у входа, на первом участке, и улетел вниз.

Для справки: Монастырь-Чокрак – это колодец, конфигурацией напоминающий бутылку, самое узкое место которого – около 4 метров в диаметре. А дальше – без малого 80 метров свободного полета…

На дне – двое ребят. В колодце в момент падения автомобиля на разных уровнях было три человека – на глубине до 10 м – одна участница, на глубине около 20 м – один участник и руководитель группы, и на глубине около 60-65 м – вторая участница. Как стало понятно позже, падающее авто травмировало первую девушку, затем сорвало с креплений веревки, что и привело к падению на дно колодца одного парня и вторую девушку.

20.00. Первичный спасотряд организует трассу спуска. В это время прибывает вторая машина – еще 4 спасателя достаточно высокой квалификации и начальник КСО Симферополя.

21.02 Спустившийся в пещеру первым спасатель и, следом за ним, врач, сообщают, что парень мертв, а девушка пребывает в достаточно тяжелом состоянии. Ситуацию осложняет текущий бак с бензином – вонь жуткая, плюс опасность взрыва.

Упавший в пещеру автомобиль

Упавший в пещеру автомобиль

Пострадавшей оказывается первая помощь, в стороне от упавшего авто, как можно дальше выбирается ровное место под организацию лагеря для пострадавшей, установка тента из изофолии.

Наверху в форсированном режиме готовится трасса транспортировки, согласовывается схема доставки к пещере еще одной бригады «Скорой», прибывают дополнительные силы и снаряжение – еще 3 авто с десятью спасателями, примерно полкилометра веревки.

Первая участница к моменту прибытия спасателей выбравшаяся самостоятельно на поверхность, с предварительным диагнозом «травма (возможно перелом) коленного сустава», на автомобиле Тойота в сопровождении троих спасателей направляется к воинской части, где в 22.54 ее встречает бригада «Скорой» из Белогорска.

К эвакуации на поверхность готовятся остальные участники.

У сильно пострадавшей второй участницы предполагаются травмы таза и плеча и, следовательно, опасная для жизни кровопотеря. Первое требует транспортировки в горизонтальном положении с максимальной осторожностью, второе – наиболее возможное сжатие сроков до капельницы. Совмещение – технически невозможно.

Очень осложняют работу сломанные деревья и вывороченные автомобилем при падении глыбы, в неустойчивом равновесии замершие в верхней части колодца. Принимаем решение в пользу первой посылки – гарантировано комфортная транспортировка с сопровождением с использованием классической тросовой техники с помощью лебедки. Потеря во времени компенсируется плавностью и надежностью.

К эвакуации на поверхность готовятся остальные участники

Начата транспортировка носилок

К эвакуации на поверхность готовятся остальные участники

09.38 Все наверху. Транспортировка и эвакуация закончена.

Спасработы 19.01.2013. Караби-яйла, пещера «Монастырь-Чокрак»

В спасательных работах принимали участие 19 сотрудников КСС и 5 единиц техники.

Спасработы 19.01.2013. Караби-яйла, пещера «Монастырь-Чокрак»

Внештатные сотрудники:

Александр Ищенко
Андрей Бородкин
Андрей Долиновский
Андрей Кустов
Виктор Гриценко
Виктор Навроцкий
Виктор Ященко
Денис Слепченко
Дмитрий Потехин
Иван Файчук
Наталья Наумова
Сергей Пошивальник
Юрий Федосеев

Штатные сотрудники:

Александр Литвинов
Игорь Порожняк
Константин Васютенко
Сергей Концов

Руководитель работ под землей — Владимир Мельников
Руководитель работ на поверхности — Козлов Максим

Некоторые сложности для непосвящённых: труднодоступность места аварии для транспорта, сложные метеоусловия (дождь, после снег и обледенение), тяжесть травмы одной из пострадавших, большое количество паров бензина в пещере, большая глубина пещеры.

Максим Козлов: Навеска в пещере была сделана правильно, и автомобиль в этом задействован не был. Непосредственной причиной падения машины были некоторые действия одного из участников, который оставался на поверхности и потом пришел за помощью на метеостанцию. Что именно произошло — пока не могу сказать, это вопрос к прокуратуре.
В результате этой аварии погиб Алексей Гончаренко из Симферополя, спелеолог, спасатель КСС Крыма.

Разбор НС в пещере Монастырь-Чокрак

Разбор НС в пещере Монастырь-Чокрак проводили ведущие спелеологи Севастополя в присутствии широкой спелеологической общественности. О некоторых итогах разбора рассказал опытный крымский спелеолог Олег Перетятко, член УСА (Украинской спелеологической ассоциации).

Пещера достаточно сложная, особенно её входной колодец. Монастырь-Чокрак  —  пещера вертикального типа на Караби-яйле в Крыму, одна из крупнейших вскрытых шахт Крыма. Расположена в восточной части нижнего плато к югу от вершины Иртыш. Протяженность — 510 м, глубина — 110 м. Категория трудности 2А.

Вход расположен на дне крупной карстовой воронки. Цилиндрическая входная шахта глубиной 75 м с небольшим боковым ходом в верхней части вскрывает разветвленную систему галерей, местами расширяющихся в залы. Шахта заложена в толсто-слоистых верхнеюрских известняках. В ней широко развиты всевозможные водные хемогенные отложения, имеются поваленные натечные колонны диаметром до 5 м длиной до 25 м.

В пещеру спускались 6 человек, на момент НС внизу находилось пятеро (двое на дне и трое на навеске), один человек был на поверхности. Начинающих спускали по классике с верхней страховкой. Всё было организовано достаточно грамотно. Девушка из Москвы стояла на страховке, прикреплённая к трём точкам опоры, страховка осуществлялась через «восьмёрку». Затем Алексей начал переделывать трассу под SRT для подъёма. И в этот довольно неудачный момент (в колодце находилось 5 человек, из них двое на дне и трое на навеске) произошла трагедия. Летящую вниз машину находящиеся на дне заметили сразу – шум она производила конкретный и среагировали молниеносно – спрятались в укрытие (небольшую нишу на дне колодца).

Это позволило избежать как непосредственно падения машины на голову, так и травмирования разлетевшимися во все стороны осколками. Падение машины и пострадавших произошло не одновременно — машина упала первой, девушке из Севастополя вообще очень крупно повезло – она приземлилась на кучу снаряжения, вылетевшую из машины (там были в основном вещи и верёвка). Находящиеся на дне спелеологи вылезли из укрытия и приступили к оказанию первой помощи – укрыли пострадавшую тёплыми вещами и медленно, буквально по сантиметру, пытались оттащить её подальше от машины. Алексею к сожалению уже нечем было помочь – он лежал без каски и без признаков жизни, оставалось только лишь прикрыть.

На основе полученной информации удалось сделать более подробный анализ, а также следующие выводы о факторах, вызвавших и усугубивших данную трагедию, в порядке убывания по значению. На будущее необходимо их учитывать для предупреждения подобного рода случаев.

  1. Основная причина – неудачная парковка транспортного средства и действия одного из участников, вызвавшие неконтролируемое его
    движение. К сожалению никто больше не видел, как это произошло.
  2. Нахождение в момент трагедии нескольких человек в пределах одного колодца.
  3. Использование участниками выхода x/б комбезов, что привело к переохлаждению, чему способствовала талая вода, капающая сверху.
  4. Отсутствие у участника, находящегося наверху, средств связи под рукой, что несколько задержало начало спасработ

Рекомендации.

  1. Внимательнее относиться к парковке автомобилей – ставить их подальше от входа в пещеру (желательно вообще в соседнюю воронку), поддерживать в исправном состоянии, подкладывать дополнительно камни под колёса, не давать никому ключи.
  2. В особо опасных колодцах с широким входом, особенно при камнепадной опасности, по возможности избегать большого количества людей на навеске, какая бы техника навески не применялась. Вместо машины вполне могла оказаться крупная глыба, кусок льда, натёчной коры, бревно и даже крупное животное.
  3. Иметь достаточно тёплой одежды и современные комбинезоны из синтетических тканей, исключающих переохлаждение при длительном пребывании под землёй.
  4. По возможности, избегать посещения опасных пещер в неблагоприятную погоду – это усложняет как прохождение пещеры, так и возможные спасработы.
  5. Иметь всегда на поверхности дежурного со средствами связи, а ещё лучше – группу поддержки со спасфондом (резервный комплект для навески и необходимое снаряжение).
  6. Перед началом спуска руководитель должен находиться наверху, проследить за организацией навески и самим процессом. Затем — внизу, чтобы организовать безопасное перемещение участников по пещере и их подъём. Наверху в это время должен находиться опытный участник.

Использована информация: x-crimea.com

Развернутое интервью с начальником КСС Крыма Владимиром Мельниковым

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

31 комментарий

  1. Эти джипперы замучили — они везде теперь

    Ну лично я так поняла, что это машина самих же ребят спелеологов. Они ее не поставили на ручник и видимо близко от воронки или на наклонном склоне недалеко от воронки. Подул сильный ветер и машина покатилась прямо ко входу пещеры.

    Это рассказывается и в видео сами же спасателями.

  2. Надеюсь, подробности будут доступны, хотя бы для того, чтобы настучать по башке тем, кто потенциально готов делать навеску от бампера при обледенении, снеге и т.п.
    Спасы — молодцы, сработали отменно, девочка выжила и остальные живы.

  3. «Спасы — молодцы, сработали отменно, девочка выжила и остальные живы.»
    В статье говорится что парень погиб (21.02 Спустившийся в пещеру первым спасатель и, следом за ним, врач, сообщают, что парень мертв, а девушка пребывает в достаточно тяжелом состоянии).
    И у девочки не всё гладко. Если цель нашей жизни выжить, то тогда всё, как вы пишете. А для девушки ещё вся жизнь впереди, ей когда-то рожать наверное. Неизвестно как это падение в дальнейшем скажется. Не хотелось бы кликушествовать, но травмы у неё серьёзные.
    Спасателями -низкий поклон. И большое спасибо за список всех участников спасработ. Страна обязана знать нормальных ребят и девчонок, готовых прийти на помощь.

  4. Не уподобляйтесь господину Иванову из ГТУ МЧС в АР Крым — никакой ветер не сдувал машину, да и представить себе такое достаточно сложно. И навески за бампер тоже не было — навешивались ребята по классической схеме за спиты. Просто один из участников, поднявшийся первым, захотел прогреть автомобиль и не сняв со скорости, завёл его. Машина и уехала прямо во входной колодец, оборвав навеску ребят. Парень из машины выпрыгнуть успел. Он и сообщил о случившемся.

  5. спасибо за уточнение, многое прояснили.

    что касается последствий падения авто в воронку — информация следующая ( cml.happy.kiev.ua/cgi-bin/cml.cgi?num=13985 ) :

    Что касается бензина и не только. Машина, а точнее ее останки,
    находится в состоянии неустойчивого равновесия. В ней — не менее 50
    литров бензина, который потихоньку подтекает. Если она упадет —
    перспективы неопределенные. Искра любого происхождения может стать
    причиной взрыва. Воздух в пещере, несмотря на довольно сильную тягу,
    для дыхания пригоден условно — спасатели выходили на поверхность очень
    «веселые». Кроме того, на пути движения автомобиля выворочены камни,
    свалено дерево. Все это при таянии снега может свалится вниз. Наиболее
    крупные глыбы мы сбросили, но по понятным причинам сильно этим не
    заморачивались. Еще проблема. Падающая машина разрушила трассу СРТ.
    Где-то были вырваны спиты, где-то повреждены. Это надо иметь ввиду!
    Повторю просьбу. До сообщения КСС настоятельно не
    рекомендуем посещение полости.

    Начальник КСО г. Симферополь, Козлов Максим

  6. Подробности важны как раз для будущего. Судя по фото, автомобиль лежит на левом боку, задок приподнят. Следовательно, при уменьшении объёма топливного бака(Справа, внизу) центр тяжести будет повышаться, что создаст реальную угрозу заваливания авто. Надеюсь, что при ударе был разбит аккумулятор, в этом случае существенно снижается риск К.З. и воспламенения с последующим объёмным взрывом. Просчитать все процессы нереально, так как скорость истечения горючего и характеристики самовентиляции пещеры неизвестны. В любом случае, возможен сильный взрыв, с последующим заполнением части объёма пещеры продуктами взрыва.

  7. Сёма (Гость) :
    Не уподобляйтесь господину Иванову из ГТУ МЧС в АР Крым — никакой ветер не сдувал машину, да и представить себе такое достаточно сложно. И навески за бампер тоже не было — навешивались ребята по классической схеме за спиты. Просто один из участников, поднявшийся первым, захотел прогреть автомобиль и не сняв со скорости, завёл его. Машина и уехала прямо во входной колодец, оборвав навеску ребят. Парень из машины выпрыгнуть успел. Он и сообщил о случившемся.

    откуда инфа, Сема?он тебе сам сказал?

  8. ЭК писал:
    По сообщению пострадавшей Н, которая находилась в самой верхней части пещеры, человек, который оставался на поверхности(6 участник группы) пошел в машину греться и завел ее. Машина поехала. Он выпрыгнул. Все.

  9. Уано, насколько я понимаю, это только предположение. Предположение — это непонятные догадки. Звук заведенной машины должна была слышать девушка ,которая находилась наверху, затем вылезла. От нее были такие показания?
    Нахрена вы тогда мусолите и рожаете догадки, если не знаете о случившемся?
    Насколько я понял, они спускались в пещеру, а не вылазили из нее.

  10. boffin :
    Эти джипперы замучили — они везде теперь
    Ну лично я так поняла, что это машина самих же ребят спелеологов.

    На самом деле это не спелеологи были, а сильно зашифрованные джиперы (реально сильно зашифрованные), которые под видом спелеологов хотели заехать в пещеру, чтобы сломать её, но у них не получилось.
    И вообще — во всём виноваты джиперы, потому что они везде теперь. И велосипедисты…

  11. boffin, прошу прощения за свой сарказм, но он всего лишь направлен в сторону ушлёпков, вроде Юрия Круглова, которые используют любой (даже трагический) повод для озвучивания своих фобий.
    Меня задело то, что в спасательной операции активно участвовали крымские джиперы и именно на автомобиле одного из них (Toyota Land Cruiser 80 Андрея Долиновского) тяжёлую девочку вывезли с места проишествия, а тут появляется какой-то Вася без руля и хаять начинает…

  12. Николай (Гость) :
    boffin, прошу прощения за свой сарказм, но он всего лишь направлен в сторону ушлёпков, вроде Юрия Круглова, которые используют любой (даже трагический) повод для озвучивания своих фобий.
    Меня задело то, что в спасательной операции активно участвовали крымские джиперы и именно на автомобиле одного из них (Toyota Land Cruiser 80 Андрея Долиновского) тяжёлую девочку вывезли с места проишествия, а тут появляется какой-то Вася без руля и хаять начинает…

    Может, Вы, Николай, не в курсе,кто такой Юра Круглов? Погуглите его имя, потом пишите комменты.
    Юра Круглов на своём личном джипе многих людей спас…

  13. Николай (Гость) :
    boffin, прошу прощения за свой сарказм, но он всего лишь направлен в сторону ушлёпков, вроде Юрия Круглова, которые используют любой (даже трагический) повод для озвучивания своих фобий.
    Меня задело то, что в спасательной операции активно участвовали крымские джиперы и именно на автомобиле одного из них (Toyota Land Cruiser 80 Андрея Долиновского) тяжёлую девочку вывезли с места проишествия, а тут появляется какой-то Вася без руля и хаять начинает…

    Более того скажу, там ещё и Ликвидатор была!
    Николай, если вы не в теме, это вас слегка извиняет. Но я бы на Вашем месте просто извинился перед Юрой. Просто, со вкусом и по мужски!

Добавить комментарий