alp.org.ua / Альпинизм / Пару слов о выборе спускового устройства для больших гор

Пару слов о выборе спускового устройства для больших гор

Название темы я выбрала не случайно. До сегодняшнего момента я считала, что выбор страховочного/спускового устройства зависит лишь от ряда технических характеристик, которые предлагают нам фирмы производители. Но побывав очередной раз в больших горах, я поняла, что производственные характеристики отличаются от практических.

Итак, что же теперь меня смущает при выборе спускового устройства для больших гор.

Во-первых, скажу, что имеется в моем личном арсенале снаряжения. Восьмерка от Petzl и шайба от Singing Rock.

Мои девайсы:

Восьмерка Petzl

Шайба Singing Rock

Второе устройство я всегда беру в Крым, потому что ним удобнее страховать и оно намного легче «восьмерки». До сегодняшнего момента я пользовала его и в больших горах, но в августе этого года случилось то, после чего я решила пересмотреть свое отношение к использованию некоторых типов спусковых устройств.

Основная проблема «восьмерок» заключается в том, что они тяжелые и ними немного сложнее страховать, чем например легкой и компактной реверсой, которая сильнее блокирует веревку при рывке. «Восьмерки» также крутят веревку и дюльфер происходит с меньшим трением, чем, например на любом другом устройстве.

При покупке своего первого страховочно-спускового устройства я ориентировалась на дешевизну, потому и выбрала «квадратную» восьмерку от Petzl. Почему «квадратную»? Потому что она немного меньше крутит веревку, чем круглые восьмерки. Через год у меня появилась шайба от Singing Rock и я была безмерно довольна этим устройством — легкое, компактное, удобно в использовании, а на дюльфере трение достаточно сильное, чтобы не бояться осуществлять спуск, например, на обледенелой или тонкой веревке.

В этом году я провела месяц в Безенгах. Со мной по-прежнему было мое любимое устройство —  шайба Singing Rock. Но в этот раз оно меня впервые подвело.

Дюльфер

Каким образом?

 До этого момента мне никогда не приходилось осуществлять спуск на шайбе на отечественных старых и мокрых веревках (речь идет о динамических). Веревки были либо одинарные и сухие, либо какие-то импортные, которые имели «скользкое» покрытие. Основная проблема скрывалась в том, что нам пришлось работать на протяжении всего времени с 2-мя «калининградскими» веревками, которым было уже не менее, чем по 3-4 года. За это время они успели обтереться и облохматиться, за счет чего из 10 мм они утолщились и стала 10.5-11 мм. Ко всему прочему, отечественные веревки, типа «калины», не имеют эластичного покрытия, за счет чего трение на любом спусковом значительно увеличивается, чем на импортной веревке. А также, наши веревки не имеют должного водоотталкивающего покрытия, за счет чего быстрее намокают и набухают в объеме.

Все маршруты у нас были ледово-скальные, в связи с чем обе наши веревки были постоянно мокрыми. Дюльферять нам приходилось в основном на одинарной веревке, но это погоды не делало для 2-х предметов: Шайба Singing Rock и реверса BD. Дюльфера оказались мучительнее, чем я могла себе предположить. При моем весе 50 кг и рюкзаке до 10 кг, спуск по намокшей «калине» происходил с помощью подпрыгивания меня на веревке с частыми зависаниями, вплоть до того, что можно было обе руки отпустить, но устройство все равно отказывалось двигаться дальше по веревке. Я пробовала перевернуть свой Singing Rock другой стороной, чтобы уменьшить трение, но это особо не дало результатов — трение уменьшилось, но сам спуск начал происходить какими-то рывками. Реверса BD (девайс Макса) дал те же результаты.

Но кульминация этого уродства началась, когда приходилось дюльферять на сдвоенной веревке. Я + мой рюкзак + мокрая сдвоенная веревка + шайба = ноль результатов. Я не могла сдвинуться ни на см. Устройство клинилось на веревке.

Итог: потеряно много времени и нервов.

Спасла в результате обычная круглая «восьмерка», которую пользовал третий наш участник.

Вывод:

  • устройство для спуска типа «восьмерка» работает с любыми веревками;
  • устройство для спуска типа шайба, реверса плохо работает с толстыми, старыми, отечественными веревками. Особенно, если веревка двойная и мокрая.

Делайте выводы, господа!

Автор статьи: Татьяна Сенченко (г.Киев)

Источник статьи: Проект ALP

33 Комментариев

  1. Не ходите на старых отечественных веревках! Кроме того шайбы делались с расчетом на другие веревки. Раньше сами выпиливали шайбы, и они прекрасно работали с большим диаметром веревки. Сейчас такой необходимости нет. Инженеры из БД и предположить не их спусковухи будут использовать с такими веревками.

  2. > что дюльферяли мы не по вертикали, а по клону крутизной 50-70 градусов.

    Да не всегда так было, в отвес и по вертикали тоже дюльферяли. В данном описанном случае, это уже совершенно не важно. Мне даже легче было на склоне спускаться на таком устройстве, чем в отвесе, потому что в отвесе устройство клинит и ты ничего не можешь сделать. А на относительно пологом склоне я могу хотя бы стоять ногами на рельефе и второй рукой поправлять спусковое, чтобы его не клинило.

    > Не ходите на старых отечественных веревках!
    А если денег нет на дорогие импортные? Значит в горы вообще не ходить? :)

    Нужно не на отечественных не ходить, а подбирать под них соответствующее снаряжение, по возможности конечно. Отечественные веревки тоже неплохие, хотя и износ у них гораздо быстрее, чем у буржуйских. Ну и еще ряд недостатков, о которых я упомянула в данной статье. Но если учитывать ту дешевизну, по которой они продаются, то эти недостатки можно простить, но при этом не забывать о них и учитывать этот факт.

  3. универсального устройства, которое бы хорошо работало и на страховке для нового 9мм Беаля, и на дюльфере для 11мм лохматой пожалуй не существует. потому наверное отталкиваться надо от того, какая у вас верёвка, но и это может не спасти, т.к. часто приходится съезжать по чужим перилам, а там и якорная цепь висеть может :) А если на дюльфер попадётся ещё и старая толстая покрученная статика, а у вас реверсо, то тут хоть бери и спускайся классическим дюльфером, если нету гигантской восьмёрки :)

  4. Я тут както подумывал. А не вспомнить ли дюльфер через коробин,но тогда нужно ходить в брезентовой штормовке.Зато спускавое таскать с собой не надо.Можно ещё коробинный тормоз изобразить.

  5. Спусковое страховочное уст-во Black Diamond ATC-Guide
    Диаметр веревки мм.: 7,7 – 11

    Спусковое страховочное уст-во Black Diamond ATC-XP
    Диаметр веревки мм.: 7,7 – 11

    Спусковое страховочное уст-во Singing Rock Стаканчик Hornet
    Диаметр веревки мм.: 7,5 – 11

    Спусковое страховочное уст-во Singing Rock Figure 8 medium
    Диаметр веревки мм.: 7,5 – 11
    (восьмерок ругих фирм не нашел, но могу ещё порысачить по сети, но можешь поверить на слово и остальные до 11мм).

    Таня я поискал характеристики спусковых устройств, и нигде не нашел в рекомендациях производителей рекомендованый диаметр веревки в 12 и более милиметров. Что ты хочешь от этих устройств? У них есть пределы в которых они работают штатно, и есть твой вариант. Если ты изначально используешь хламовую верёвку (а она по твоему описанию именно такая) то почему ты ожидаешь от дивайсов комфортного и бес проблемного спуска?
    И вообще согласно описанию твоих веревок страховочные дивайсы тебе могли бы и не понадобиться. Дешевизна вещь хорошая, но жизнь дорога.
    Терр.

  6. Ну я не совсем согласна, что веревки хламовые. Они старые (3-4 года), но использовались не очень много + не одного срыва, за исключением пары незначительных на «шлямбурке». Просто они дешевые и при попадании в некоторые климатические условия становятся неудобными в обращении.
    А под пониманием «хламовые» я понимаю так, что это веревки, которые создают уже опасность для жизни. Так вот, я же описала в статье, что опасности для жизни не существовало (я бы просто не стала работать с таким снаряжением), но была куча неудобств.
    Или я неправильно поняла тебя?

  7. Лучше вспомнить об узле UIAA.
    Мне это пришлось сделать на перилах Кхумбу, когда местные верёвочки-плетёночки, вставленные в мою восьмёрку, как-то уж очень быстро стали меня спускать…
    Вопрос был решён просто — зажиманием верёвки в кулаке для дополнительного трения, поскольку спуски были по несколько метров, этого вполне хватило. Потом ехал на узле. Это ещё на подъёме.
    А на действительно длинных перилах (уже когда спускался) просто вставлял верёвку в восьмёрку по-другому. И как хорошо, что короткие спуски предшествовали длинным!

  8. считаю, что узел УИАА — это на аварийный случай (улетела спусковуха, чужие перила не пролезли в стакан/слишком тонки для восьмёрки и т.д.), но расчитывать на него ПЕРЕД восхождением — крайне странно, особенно если заранее известно с какой верёвкой прийдётся иметь дело. Ведь попробовать насколько верёвка адекватно проходит через спусковуху можно и в лагере (прикинув поправку на возможность раскисания верёвки), и, если чё не так — взять другую спусковуху. Ведь практически _всё_ можно потестить внизу (в лагере, на стенде, на скалах), дабы в верху не наступать на грабли, но люди ленятся. А УИАА быстро истирает оплётку — 10 чел сдюльферяет — верёвку можно выбрасывать.

  9. Таня! Нормальная кондиционная веревка имеет определенный диаметр. Если это была новая диаметром 10 мм, она может «распушиться», при эксплуатации, но при этом у неё будет диаметр 10,3-10,5, ну ладно допускаю для персонально для тебя 11миллиметров. Но ты говоришь про 12, а если правде в глаза то и все 13, а там пощупать и все 14 будет, — я таких веревок у стартующих из КСС много вижу. И все они считают, что эти веревки нормальные. Наверное думают, что верёвку можно использовать до полного истирания рубашки ? Реально, это натуральный хлам, потому что динамические свойства у них уже не соответствуют свойствам нормальных динамических верёвок. Их нельзя использовать, не потому что они прямо на глазах порвутся, а потому что они при падении лидера должны воспринимать нагрузку и перераспределять эту нагрузку на всю выданную длину. Чем жестче верёвка тем большая нагрузка на верхнюю точку, и больший шанс что она не выдержит. Те веревки которые ты описываешь этого делать уже не могут. Машину на прицепе таскать можно, а для гор только в качестве перил.
    Что касатется узла УИАА. Дружище Петя!- крайне странно не рассчитывать на этот прекрасно работающий узел, другое дело следует знать что он на рыболовецких веревках работает плохо(они очень часто используются в качестве перильных).
    Регулярно читаю бред, что якобы этот узел как то уж очень крутит веревку. Пользуюсь им постоянно принимая нижнего на стене, и неоднократно выпускал с помощью его лидера. Узел крутит верёвку не больше чем восьмерка, или шайба или другое устройство. Узел рекомендован УИАА не случайно. Просто наши доморощенные знатоки не зная его свойств отметают его за ненужностью. Это я про 10 человек и выбрасывать веревку. Значит такая была веревка и выбрасывать её надо было ещё до использования. А насчет того что учиться страховать, лазить, учиться работать со снаряжением и тому подобное с этим я согласен на все 100

  10. я имел ввиду истирание оплётки при ДЮЛЬФЕРЕ, когда узел постоянно «напряжён» и скольжение верёвки по самой себе происзодит с прижимной силой под 50 кг. Понятно, что когда вы просто выбираете или выдаёте, узел ходит свободно, трения там немного и истирания не происходит. а шайба вообще-то совсем не крутит верёвку, если ею правильно пользоваться (заламывать верёвку по направлению прорези шайбы, а НЕ перпендикулярно, как это делают многие даже не замечая). А вот для чего УМЫШЛЕННО не брать спусковое для страховки мне вовсе не понятно — экономия веса?

  11. Друг мой дорогой Петя. У меня вес 95 кг, так что о 50 ты погорячился. Прежде чем утверждать в категорическом стиле что узел УИАА более травмоопасен для оплётки веревки, чем другие страховочные предметы проведи плз. эксперимент. Возьми две одинаковые веревки и подюльферяй на одной с устройством а на другом с УИАА, Да не два три раза а километров эдак 20, тогда и заявлять будешь со знанием дела (предлагаю на ты, одним делом занимаемся). Мне это не нужно, я это за годы проверил.
    УИАА практически так же крутит веревку как и остальные предметы через которые страхуешь (кстати при огибании через карабин при верхней страховке и происходит максимальный закрут верёвки), УИАА так же портит обычную динамическую верёвку как и остальные страховочные дивайсы.
    Но у этого узла есть несколько положительных моментов, возможно ты их не знаешь потому я тебе их расскажу.
    1-с помощью этого узла можно удержать гораздо больший вес, чем с помощью шайбы, чем с помощью восьмерки (даже на 2-ой позиции), чем даже Гриши. Это немаловажно при нижней страховке.
    2 С помощью этого узла (конструуктивная особенность УИАА) легче всего осуществлять протравливание при необходимости. Это очень полезное свойство когда ловишь упавшего.
    3 С помощью этого узла быстрее всего организовать страховку на верхней станции для нижнего участника. На это уходит около двух секунд, если не сильно спешить.
    4 С помощью этого узла во время восхождения быстрее всего превратить верхнюю страховку в перила и по необходимости опять сделать верхнюю страховку
    5 С помощью этого узла абсолютно ненапряжно спускаться на двух верёвках.
    6 С помощью этого узла на верхней станции страхующий за 3-5 минут может сделать самый примитивный полиспаст для того чтобы вытаскивать нижнего.
    Не правда ли много есть плюсов, для того чтобы освоить этот узел, и использовать его в реальных условиях. А не тиражировать россказни.
    На гору страховочное беру, в последнее время это одна на связку Гриша, при определенном опыте очень удобоная штука для одной верёвки. Хотя подводные камни имеются. Для страховки второго или на спуск использую только УИАА.
    Правильно работать со всеми разновидностями шайбы моя работа уже много лет. Да и другими дивайсами тоже.

  12. > Но ты говоришь про 12, а если правде в глаза то и все 13

    Блин, это я виновата, ошиблась в подсчетах. Я имела ввиду, что веревка из 10 мм стала 10,5-11 мм, но никак не 12 или 13. Исправлю сейчас в статье. Потому меня никто видимо и не понял :)

  13. Таня! Не спеши исправлять. Замерь диаметр веревок и ты увидишь таки 12-13мм. Потому что до 11 миллиметров они вставляются в Реверсу без проблем. А вот толще как раз с проблемами.
    Я ведь не случайно тебе рекомендации производителей скопировал. Они в курсе какие верёвки надо рекомендавать, чтобы потом не падали продажи дивайсов.

  14. Померяла сухую «калину», таки 11 мм вышло.
    Значит, когда она прилично мокрая, то раздается в объеме до 12 мм, но 13, 14 — это ИМХО уже перебор.
    Но так или иначе, мы тут общественными силами постепенно докапываемся до истинны :)

  15. Таня! А почему она у тебя с большим трудом лезет в страховочное устройство? Там точно 11,0 можно даже не мерять. Какие то странные у тебя 11 получаются. А ты посмотри ещё на веревку нет ли на ней уплощений, в этих местах она овальная. Верёвка без пропитки намокает хорошо, но диаметр от этого не меняется, тут другое. У тебя верёвка старая, и скорее всего «подсела» то есть уменьшилась её длина, а при этом процессе она точно становится и толще, и неравномернее, и диаметр вдоль верёвки пляшет, и появляются зоны уплощений. Короче верёвке каюк, а косишь ты на плохую работу спускового.

  16. А веревка не с трудом лезет в мое спусковое, я этого и не говорила. И веревке далеко не каюк, она мало использовалась, чтобы ей был каюк. Просто эти девайсы действительно не рассчитаны на определенный тип веревок.

  17. Александр (Гость) :

    Собираясь на восхождение или просто полазить я всегда сначало выбираю верёвку, а под неё устройство.
    ps все варианты проверять надо до маршрута, в спортзале.

    Не всегда так выходит, например, мы не знали, с какой веревкой приедет наш напарник с другого города и другой страны. А тащить с собой из дому кучу лишнего снаряжения, это глупо, потому что и так снаряжения бралось в этот выезд с запасом на тот случай, если что-то будет утеряно или оставлено на маршруте.

  18. Таня! В посте ты пишешь что:которым было уже не менее, чем по 3-4 года. За это время они успели обтереться и облохматиться, за счет чего из 10 мм они утолщились и стала 10.5-11 мм. и далее: Шайба Singing Rock и реверса BD. Дюльфера оказались мучительнее, чем я могла себе предположить. При моем весе 50 кг и рюкзаке до 10 кг, спуск по намокшей «калине» происходил с помощью подпрыгивания меня на веревке с частыми зависаниями, вплоть до того, что можно было обе руки отпустить, но устройство все равно отказывалось двигаться дальше по веревке. Я пробовала перевернуть свой Singing Rock другой стороной, чтобы уменьшить трение, но это особо не дало результатов – трение уменьшилось, но сам спуск начал происходить какими-то рывками. Реверса BD (девайс Макса) дал те же результаты.
    Именно так я спускаюсь на толстых 11-13 милимитровых верёвках, Tendon сухие ли они мокрые ли они. Верёвка не разбухает от воды на милиметры, это ведь не клейстер. Просто вы взяли с собой на гору неисправное снаряжение в виде старых верёвок и ты упрямишься в этом.
    Я специально тебя цитирую. На нормальных верёвках диаметром до 11 милиметров, сухих ли мокрых ли, этого бы не произошло. Эти дивайсы были придуманы для определённых целей, для страховки лидера и для спуска с их помощью. Будь уверена производители испытывали их километрами спусков и во всех погодных условиях, но веревки были нормальные. Причём испытания не выборочно для одной двух железок, а для партии. Ты же взяла старье верёвки , и пытаешься доказать что эти преметы для спуска ни на что не годные, а вот восьмерка это Гуд. Алилуйя восьмерке. Мне тоже нравится восьмерка, но если ты попытаешься спускаться с её помощью на причальном канате океанского лайнера, поверь на слово она не будет работать. К примеру в бинокль можно смотреть, это его основное предназначение, но при очень большой необходимости им можно попробовать забивать крючья. Наверняка будет неважный результат. Но ведь ты при этом не будешь заявлять что бинокль это плохой молоток.

  19. Серега, моей веревке 3 года. ну и что! На тех же беалевских, которым по 5 лет и они в три раза заюзанее моей спускаются на таких девайсах без проблемно, а почему? Да потому что, как показала практика, у них и оплетка более гладкая, и скольжение лучше, эластичные свойства хорошие, что тоже немаловажно, и они не так набухают в объеме когда мокрые. А моя веревка вовсе не «хламовая», как ты сказал, просто она «КАЛИНА», которая после 5-7 крымского маршрута уже становится слегка пушистой и оплетка какой-то шершавой. Так что, ты хочешь сказать, что на такой веревке нельзя больше ходить? Она дешевая, хуже буржуйских, имеет кучу недостатков, но на ней не было срывов серьезных и сама оплетка не битая и не перетертая. Так почему же нельзя ходить в горы с такой веревкой?

    Статью я написала не для того, чтобы замарать имя «великих» производителей снаряжения, а просто рассказать свои наблюдения, относительно того, с чем и как лучше ходить именно в БОЛЬШИЕ горы, где климатические условия в корне отличаются от, например, крымских. А потому с любой веревкой в больших горах может случиться задница. Самый простой пример: веревка любая может покрыться толстым слоем льда и встать «колом» и тогда уже не важно будет, беаль это или калина. Все один черт не полезет нормально в реверсу. Тут и спасет как раз восьмерка.

    Вот приблизительно так я и хотела сказать. Я бы могла не приводить пример со своими веревками, а могла бы рассказать про другие восхождения, где использовались хорошие импортные веревки, но в некоторых ситуациях реверсы опять таки работали хуже, чем та же восьмерка.

  20. Таня! В Крыму тоже бывают очень даже дожди. И с Калинами я поработал будь здоров.
    Калина конечно же не очень веревка, но вполне выдерживала 25 -=30 крымских пятерок и шестерок, и оплётка у неё лохматилась, но когда она приходила в негодность было именно так как ты описываешь. То же касается и импортных верёвок.
    Давай по другому. Ты привезёшь свою замечательную веревку мы протестируем её в условиях разбухания от воды, спустимся откуда нибудь. И сделаем какие нибудь выводы. Иначе мы будем всё это мусолить до второго пришествия Иисуса из Назарета

  21. Я согласна, привезу :) Но нам еще где-то нужно будет найти мокрый лед или снег, потому что это тоже немаловажный фактор, когда куски льда налипают на оплетке даже самой фирменной и новой веревки.

  22. Мне про поиски снега в Крыму напоминает бородатый анекдот.Именно поэтому позволю себе рассказать его.
    Старого охотника спрашивают как ему удается выходить на медведя без ружья с одной рогатиной.
    Он говорит: Тут главное не бояться. Берешь говно и бросаешь ему в глаза, когда он не будет видеть тут ты его на рогатину и насаживаешь.
    А где же столько говна взять то?
    Охотник отвечает: Тут главное не бояться, говна будет много.
    Зимой в Крыму снега хватает.

  23. Слушайте, я не ошибусь, если скажу, что спусковуха от Пецля «Пиранья» — это панацея в данном случае? Она на подобии восьмерки, а значит все верёвки пролезут. И трение можно там увеличивать-уменьшать очень гибко.

  24. Уважаемый Дмитрий! Вы ошибаетесь. Пиранью можно приспособить для спуска, но вот для страховки лидера она не удобна. В горах из за непредсказуемости глубины полёта лидера, рекомендуется страховать на 2-ой позиции (это когда верёвка проходит не через карабин а через шейку восьмерки), шансы уронить Пиранью велики, а преимуществ работы перед обычной классической восьмеркой не вижу.

  25. Ну, и кто тебя умной назовёт?
    Ходить в больших горах четвёрки (да и тройки, они же все в Безенгах комбинированные или вообще ледово-снежные) на «Калине» выпуска 2005 года???!!! А оранжевые выпускались именно тогда. Потом были синие, а потом — не знаю, прекратил следить.
    Нет, я, конечно, выпью за упокой. Но, Таня, я и без того найду повод. С Вольмаром вместе.

  26. DrLavr, не могли бы Вы представиться, у меня создается впечатление, что мы знакомы.

    Ну во вторых, а что такого, что веревке 5 лет. Куплена она была в 2008 году, значит пару лет лежала на складе магазина, т.е. была не подвержена воздействию каких-либо повреждений. А потом я на ней ходила мало, потому что как правило, в Крым мы берем веревку 60 м.

    Я конечно понимаю, что эту веревку уже пора менять, но я бы все-таки так категорично не утверждала, что она совершенно не пригодна для использования. Ну, и не нужно пить за мой упокой преждевременно, такую радость я не скоро Вам доставлю ;)

    Ну а на счет смены веревки, то да. Я уже подумываю о покупке новой с пол года.

  27. Таня, у реверсо-3 на самом деле не отверстия, а огромные дыры для верёвки, просто нужна хорошая верёвка. С недавних пор хожу с верёвкой Edelrid Apus. Дюльферяется без проблем везде. Надо себя любить.

Добавить комментарий