alp.org.ua / Альпинизм / Ледобуры КРОК

Ледобуры КРОК

Сложно придумать какой-то универсальный ледобур, пригодный для любого льда. Для натечного жесткого льда требуется короткий ледобур с прочными зубьями, не высокой резьбой и относительно мелким ее шагом. Для ноздреватого рыхлого льда наоборот необходим длинный ледобур большого диаметра с высокой резьбой и относительно крупным шагом. А поскольку никогда доподлинно не известно, что Вас ожидает на маршруте, то попытка изготовить универсальный ледобур не оставляет пытливые умы «Кулибиных» от альпинизма.

Титановые ледобуры благодаря своему малому весу удобны для ношения. Но поскольку в большинстве своем они довольно мягкие, лучше их использовать для чистого и мягкого льда, например, летнего. Нет никакого смысла делать «агрессивные» зубья на титановых ледобурах — они тут же загнутся.

Если маршрут идет по льду с вкраплениями камешков, то лучше всего пользоваться стальными закаленными ледобурами, имеющими прочные зубья, которые не загибаются при встрече с камнями. Кстати, благодаря меньшей толщине стенок трубки закаленного ледобура — по весу хороший стальной ледобур не тяжелее титанового.

Если восхождения проходят при низкой температуре — удобнее пользоваться т.н. «обжатыми» ледобурами, которые имеют утолщение (сужение) в самом начале ледобура. Это сужение не дает столбику ледовой крошки в процессе закручивания ледобура примерзнуть к его внутренней стенке в виду того, что диаметр столбика получается меньше внутреннего диаметра ледобура. Соответственно, нет необходимости шлифовать до «зеркала» внутреннюю поверхность ствола ледобура. К тому же в результате обжатия начальной части трубки ледобура получаются более толстые зубья, которые прочнее обычных, поскольку имеют более толстую режущую грань. Стальные «обжатые» ледобуры легче закручиваются по сравнению с гладкими обычными.

Отдельного разговора заслуживает длина резьбовой части и ее форма. Сейчас стали изготавливать ледобуры с обратным наклоном резьбовой ленточки. Якобы такие ледобуры быстрее «схватывают» лед. Вопрос очень спорный. А длину резьбовой части, по моему мнению, нет необходимости делать не то, что на всю длину ледобура, а даже на треть. В винтовых соединениях нагрузку держат только первые пять витков.

В зависимости от твердости материала, из которого изготовлен ледобур, внешнего и внутреннего диаметра ствола, выбираются параметры нарезки зубьев. Количество зубьев — чем больше, тем лучше, но не в ущерб прочности и технологичности заточки. Поэтому их количество редко превышает четыре. Тест с разными заточками (см. рис.) показал, что независимо от формы зуба все три образца закручиваются с одинаковым усилием. Значение имеет только острота режущей кромки и направление плоскости «затыловки».

Заточка зубьев ледобура

Главная режущая кромка зубьев ледобура должна быть всегда максимально острой. Если кромка затупилась, то необходимо ее остро заточить сверху по главной задней поверхности, сохраняя углы наклона плоскостей режущей кромки зуба «во внутрь цилиндра ствола». Высота зубьев в результате этого изменится, но это не так важно, как углы наклона заточки и острота главной режущей кромки. От углов режущей кромки зависит размер ледовой крошки и то, насколько легко вновь образующаяся крошка проталкивает внутрь ствола предыдущую порцию битого льда. Косвенно об этом можно судить по степени спресованности столбика ледовой крошки, которая вылезает из ствола ледобура. Хорошо заточенный ледобур должен завинчиваться буквально одним пальцем. Вызывает недоумение, что некоторые альпинисты, даже очень высокой квалификации, закручивают ледобуры при помощи рычагов, ледорубов и т. д. Завинтить в лед при помощи рычага можно что угодно, но структура льда при таком силовом закручивании очень часто нарушается, что ведет к ненадежности страховки.

Во избежание притупления режущей кромки из-за случайных ударов ледобура о скалу или камни, пользуйтесь защитными чехлами или колпачками на зубья. Кстати, это предохраняет и от случайного травмирования болтающимся на обвязке ледобуром себя любимого.

Особое внимание обратите на начало резьбовой ленточки. Она должна быть острой по всей ее плоскости без заусенцев. На первых двух зубьях ее может совсем не быть. Но направление режущей плоскости (именно плоскости, а не кромки) этой ленточки должно быть строго в плоскости передней стенки зуба. От правильной заточки начала резьбовой ленточки во многом зависит, будет ли попадать ледовая пыль между льдом и наружной стенкой ледобура. Это особенно важно при низких отрицательных температурах. Попадание в зазор большого кол-ва ледовой пыли может привести к скалыванию линзы льда и очень трудному закручиванию бура.

Вот пока и все, удачных восхождений.

Директор компании «KROK»
Костромитинов Алексей Дмитриевич

  1. Алексей, в статье есть фраза: «Если кромка затупилась, то необходимо ее остро заточить сверху по главной задней поверхности, сохраняя углы наклона плоскостей режущей кромки зуба «во внутрь цилиндра ствола».
    Что такое «задняя главная поверхность»? Буду благодарен за рисунок и описание технологии процесса заточки.
    Ещё вопрос. Почему при всём обилии разнообразного нужного и ненужного альпинистского металла в продаже отсутствуют ледобуры-самовыверты с барабаном для намотки шнура? Такое удобство для спуска — не роскошь.

  2. > Почему при всём обилии разнообразного нужного и ненужного альпинистского металла в продаже отсутствуют ледобуры-самовыверты с барабаном для намотки шнура?

    Кстати, хороший вопрос. Я его уже пару лет задаю разным людям, все в один голос говорят, что в продаже никогда самовывертов не встречали и делаются они собственноручно. Очень странно, не правда ли?

  3. Есть мнение, что не встречаются они как раз потому, что не востребованы. На ледовую стену берётся штук 8 хороших стальных буров разной длины. Мне очень нравится, когда на станции завёрнут хотя бы один длинный (>20 см) бур.
    При спуске на такой бур накидывается пара витков тонкого шнура. Бур закручивается. При этом шнур на него накручивается. Дюльферная верёвка пристёгивается небольшим (!) карабином прямо на тело бура (карабин лежит на льду). Сдёргивающая верёвка вешается на шнур. Сели-поехали. Дёргаем за сдёргивающую — бур выкручивается , прилетает раздельно с дюльферной верёвкой. Тащить помимо страховочных буров, которые весят немало, ещё и малофункциональный бур с барабаном обычно лень.
    Есть некоторые подводные камни в этом процессе. По ходу спуска сдёргивающая верёвка намокает, и бур выкручивается просто под её тяжестью. Лечится это более острым углом закручивания бура.
    Если шнур слишком тонкий — может порваться. Тогда придётся лезть за буром.
    Если шнур слишком толстый — может соскочить с бура. Оптимальный диаметр — 3-4 мм.
    Если для спуска используется низкокачественный бур — усилие для сдёргивания может быть таким большим, что на выходе (когда осталось 1-2 витка резьбы) бур перекосит, шнур соскользнёт и бур застрянет.
    Для выкручивания хорошего бура усилие требуется очень небольшое — одной рукой тянешь. Под нагрузкой дюльферной верёвки он самостоятельно не выкручивается.

  4. maykoff (Гость) :

    Тащить помимо страховочных буров, которые весят немало, ещё и малофункциональный бур с барабаном обычно лень.
    Есть некоторые подводные камни в этом процессе.
    Если шнур слишком толстый – может соскочить с бура. Оптимальный диаметр – 3-4 мм.

    Я очень ленивый таскать лишнее железо на восхождение, но чтобы избежать большинства перечисленных подводных камней, я бы не поленился взять самовыкрутку с барабаном на маршрут, где предполагается длинный спуск по крутому льду. На барабан можно наматывать шнур диаметром 6мм без риска соскока его.

  5. boffin :
    Кстати, хороший вопрос. Я его уже пару лет задаю разным людям, все в один голос говорят, что в продаже никогда самовывертов не встречали и делаются они собственноручно. Очень странно, не правда ли?

    Продавцы магазинов в ответ растерянно пожимают плечами. Одна продавщица-консультантка высказала смелую гипотезу: не производя самовыкруток, известные и неизвестные фирмы стремятся вынудить богатых горовосходителей оставлять по ледобуру на каждом дюльфере по льду, а внизу покупать новые. С точки зрения производителя логика есть: при дюльферянии по скалам вы ведь железо на станциях оставляете, будьте любезны оставлять и на льду:-)

  6. А кто его будет подбирать, то оставленное железо? Наверное какой-нибудь обученный менеджер того магазина, где были куплены эти буры? А потом продавать их по второму кругу … ;)

Добавить комментарий