alp.org.ua / Горный туризм / Заправка газовых баллонов

Заправка газовых баллонов

Баллоны, о которых тут пойдет речь, не являются многоразовыми. Они все ОДНОРАЗОВЫЕ. С прокалываемыми картриджами все однозначно ясно. А вот клапанные баллоны при пересечении границ нашей страны вдруг становятся долгожителями. Статья носит только обзорный характер. Ответственность за принятые решения остается на вас.

Были собраны мнения разных людей, связанных так или иначе с заправкой клапанных баллонов.

В целом получилось вот что:
— заправлять можно и нужно
— использовать можно на высоте до 4000 м и до -10 °С
— лучше покупать газ зимой или найти «источник» смеси пропан-бутан
— срок службы «среднего» резьбового баллона — 5-7 заправок
— систему заливки надо делать тщательно (если жизнь дорога)

Теперь подробнее.
Схема заправки разрабатывалась различными людьми и отличается, в основном, только исходными материалами.
1. Берется баллон обычного бытового газа (5-15-27-50-100-300 литров) с вентилем.
2. Устанавливается «вверх ногами»,  чтобы вытекал именно жидкий газ. Для этого некоторые изготавливают специальную подставку, или подвешивают на веревке, или просто кладут его в старое кресло. Есть баллоны с уже приваренной юбкой вокруг клапана и его можно ставить «вверх ногами», но тогда нужно менять клапан на обычный вентиль, а в этом случае его могут не принять на заправочной станции. Я знаю пример, когда ребята заплатили на станции заправщикам сразу оптом за все (деньги там просят, обычно, не большие): за установку вентиля, за отсутствие придирок в дальнейшем, за точную информацию о качестве газа и, конечно, за улыбку.
3. Собирается заливочная система из переходника, шланга, крана, еще одного шланга, резьбовой (или цанговой) головки. Переходник, кран, шланги, манжеты лучше брать из газового оборудования (идеальный вариант — для жидкого азота). В этом случае система живет дольше. Обычные водопроводные трубки и краны быстро становятся ломкими. В Москве все можно купить на рынке. Все это собирается и хорошо закрепляется муфтами. Редуктор использовать не надо — он только замедляет заправку. Переходник наворачивается на резьбу бытового баллона. Кран нужен, чтобы регулировать подачу газа. Вентиль баллона лучше не использовать — он быстро выходит из строя. Головка на EPI-газовую резьбу берется со старой горелки или можно купить газовый резак (из той же серии). У резака уже все готово для крепления в шланг, а с горелкой придется повозиться, так как ее диаметр слишком мал для шланга. Цанга CampingGas пластиковая и для жидкого газа не годится. Просто сломается очень быстро. Или ждите, пока она не нагреется после заправки до 0°С, или сделайте металлическую. Имеющий голову и руки, все это сделает быстро. Знаю пример, когда абсолютно все было сделано за один день ручной дрелью и напильником только из латунной чушки и старых медных трубок! Самая «крутая» система, про которую я слышал состояла из описанного выше набора для жидкого азота, плюс специальный редуктор, плюс манометры (показывают давление и в бытовом баллоне, и в заправляемом баллоне), плюс клапан для стравливания газа из баллончика, плюс электронные весы.
4. Теперь заправляем.  Газ течет медленно и на один баллон уходит от 3 до 15 минут. Все зависит от системы, которую вы собрали. На каждом баллоне написан вес газа. Контроль заправки можно делать на весах. Можно на глазок (после того, как заправлено 1/2- 3/4 баллона, нужно стравить газ и заполнить до верха).

• Во время заправки система сильно охлаждается и иногда покрывается инеем. Дайте возможность всему оттаять, а потом продолжайте работу (иначе система долго не протянет). Защищайте руки — работайте в перчатках.
• Газ имеет высокий коэффициент теплового расширения (кажется 0,2). После заправки баллон имеет температуру от -20 до +5 С. Теперь представьте, что ему предстоит быть на солнце, при + 35°С. Перепад составляет минимум 30 градусов, а это около 8% объема! Поэтому всегда стравливайте и оставляйте место для газовой фазы (газ должен бултыхаться).
• Аккуратно накручивайте EPI баллон, резьба мягкая и легко деформируется (с одной стороны латунная, а с другой алюминиевая или стальная).
• НИКАКОГО ПЛАМЕНИ или ИСКР поблизости от места заправки (если вам дорога ваша жизнь).

• Работайте только на открытом воздухе.
• Утверждения, что жидкий газ безопасен, являются утверждениями пока он жидкий. Почему-то эти утверждения быстро улетучиваются (газ… — он и в Африке — ГАЗ!).

Сколько заправок выдерживает баллон?
При аккуратной заправке — от 3 до 10 раз.


Чаще всего баллон выбрасывается из-за поврежденного клапана или из-за вмятин, иногда из-за поврежденной резьбы. Клапан страдает от перегрева (при использовании стеклоткани на некоторых типах горелок), от грязи (закрывайте его колпачком при переноске), от переохлаждения жидким газом (не делайте усилий для развинчивания при замороженном соединении). Если на корпусе появилась вмятина с острым углом, лучше не используйте дальше этот баллон. Баллоны «приличных» фирм работают дольше, а вот китайские, корейские и (точно не помню) пакистанские больше 2-3 заправок не выдерживают.

СЧИТАЕМ ДЕНЬГИ.
Экономика заправки.
Давайте считать.
— покупаем 5 больших фирменных баллонов на поход (в среднем 180х5=900 руб.). Расход газа принимаем равным — 5 баллонов за поход.
— заправляем по 3 раза все (это 5х3х35=525 руб.). Заправка стоит в среднем 35 рублей, а в Москве ей занимаются минимум 10 клубов и частных мастеров.
— далее теряем 1 баллон на каждой заправке и покупаем новый (далее идут сложнейшие математические вычисления… результат — 1600руб затраты до отказа последнего из этих 5 баллонов)
итог: вы сходили в 9 походов, потратили 3025 р. на газ, у вас остались еще баллоны для дальнейшего хождения — 4 штуки (каждый последующий поход будет обходиться приблизительно в 320 рублей). Если вы покупаете все время новый газ, вы потратите 9х5х180=8100 рублей. Экономия 5075 рублей!

— если вы аккуратно будете относиться к баллонам и заправлять вам их будут люди с руками и головой, то их хватит на все 9 походов. Тогда ваши затраты будут составлять 2300 рублей, а экономия 5800 рублей. Особенно это существенно для клубов с большим «газовым» расходом. Если вы в год заправите 500 баллонов, то это экономия 72500 рублей. На этот «скромный процент» можно уже поставить заливочный автомат с компьютерным контролем смеси…
стоимость заливочной системы приблизительно равна: 40 руб. (2 газовых шланга) + 65 руб. (газовый шаровой кран) + 550 руб. (газовый резак) + 150 руб. (переходники и уплотнители) + 500 руб. (баллон) + 100 руб.(газ) = 1405 руб. Все цены весьма ориентировочные, но представление дают.
Есть еще плюсы — экологический (вы ведь выбросите использованный баллон и он станет мусором) и вам не придется бегать по магазинам (в летний период, как правило, нет никакого газа ни в каких магазинах).

Сравнение затрат на различные баллоны.
Если вы решили использовать в походе одноразовые картриджи вместе с переходником, то давайте рассчитаем экономику такого подхода.

В нашем «забеге» участвуют:
— Фирменный баллон со смесью 70/30 массой 430 грамм. Расход 860 грамм на поход.
— Корейский баллон с бутаном 100 и массой 210 грамм. Его расход будет больше, так как это не смесь. Но мы оставим расход для удобства расчета целыми баллонами — 840 гр./поход. Цена на него взята приблизительная, так как очень большая разница по торговым точкам Москвы. Если брать фирменные маленькие баллоны, то стоимость увеличится почти вдвое.
— Фирменный баллон (перезаправляемый) 430 грамм. Расход (для удобства) такой же, как и у новых баллонов — 860 гр./поход. Предположим, что он продержится пять заправок (35 рублей заправка одного баллона).
— Фирменный картридж со смесью 70/30, массой 190 грамм. Предположим, что его расход чуть больше, чем у остальных баллонов — 950 гр./поход. Цену возмем выше средней по Москве.
— баллон Еврогаз — 220 гр. с изобутаном и адаптером (нипель — EPI). Личного опыта использования такого баллона у меня нет, так что вся информация со слов моих знакомых. Расход изобутана чуть больше, чем смеси. Предположим, что расход равен (для удобства) 880 гр./поход. Адаптер стоит 150 рублей.

ПоходБаллон 430Баллон 210Баллон 430 заправляемыйБаллон 190
с адаптером
Баллон Еврогаз
с адаптером
Первоначальные вложения2х180=360 р.4х100=400 р.2х180=360 р.5х50+700=950 р.4х35+150=290 р.
2 поход720 р.800 р.430 р.1200 р.430 р.
3 поход1080 р.1200 р.500 р.1450 р.570 р.
4 поход1440 р.1600 р.570 р.1700 р.710 р.
5 поход1800 р.2000 р.640 р.1950 р.850 р.
6 поход2160 р.2400 р.710 р.2200 р.990 р.
Покупка баллонов + 360 р.
7 поход2520 р.2800 р.1070 р.2450 р.1130 р.
8 поход2880 р.3200 р.1140 р.2700 р.1270 р.
9 поход3240 р.3600 р.1210 р.2950 р.1410 р.
10 поход3600 р.4000 р.1280 р.3200 р.1550 р.
11 поход3960 р.4400 р.1350 р.3450 р.1690 р.
12 поход4320 р.4800 р.1420 р.3600 р.1830 р.
Покупка баллонов + 360 р.
13 поход4680 р.5200 р.1780 р.3950 р.1970 р.
Лидер экономии наших денегВторое место в «забеге»Третье место.

Выводы:
— Абсолютный рекордсмен — «наш, родной, российский», резьбовой перезаправляемый баллон любой фирмы Kovea, Markill, Primus… Он с большим отрывом лидирует в плане экономичности.
Второе место опять же у российского баллона Еврогаз.
Третье место можно отдать картриджам в паре с адаптером. Вы и на весе экономите (можно не тащить пустые баллоны), и в деньгах (после 5-6 похода). Надежность и качество газа здесь значительно выше , чем у наших рекордсменов.
— Настоящим разорителем признан малый баллон 210. Он и денег ест много, и невыгоден в плане веса.
— Если вам самое главное — удобство и надежность, а о финансах можно и не вспоминать, то рекомендую купить сразу пару ящиков фирменных больших баллонов с газом — смесью 70/30 и спокойно их расходовать, без всяких заправок.
— Если вы собираетесь путешествовать летом по равнинам, то баллоны Еврогаза съэкономят вам массу денег и времени.
В целом, экономия на заправках может многим показаться не существенной. И в этом есть доля истины. Соизмерьте требования к надежности и затраты времени с возможной выгодой, и примите решение — заправлять или покупать…

Автор статьи: Александр Каменев

(статья за 2002 год, поэтому некоторые данные могли устареть)

  1. С самого начала заправлял баллоны! Это просто очевидно что это мегавыгодно!
    Система в принципе та же что и описана.
    Мои пока живут 6-10 заправок потом просто начинают травить и вещи в рюкзаке прованиваются газом((

  2. А по нашему опыту, часто перезаправленные баллоны на высоте более 3 тыс метров не хотят нормально работать, видимо давления в них не хватает. А спускаемся вниз — все отлично работает газ горит.

  3. «А по нашему опыту, часто перезаправленные баллоны на высоте более 3 тыс метров не хотят нормально работать»

    Причина в том, что по ГОСТ в 20% состава газовой смеси, продаваемой на заправках, могут быть тяжёлые углеводороды с низкой температурой кипения. Они оседают на дно большого баллона, из которого производится заправка. Во время заправки, наклоняя баллон, сначала выливаются верхние лёгкие слои с низкой температурой кипения, а баллончики, заправленные тяжёлыми остатками с высокой температурой кипения, горят только тёплыми. Я сливал эти остатки из 40-литрового баллона (10-15% объёма) в ведро и они вяло кипели при +20 градусах. А вот состав газа Ковеа: ИЗОБУТАН 72%(−11,7) ПРОПАН 22%(-45) БУТАН 6%(-0.5). В скобках температура кипения.
    Есть ещё один фактор риска заправки баллончиков газом с заправок. По ГОСТ для автомобильного газа есть зимняя и летняя смеси. В зимней легкоиспаряющихся пропана и пропилена 65% (сравни с фирменной смесью), что на жаре может привести к разрыву баллончика от чрезмерного внутреннего давления.

  4. кстати, в низких горах, на морозце, перезаправленные баллоны работают лучше новых, именно по той причине, что у «нас» газ — пропан-бутан, а у «них» — изобутан-бутан-пропан

  5. Честно говоря, немного не понял необходимости столь сложной системы для перезаправки. Лично пользовал простой переходник, выточенный токарем дядей Васей за бутылку:)! Такие,кстати, сейчас продаются во многих магазинах снаряжения.

    А вообще — эта тема очень хорошо освящена на тревел.орг.юа, в разделе туристическое снаряжение.

    И кстати, этим летом у меня на высоте 3800 отлично работали перезаправленные балоны, единственное- баллон при работе покрывался изморозью.

Добавить комментарий