Среди всех известных способов спусков на льду (ледовая проушина, столбик, спуск последнего с нижней) спуск на ледобуре самовыверте является самым быстрым, безопасным и снарягосберегающим способом. Однако, участники часто испытывают непонятные трудности при его организации. Давайте разберемся, как же организовать спуск на ледобуре-самовыверте.
Для самовыверта понадобятся (желательно в двойном комплекте для двух пунктов):
1) Ледобур – длина и качество должны соответствовать состоянию льда. На нем не должно быть складывающейся спортивной ручки для закручивания, за которую стропа обязательно запутается.
2) Фурнитурная стропа шириной примерно 20 мм (используется, в частности, для компрессионных мешков). Стропа должна иметь достаточный запас прочности и не порваться, когда за нее будут тянуть два здоровых мужика. Купите метров пять. Точная длина определяется только экспериментально.
3) Тросиковая петля (часто используется закладка) или плавающее ледобурное ухо (если таковое предусмотрено конструкцией бура).
4) Два основных карабина.
5) Ваши рабочие веревки.
Оформим стропу. На конце для формирования петельки завязывается узел или, что более аккуратно, делается прострочка (стропа складывается вдвое). Помните о прочности ниток для прострочки. Ширина петельки должна позволять вам сделать узел удавку на ручке ледобура через отверстия для карабина. Закрепив таким образом стропу, выходим на лед и начинаем экспериментально отмерять необходимую длину.

Начинаете закручивать бур в лед, когда он схватится, заводите стропу на тело ледобура и, закручивая бур, наворачиваете на него стропу виток на виток (без разбега по ширине). Закрутив бур до стропы, оставляете еще примерно полметра свободной стропы и запас стропы для второй узкой петельки (завязать или прошить), в которую вставляется карабин. Запас стропы оставляют, помня о том, что плотность льда может меняться, а более плотный лед потребует больше оборотов бура и, следовательно, большей длины стропы. Окончательно оформляете стропу.
Часто для самовыверта делают т.н. «барабан»: стропу заключают между двумя ровными круглыми поверхностями (изготавливают из любого железа или, в простейшем варианте, из полиэтиленовых крышек для стеклянных хозяйственных банок). Но такой бур можно использовать только на спуск, и вы проигрываете в количестве и весе необходимого снаряжения. Можно, конечно, все это надеть перед спуском, но обычно время терять жалко. В общем, на любителя.

На фото он не докручен, для наглядности.
Теперь запускаем наш «челленджер». Готовим площадку под бур (расчищаем лед от снега), стараясь, чтобы ее плоскость совпала с плоскостью, в которой вы будете тянуть веревки. Рекомендую вкручивать бур выше станции, чтобы впоследствии избежать некоторых волнительных моментов при ее разборе. Надеваете тросик на бур (стропа уже закреплена за ухо) и начинаете его закручивать и наворачивать стропу, плотно ее подтягивая. В тросик вставляете карабин, который будет спусковым, и продеваете в него спусковую веревку. С помощью карабина состегиваете ваши веревки. В этот же карабин вставляете петельку свободного конца стропы, следя, чтобы на ней остался небольшой провис. В этот же карабин для большей уверенности в завтрашнем дне прощелкиваете спусковую веревку, проходящую через спусковой карабин.


Все способы основаны на одном принципе – бур выкручивается посредством разматывания шнура (стропы) намотанного на него. Поэтому крайне важно СЛЕДИТЬ ЗА НАПРАВЛЕНИЕМ НАМАТЫВАНИЯ шнура (стропы) на ледобур, в противном случае при попытке осуществить сдергивание ледобур будет закручиваться глубже, вместо того чтобы выкрутиться. Наматывать шнур (стропу) следует, вращая ледобур в сторону в которую будет происходить его закручивание, то есть по часовой стрелке. Ледобур должен быть тщательно прикреплен к сдергивающей или основной веревке, чтобы предотвратить его потерю. Ледобур с закрепленной на нем сбрасывающей системой закручивается последним участником. Необходимо проверить плавность его выкручивания, выкрутив и закрутив его еще раз (если под него крутится новое отверстие).


Теперь – самое важное, из-за чего чаще всего застревают самовыверты.
ВАЖНО! Не забыть разработать бур, покрутив его на полоборота вокруг своей оси, ликвидировав тем самым вмерзание бура. Далее организуете самостраховку на двойной веревке, вщелкиваете спусковое, разбираете станцию, отмечаете тягловую веревку. В путь, отважный восходитель! С нижней станции тянем, стараясь увернуться от летящего сверху бура.
Существуют и другие модификации данного способа, но они подразумевают спуск по одинарной веревке, что не есть правильно. Учить надо правильному, а неправильному вы и сами научитесь, когда будете ходить самостоятельно, и будете сами отвечать за свою жизнь.
Для того, чтобы при сдергивании не потерять карабин с закладкой, необходимо добиться, чтобы тросик закладки плотно обхватывал ствол бура. Это достигается сдвигается тела закладки и зажимом бура между ним и тросиком, либо карабин с тросиком необходимо дополнительно пристраховывать.
Обязательно потренируйте ЭТО в «нерабочих условиях», отработав все нюансы. Обязательно используйте полную длину спусковых веревок, это важно.
В статье использовались: советы от Евстифеева Влада, а также, фотоматериалы с сайта http://promalp.ru и видео Сергея Дидоры.
Материал подготовлен: Проект ALP
Использование данного материала на других ресурсах возможно только с разрешения администрации этого сайта.
самый рабочий вариант — этот:
http://alp.org.ua/wp-content/uploads/2014/01/P8160476-web.jpg
Но с такими модификациями:
Делали все на Бдшном буре 22 см.
Стропа нафиг не нужна. Достаточно репика 5-6 мм. Точную длину не помню. Вроде метра 3.
Вместо скользящей серьги — оттяжка.
Веревки можно соединить через карабин, можно связать.
Важно узлы на обоих веревках на концах завязать.
http://alp.org.ua/wp-content/uploads/2014/01/P8160474-web.jpg
У этой схемы есть свойство бура выкручиваться под весом сдергивающей веревки. За этим нужно четко следить.
А есть еще вот такая приблуда:
http://alp.org.ua/wp-content/uploads/2014/01/article.jpg
Самосброс ледобура:
Предназначен для дистанционного выкручивания ледобура изо льда при спуске (прохождении) со снежно-ледовых горных склонов. Устройство самосброса-ледобура состоит их катушки с тросиком, которая одевается на ледобур.
Для использования самосброса- ледобура в реальных условиях требуется следующие снаряжение из стандартного комплекта альпиниста: основная спусковая веревка, сдергивающая веревка, ледобур и карабин. Новизна устройства заключается в предотвращении самовыкручивание ледобура за счет его фиксации спусковым карабином и спусковой веревкой. После спуска ледобур выкручивается сдергивающей веревкой.Видеоролик: Вес 100 гр. Ледобур стандартный (180мм диам. 18 мм). Для других ледобуров сообщите тип, диаметр, длину, шаг нарезки.
Немного того что было до и после этой статьи )
До:
— Таня, что то не могу найти доходчивой статьи про самовыкручивающиеся ледобуры как в альплагере делал когда-то. Я сейчас в Юрей (Ouray) , ледолазном раю думаю мультипитч пролезть.
— А ну вроде вот видео, сейчас статью сделаю.
— Спасибо!
Вобщем потренировались — вроде все ок, решили в первый раз нанять гида, так как лед дело стремное и с лавинами в районе не очень знакомы.
После:
Договорились с гидом, встречаемся в 7 утра для восхождения на ледопад веревок на 10.
Осмотр снаряжения:
Гид:
— что это за лента? для какого самовыкручивающиеся ледобура? никогда не слышал чтоб на 1 буре спускались, делают либо V threads (петли Абалакова) или ищут скалу. На одном буре спускаться не безопасно,- у нас тут постоянно делают тесты, V threads — надежнее.
— о, я такие петцелевые инструменты с темляками 20 лет назад использовал, инструменты должны быть с специальными ручками и привязывать их не надо.
— самострах оставляйте — он не нужен, использовать надо веревку
— и тд
Вобщем ребята we are not on the same page и снег валит, так что идем тут не далеко на ледопад 4 веревки и на практические занятия в Ice Park.
Вобщем «пролезли», лед классный, другая школа — много интересны tips & tricks
Из нового — одновременный спуск участников с одной станции — нормально.
V threads вроде работают —
https://www.dropbox.com/s/atvrmrtjv1y8qdy/P1020194.jpg
https://www.dropbox.com/s/pet6u7e916hv0uf/P1020208.jpg
Больше фотографий из Ouray —
https://www.dropbox.com/sh/9xe3m4f8ykibsjx/yvspKbTw5p
Завидую! Но совсем немного ;) Не зря все-таки ты уехал с Украины, у нас тут такого и близко не найдешь :)
Про бур — ваш гид конечно прав, но эту опасность можно сравнить как с перебеганием дороги на красный свет. Абалокские проушины — штука классная, сама пробовала их на Кавказе делать. Но нужно помнить, что абалаковская проушина (горизонтальные отверстия) менее надежные, чем проушина Андерсена (вертикальные отверстия), также не рекомендуется использование этих проушин в летнем раскисшем льду:
http://alp.org.ua/?p=38413
А вот про спуск с одной станции всем участникам одновременно — это интересно, первый раз про такое слышу, рассказывай :)
Огромный минус всех вывертов, в отличии от проушин, заключается в том, что если мы дюльферяем на 60м, то выверт улетает с думя веревками вниз на 60 м, то есть бур летит каждый раз 120 метров.
Следовательно:
1. Очень часто бур бьётся (не могу сказать, насколько это опасно, особенно, если о скалы)
2. Может застрять в скалах или сосульках, каких вдосталь на вертикальных коротких участках даже водопадов категории 3-4.
3. Вся эта канитель — вытаскивание двух веревок по 60 м очень замедляет скорость дюльферов.
А с проушиной, даже при дюльферах двойки, как правило, к спску второго проушина уже готова для следующего дьльфера.
Поэтому, как по мне, лучше с проушин дюльферять. Если стремный лёд — 2 рядом сделать можно (разнести, конечно на метр, лучше по вертикали, чтоб угол острый был между ветвями блокирующей петли).
Только нужно быть не раздолбаем и:
1. Носить с собой расходника побольше, (чтоб впритык не лепить, углы соблюдать, оттяжки из тонкой дайнемы не резать, чтоб хватило на много дюльферов и т.д.)
2. Иметь бур длинный 21-22 см — стандартную лонг классику гривеля, бд, петцеля, симонда — неважно).
Сипавин В.
Пардон valexandro, но я свами не согласен по многим позициям.
1.» что если мы дюльферяем на 60м, то выверт улетает с думя веревками вниз на 60 м, то есть бур летит каждый раз 120 метров. » Часто лед по которому ходят в больших горах имеет угол меньше 90 градусов, поэтому бур не летит а скользит по склону, и часто не улетает вниз, а мягенько прикатывается к нижней станции.
2. Очень часто бур бьётся (не могу сказать, насколько это опасно, особенно, если о скалы)
Может у меня маленький опыт подобных дюльферов, но там где дюльферял я было очень много льда и практически не было камней, так что возможность удара бура об камень была минимальной.
3. «Может застрять в скалах или сосульках, каких вдосталь на вертикальных коротких участках даже водопадов категории 3-4.» Таки да, может, но участков этих не так уж и вдосталь на классических альпинистских маршрутах, к тому же если лед идет вперемешку со скалами, то можно на скалах петли оставлять или они там уже есть.
4.» Вся эта канитель — вытаскивание двух веревок по 60 м очень замедляет скорость дюльферов.» Канитель представляет собой закручивание бура в лед с наматыванием ленты, прищелкиванием двух карабинов к буру и к ленте и продергиванием около 1.5 метров веревки чтобы выкрутить бур. По моему это не большая канитель, чем продернуть веревку через петлю расходника в проушине.
Так что я думаю, что надо уметь пользоваться обоими методами и желательно в совершенстве, а применять тот или иной в зависимости от ситуации и предпочтений.
В 2012 году, команда Москвы дюльферяла с Музтаг Тауэра на самовыкрутах. http://www.risk.ru/users/robinsya/195898/
Примерно 2000 м перепада, не останавливаясь, в тм числе и ночью без фонарей. Особо интересующиеся могут связаться с ребятами и узнать подробнее.
оригинал фото в
http://tourclub.rsu.ru/punbb/viewtopic.php?id=160
было прикольно увидеть на фото Ростов)
PS: Разрешаем и дальше сайту Альп орг использовать наш контент, во имя безопасности в горах ))