Федерация альпинизма России совместно с партнерами успешно завершила уникальный проект по возведению спасательного приюта.
Монтаж конструкций был завершен в начале августа, и в конце сентября, после месяца тестовых испытаний, состоялось открытие станции Red Fox 5300 – самого высокого в Европе и второго по высоте в мире спасательного приюта в горах.
История возведения приюта была длинной и драматичной. В 2007 году по инициативе московского альпиниста Дмитрия Гурьянова ФАР была создана рабочая группа по созданию спасательного приюта. Поводом послужила трагическая гибель в мае 2006 года 11-ти восходителей, которые попали в непогоду и замерзли в течение нескольких часов на седловине Эльбруса.
Рабочая группа в качестве конструкции приюта выбрала полусферу (геодезический купол), которая была изготовлена по технологии американской компании Natural Space Dome. Материалы и крепежные системы были заброшены на восточную вершину Эльбруса с помощью вертолета, которым управлял легендарный пилот, заслуженный летчик России Александр Николаевич Семенович.
В 2008 – 2010 годах состоялось три экспедиции на седловину Эльбруса, в ходе которой более 100 волонтеров под руководством Сергея Веденина занимались геологоразведочными работами, подготовкой площадки, переносом грузов и монтажом конструкции приюта, открытие которого состоялось 1 сентября 2010 года.
Однако, в середине октября того же года ураганный ветер разрушил приют.
Осенью 2010 года Федерацией альпинизма России было принято решение о восстановлении спасательного приюта, и рабочая группа приступила к разработке новой конструкции — более компактной и ветроустойчивой.
Измененная конструкция позволила изготовить и транспортировать новый приют в короткие сроки. Однако, контртеррористическая операция, проводившаяся в Приэльбрусье в 2011 году, не позволила организовать экспедицию.
Только в июне 2012 года команда волонтеров и спасателей эльбрусского и уральского спасательных отрядов приступила к монтажу нового приюта.

На этот раз все необходимые материалы и конструкция были доставлены прямо на седловину с помощью вертолета компании «Heliaction» (Вертолетное (PRO) движение)» пилотом Арсением Болдыревым, и к началу августа приют был возведен.
Спасательный приют станция «Red Fox 5300» является некоммерческим спасательным объектом, обслуживаемым волонтерами и спасателями.
Приют открыт для всех альпинистов и поклонников спорта и активного отдыха в горах.
Координаты хижины, установленной в начале скального гребня, который спускается с восточной вершины Эльбруса на седловину — прямо на тропе на восточную вершину и с севера и с юга.
N 43° 21’ 05,0”
E 042° 26’ 53,0”
Спасательный приют «Red Fox 5300» предназначен только для аварийных ситуаций. Ночевка в приюте без необходимой акклиматизации может быть опасной.

Строители «Red Fox 5300», Федерация альпинизма России и компания Red Fox обращается ко всем восходителям на Эльбрус, которым придется воспользоваться приютом:
• Тщательно закрывайте обе двери (внешнюю и внутреннюю), это спасет от заметания снегом.
• Убирайте и уносите после себя мусор.
• Соблюдайте осторожность при использовании примусов и горелок: возможно отравление продуктами горения.
Федерация альпинизма России благодарит официальных партеров проекта:
• компанию Red Fox и лично Александра Глушковского, Влада и Ольгу Мороз
• компанию Vento и лично Марину Маликову и Андрея Васильева
• компанию Alexika и лично Александра Каячева и Алексея Грибцова
• Институт гляциологии РАН и лично Владимира Михайленко, Станислава Кутузова и Ивана Лаврентьева
• Федеральное агентствр воздушного транспорта – Росавиация и лично начальника отдела летных стандартов Александра Семеновича
• компанию Heliaction (Вертолетное (PRO)движение) и лично Арсения Болдырева, Александра Давыдова и Олега Шишкова
• Эльбрусский поисково-спасательный отряд МЧС РФ и лично Тилова Бориса Османовича,
• компанию Earth Gear
• Национальный парк «Приэльбрусье»
• телекомпанию НТВ и лично Юрия Кучинского
Идея проекта – Дмитрий Гурьянов
Директор проекта – Алексей Овчинников
Руководитель экспедиции – Сергей Веденин
Администраторы – Юлия Рассадина, Ирина Зулаева, Наталья Козлова, Анна Михайличенко
Медиаподдержка – Анна Столбова, Марина Сивоконь
Комментарии:
Андрей Волков, президент ФАР: Для меня, как руководителя Федерации этот проект был важен по нескольким причинам: во-первых, ФАР всерьез занялась созданием инфраструктуры в горах. Мы пошли по пути наших европейских товарищей, которым удалось создать целую сеть горных хижин и приютов в Альпах. Спасательный приют на седловине – наш первый шаг по этой непростой дороге.
Во-вторых, приют — это забота о безопасности на самом популярном альпинистском маршруте в нашей стране.
В-третьих, реализованный проект, на мой взгляд, хороший пример так называемого частно-государственного партнерства, когда инициатива простых людей и общественно организаций поддержана бизнесом и государством, что позволило всем вместе сделать благое дело для наших людей.
Сергей Веденин, руководитель экспедиций: Я оказался вовлечен в эту историю не с самого начала. В 2007 году я работал спасателем эльбрусского поисково-спасательного отряда и Федерация альпинизма обратилась ко мне с просьбой стать координатором экспедиции на седловине. Было изначально понятно, что проект не имеет аналогов в мире и потребует нестандартных подходов и решений, как инженерных, так и организационных.
Самой сложной частью проекта, несомненно, являлась доставка грузов на седловину. Без вертолетной поддержки успех возведения приюта был бы невозможен. Поэтому еще раз спасибо пилотам Семеновичу и Болдыреву, которые сделали чудо, совершив посадки на восточной вершине и на седловине Эльбруса.
К счастью, разрушение хижины в октябре 2010 года не заставило нашу команду отказаться от планов возведения конструкции, и мы смогли вновь собраться и все вместе воплотить нашу мечту в реальность.
Хочу пожелать приюту долгих лет жизни. Пусть он будет памятью обо всех, кто остался на этой большой горе, а в будущем позволит избежать новых жертв.
Дмитрий Гурьянов, идеолог проекта: Я очень рад, что проект завершился успешно и надеюсь, спасательный приют убережет отдельных людей от гибели на Эльбрусе в результате неправильной тактики восхождения. Благодаря участию ФАР, ее четкой и последовательной позиции, а также благодаря волонтерам и партнерам, идея не осталась частью истории интернет-форумов. Участники проекта показали себя смелыми и добросовестными людьми, искренне заинтересованными в снижении количества трагедий на великой горе. От всего сердца благодарю своих коллег!
Источник информации: alpfederation.ru
Некоторые вполне уважаемые товарищи еще при первом пришествии хижины утверждали, что от нее может быть сколько польза, столько и вред.
Не помешало бы к новому домику прикнопить инструкцию. Чтоб не было потом открытых дверей и припухших мозгов.
Прошел год с момента завершения уникального проекта по возведению самого высокогорного в Европе и второго по высоте в мире cпасательного приюта, расположенного на седловине Эльбруса (5300).
Руководитель строительства хижины «Red Fox 5300» Сергей Веденин так оценивает опыт эксплуатации хижины в течении года:
«Я еще раз убедился в том, что мы выбрали очень удачное место для установки приюта. Хижина не заметается снегом. Все оставленные нами вещи в сохранности, мусора немного – это радует. Надеюсь, что и в будущем пользователи хижиной будут чистоплотны.
Тем не менее, прошедший год продемонстрировал, что не все горовосходители осознают степень риска при нерациональном использовании приюта. Было несколько случаев, когда альпинисты сознательно планировали ночевки в хижине, чтобы с утра совершить штурм вершины – этого ни в коем случае нельзя делать! Приют – не гостиница и предназначен для спасения в непогоду или других экстренных случаях. Там нет вентиляции и комфортных условий для долгого пребывания. Укрыться от непогоды, согреться, дождаться помощи спасателей – это то, для чего предназначен приют».
Проект возведения спасательного приюта «Red Fox 5300» можно считать успешно завершенным. Хижина прошла годовое испытание и есть все основания полагать, что она выдержит любые погодные условия, а внимательность и бережность со стороны восходителей на Эльбрус помогут ей просуществовать многие годы и спасать жизни людей в будущем.