
Это интервью с Симоне Моро расскажет о проведении спасательных операций с участием вертолёта в горах Непала. В последние дни было много разговоров о сложной ситуации, которая сложилась в непальской части Гималаев, а также о возможных спасательных операциях, для которых задействуют вертолёт. Об этом стало известно со слов испанской экспедиции на Лхотце, в состав которой входят опытные альпинисты, такие как Карлос Сория, Хуанито Оиарзабаль и Карлос Паунер.
После восхождения на вершину 21 мая один из альпинистов Маноло Гонсалес (Лоло), столкнулся с трудностями и не вернулся в лагерь 4 (на высоте 8000 м). По счастливой случайности двое аргентинских альпинистов Дамиен Бенегас и Матиас Эррос (Матоко), спустились с Южного седла Эвереста и вдвоём поднялись вновь по направлению к Лхоцзе. Гонсалес немного пришёл в себя и его спустили в лагерь 4. Затем испанцу помогли спуститься в лагерь 2 альпинисты: Эрос, Фурба Таши, Нигма Черинг и др. Там его и ещё одного альпиниста Роберто Родриго забрал вертолёт. Эдурне Пасабан и Вили Бенегас координировали действия спасателей из базового лагеря. Для того, чтобы узнать об этих спасательных операциях и о том как в них используют вертолёт, журналисты связались с Симоне Моро. Итальянец сейчас в Непале, но не в роли альпиниста, а в роли пилота спасательного вертолёта.
Симоне, почему вы в Непале и занимаетесь спас работами?
Сейчас самое время чтобы кто-то из нас этим занялся, а не уповать на чудо…
Что вы имеете в виду? Альпинисты спасают альпинистов?
Да, но не только. В стране может перестать существовать то, что должно развиваться и что принесёт помощь также и местному населению. Туризм – главная отрасль экономики. Вы даже не представляете, сколько мы спасаем людей. Просто уйму туристов, но также и альпинистов. Много альпинистов.
Вы сами альпинист. Это помогает?
Прежде всего, и это главное, я альпинист, а потом пилот вертолёта. Это помогает мне сразу понять, где требуется помощь, оценить условия, риск, необходимость, а также понять, можно ли осуществить спасработы.
На кого вы работаете и кого представляете?
Работаю в компании Fishtail Air. По правде говоря, до сих пор я работаю бесплатно, оплачиваю поездку и пребывание из своего кармана. Я считал важным для себя протянуть не только руку помощи. Я здесь, чтобы учиться. Fishtail Air лишь организация, которая сотрудничает с Air Zermatt и у которой есть пилоты, обученные для спасательных операций, а также которые могут проводить работы с оператором, прикреплённым к длинному тросу. Может кто-то помнит, в прошлом году пилоты Air Zermatt осуществили самую высокогорную спасательную операцию в истории на высоте 6950м (на Анапурне). Они приземлились на высоте 6850м и доставили двух шерпов для поиска трёх пропавших альпинистов на Манаслу.
Расскажите ещё про свои недавние вылеты … начиная со спасения местного жителя.
Несколько дней назад мы спасли старого тибетца, который живёт в Непале в деревне Верхний Долпо. Найти место для приземления было не так уж легко. Надо летать несколько часов над пустынными долинами с картой и GPS в руке и с запасом керосина для дозаправки вертолёта. Тибетец, которому 60 лет, заболел. Мы летали около 4 часов, чтобы забрать его и доставить в госпиталь Катманду. Пролетали над перевалами, которые находятся на высоте 5200 м, сквозь облака. И нам действительно надо было найти путь с первого раза. Нас было двое (я и пилот Sherkan Ashish). Вертолёт As350 B. Не слишком мощный, но единственный, который был у нас. Вертолёт В3 использовался в других операции на большей высоте.
Кто за это заплатил?
Он и заплатил. Он был счастлив, и у него была возможность. Обычно тот, кто звонит, знает как платить.
А те, кто не может? Что они делают?
Мы стараемся найти выход. Существуют специальные скидки для жителей Непала. Понятно, что мы не можем летать бесплатно: вертолёт стоит 2 млн.евро, и кредит банку надо выплачивать.
Существует ли программа или есть надежда, что такая услуга станет доступна в будущем многим или это из области фантастики?
Сейчас это фантастика, поскольку в Непале нет государственной системы здравоохранения, и лишь 0,1% населения имеют личное страхование. Но благодаря нашим полётам создаются больницы в селениях и долинах. Создаются школы, поскольку также улучшается транспортное сообщение для наземного транспорта. Во многих долинах есть мобильная связь.
А что необходимо сделать?
Необходимо государственное вмешательство, система здравоохранения, но у Непала просто нет средств на это… Скажем так, на сегодняшний день это возможная услуга, которая спасает жизни. В последние дни было такое впечатление, что у нас есть пульт, на который поступают вызовы от спасателей со всех сторон…
Давайте вернёмся к альпинистам и туристам … расскажите о недавних спасработах.
На прошлой неделе спасли несколько испанских альпинистов из экспедиции на Лхоцзе (руководители Хуанито Оирзабаль и Карлос Паунер). Спустили потерпевших туда, где их смог забрать вертолёт. Оирзабаль и Паунер участвовали в спасработах, но вернулись в базовый лагерь пешком, хоть и очень медленно. Они помогали больше всех и перед спуском с ледопада совсем вымотались. Оирзабаль настолько ослабел, что его отнесли в базовый лагерь.
Вчера были спасены другие испанцы на Лхотце. У них были обморожения. Два дня назад испанский альпинист был эвакуирован из лагеря 2 на высоте 6300 м.
Кого забрал вертолёт из лагеря 2?
Маноло Гонсалеса, испанского альпиниста, который спускаясь к началу кулуара Лхоцзе, упал и оставался там неподвижный и без сил. Аргентинцы Дамиан Бенегас и Матиас Эрос (Матоко), спускавшиеся с Эвереста, поднялись к Лоло и снесли его к палатке в лагере 4. На следующий день, с помощью других альпинистов, его перенесли в лагерь 2, откуда его забрал вертолёт. Оирзабалю и другим помогали другие коммерческие экспедиции, хотя они всегда отказывались брать дополнительный кислород и лекарства.
А другие спасработы?
Американская альпинистка была спасена на Канченджанге. Я встречал её в 2010 г. и, откровенно говоря, она не впечатляла своими возможностями. В этом году она пошла на вершину с большим запасом кислорода и шерпом. После выхода на вершину, силы закончились, и её пришлось тащить на 7000-7100 м. Нас попросили забрать пострадавшую на вертолёте: мы старались, но было слишком тепло (только 8 градусов мороза). Вертолёт не смог зависнуть … и мы попросили спустить пострадавшую ниже и на высоте 6200 м мы её забрали.
Считаете ли вы, что участие вертолёта в спасательных операциях меняет (или может изменить) альпинизм в Гималаях? Если да, то как?
Нет, не думаю. Есть много ограничений для вертолёта. Самая высотная операция для вертолёта 6950 м на Анапурне. Было несколько спасработ на высоте 7000/7100 м (сбрасывалась еда и кислород), но это возможно на плоских поверхностях, больших плато, а значит практически нигде.
Чтобы вы хотели сказать альпинистам и туристам, учитывая последние несчастные случаи?
Много звонков от людей, которые могли избежать неприятностей. Это люди, которые не должны быть в этих горах. Я вижу людей, которые находятся на пределе своих возможностей и практически истощены, страдают от обморожений, еле двигаются. Не хочу показаться высокомерным, но дела обстоят именно так.
Фото: из личного архива Simone Moro
Перевод: Проект ALP
Хороший вертолёт французы сконструировали.
Но дорогой :)
Ну дорогой это как сказать — у нашего президента за 17 млн
Интересно, и куда наш президент на таком летает …
Не важно куда, лишь бы почаще :)