Итак, после восхождения на Гору стал вопрос о возвращении в Местию. И если к Ушбе я был готов морально и психологически, то к дюльферу со Щуровского не очень (как оказалось, не я один). Но мои доводы в пользу более простого спуска (по пути подъема и дальше через Бечо) товарищами были отвергнуты категорически: во-первых неинтересно, во-вторых дорого. Да и первоначальный план руководителя включал именно такой вариант возврата: траверс гребня Щуровского — пер. Далла-Кора — лед. Лекзыр — Местиа.

маршрут

Начало истории можно увидеть здесь

День Рождения первый (мой)

Ранним утром, 1 августа, собрав лагерь, наше альпинистское трио выдвинулось в путь.  Прошлись по плато и добрались до вершины без приключений.

200 метров до вершины

Осмотревшись и определив начало дюльфера, попрощались с идеей спуститься за день (была такая надежда).

Слева гребень Щуровского, справа хребет Далла-Кора
Определяем начало спуска
пер. Александрова - спуск для смертников
Последний взгляд на Ушбинское плато
До свидания, Ушба!

Схема спуска была следующая: Антон бил крючья, делал станцию и дюльферял вниз, желательно на всю длину веревки, а там как получится. Дальше вешали вторую веревку, и я дюльферял по сдвоенной, по ходу все распутывая. Последним — Олег, ну и все вместе в конце делали сдерг.

Антон делает станцию
Наш впередиидущий

За два дня спуска веревку заклинивало 3 раза, так что каждому из нас довелось по разу жумарить вверх и распутывать.

С Днем Варенья меня!! :)

Полочка, которую мы видели с пер. Александрова во время прогулки по ушбинскому плато, и на которой предполагалась ночевка всей группы (15 человек), была более чем скромной.

полочка

Всем поместиться можно было с трудом, сев вплотную друг к другу и поджав ноги.

нам вниз и налево

За пол часа до заката Щуровский сделал мне подарок, которому был рад не я один :) — место ночевки. За день спуска мы не встретили НИ ОДНОГО подходящего места (лежачего). Два ледовых гребешка расположены в форме буквы ‘Г’, и вот с внешней стороны этой буквы и было наше пристанище. Т.е. все, что сыпало с гребня Щуровского, уходило или вправо или внутрь ‘Г’. Чтоб поставить палатку, пришлось, конечно, с одной стороны место достроить камнями, с другой — подрубить лед, но это уже мелочи.

Наш вигвам :)



День Рождения второй (Олега)

Поутру, во время завтрака, мы выявили закономерность между праздничными датами и днями спуска (пока у нас дни рождения Щуровский нас не отпустит). Поинтересовавшись на всякий случай когда ДР у Антона и облегченно вздохнув (нет, у него не третьего августа) мы решили что все не так уж плохо, Щуровский делает нам подарки и радует погодой и что вообще это неплохая традиция отмечать ДР на гребне Щуровского (Олег, помнишь? :) Может, ну эти водные 5-ки твои… :D)

Олег

Нужно отметить, что спуск мы осуществляли строго по гребню, не заходя в камнеопасные кулуары. После чего немного траверсировали гребень в надежде добраться до какого-нибудь перевала типа Чатын Южный (бывший Ложный), чтоб с него спуститься. Но обход жандармов и дальнейшее продвижение вперед по гребню отнимали много времени, которого у нас не было, и мы решили по очередному отрожку-гребешку дюльферять с гребня направо, в цирк ледника Чалаат (вернее СЗ его ветви) .

очередная станция
Антон делает станцию и уходит ниже, за перегиб (чтоб не засыпало)

Где-то в полдень произошел стремный момент во время моего спуска. Примерно на середине дюльфера я услышал крик Олега: ‘Швеллер поворачивается !!!’ (станция была на нем одном) Я влип в скалу, а дальше, стараясь не грузить веревку лазанием (благо на том участке это можно было сделать) спустился к Антохе. Мы передали Олегу молоток и пару крючьев, чтоб он мог укрепить станцию и спуститься к нам. Все обошлось.

Олег дюльферяет с переделанной станции
нам вниз
шел второй день спуска...
..дцатая веревка дюльфера

Примерно за 5-7 веревок до цирка начались травянистые полочки вперемешку с бараньими лбами, на которых я с рюкзаком чувствовал себя неуверенно. Мы спускалась с Олегом, попеременно страхуя друг друга, а лучше всех получалось у Антона — он здорово нас обогнал.

почти внизу

Почти в самом низу, за 2 веревки до конца нашего двухдневного дюльфера я отметил усиление заботы о своем здоровье со стороны Олежки: ‘Близко к краю не подходи’, ‘Давай тут не будем обходить, а лучше провесим’.
Ответ на вопрос ‘С чего бы это?’ привел меня в восторг: ‘Если сорвешься сверху — будет труп, а тут еще жив останешься, тащить тебя раненного…’ :) А ведь он прав.

внизу

Через час после спуска накрыло облако и начало покапывать… Эх, повезло нам все-таки с погодой.

Щуровский позади
ворота Далла-Корры
двое

Мы спешили, т.к. хотели застать на лекзырском кресте нашу группу, которая должна была уходить в сторону светгарского хребта.

трое

Пару фот с ледника:




Вдалеке по центру - в. Башиль

По реке Местиачала шли по правому берегу по ходу. Решение было правильным, т.к. если б шли по противоположному — нам бы пришлось натягивать переправу, вернее воспользоваться уже натянутой нашей группой, которая шла там двумя днями раньше, но тогда мы этого не знали.

 

прибрежный дюльфер в пещеру

Порадовал эпизод с пограничниками: дошли до деревянной избушки, смотрим — работает генератор, встречать нас никто не выходит. Думаем: пограничники или лесники… Заходим — смотрят телик. Мы с порога: ‘Гаморджоба !’ Они, не вставая с кровати: ‘Гаморджоба!’ Мы им: ‘Пограничники?!’ Ответ: ‘Они самые !’
На минутку сравнили этот прием со встречей с погранцами где-нибудь под Ворошиловскими Кошами, где за 50 метров соберут все паспорта и на порог-то не пустят :)

До новых встреч = )

Занавес.

Материал предоставлен специально для: Проект ALP

От vicont

Добавить комментарий