Вот уже лет пять как якоря стали широко использоваться для ИТО и страховки, даже на маршрутах 3-4 категории. Даже непонятно, как раньше без них обходились. В целом, якоря значительно облегчили жизнь альпиниста. Движение на ИТО стало быстрее и безопасней, на лазательных участках страховаться стало легче – при подходящем рельефе, установить якорь, даже одной рукой, проще, чем подбирать закладку или забивать обычный щелевой крюк.

Забитому наугад, за пределами зрения (высоко над головой, или за углом) якорю доверия больше, чем стопперу или френду.
Но остается вопрос о надежности якоря как средства страховки. С ИТО проще – если якорь под вашим весом не выпал, то как точка опоры он уже работает, как минимум – как рельефный скайхук.

Якорь в глухой раковине

Другой вопрос, является ли он при этом средством страховки?

Я именно об этом – область применения якорей для страховки.

Надежность точки, это в первую очередь  материал, из которого она сделана. Якоря у нас бывают, в основном, от трех производителей – красноярские, питерские и харьковские.
Много разных якорей я забил, а некоторые из них даже поломал (в основном при выбивании), и пришел к выводу что свойства стали примерно одинаковые, прочность высокая. Отличия в форме – угол атаки клюва, кривизна ножки, размер отверстий под карабин, наличие / отсутствие «бойка» — все это добавляет или убавляет удобства использования,  но по прочности все три типа якорей удовлетворительны.

Скальные якоря (якорные крючья)

Конечно, производственный брак возможен – это не сертифицированное снаряжение, значит первый вывод:

Нельзя делать станцию на одном якоре, даже идеально забитом. Также нельзя без проверки дюльферять на одном якоре.
То же самое можно сказать и о стоппере, и о камалоте, и о шлямбуре.

Второе – материал скалы. Скала должна быть прочной – надежность любой точки в развалюхе стремится к нулю. Якорный крюк находится немного в лучшем положении чем закладки и обычные крючья – в щели с разрушенными краями он держит надежно, если краем клюва достал до монолитной породы.

Перед забиванием якоря простучать молотком породу – если звук глухой – поискать другое место. Не бить якоря в отслоенные нашлепки, при забивании смотреть, не начала ли растрескиваться порода.
Якорный крюк держится в щели в первую очередь, за счет своей геометрической формы, и только во вторую – за счет забивания.

Щель не должна расширяться в глубь, и не должна расширяться ниже забитого якоря, иначе при рывке он может прорезать породу и вылететь. Если щель сужается вниз – якорь только глубже зайдет.
Хорошо когда якорь забит в основание щели, еще лучше в глубокую сужающуюся раковину – тогда его практически нереально вырвать нагрузкой вниз, и очень тяжело вверх – идеально для организации станции.

Якорь в глубокой раковине

Хорошее положение якоря, когда он забит на половину клюва и глубже, при этом, ножка опирается на скалу, и направлена вниз, в направлении возможного рывка:

Еще хорошее положение – ножка опирается на скалу, клюв забит глубоко:

Ножка якоря опирается на скалу, клюв забит глубоко

Забитые в косые щели якоря держат значительно хуже. При сильном рывке или разрушаются, или выламывают породу. Чем больше угол между возможным направлением рывка и ножкой якоря, тем опасней.

Неправильное положение якоря
Неправильное положение якоря

Иногда такие точки приходится использовать для ИТО, но лучше в такие щели бить горизонтальные крючья. Небольшие отклонения ножки от направления рывка – допустимы:

Наилучшее положение якоря в косой щели

Опасное положение якоря, при рывке, клюв вывернется из щели, в таком месте лучше работает вертикальный крюк (до конца забитый):

Опасное положение якоря
Опасное положение якоря

Для себя я нашел довольно простой алгоритм  установки якорного крюка – берется якорь с вщелкнутой оттяжкой, вставляется в щель, оптимально, должен зайти на треть клюва. Затем слегка пригрузить оттяжку, если якорь не выпадает – это его место, добить  молотком, можно несильно.

Естественно, на горе бывает по всякому, на скудном рельефе приходится страховаться чем придется, главное правильно оценивать степень риска. Якоря как ИТО – довольно надежные, но для страховки применять опасно, если нет выхода, попытаться забить 2 рядом и сблокировать петлей.

Достаточно надежное положение якоря
Клюв якоря недостаточно глубоко забит в скалу — опасное положение

Краткий вывод такой: правильно забитый в подходящем месте якорь – надежная точка страховки, якоря могут частично заменить щелевые крючья и мелкие стоппера. Для пользования якорями нужен навык – желательно потренироваться внизу – на восхождении дело пойдет быстрее. По принципу работы якоря ближе к закладным элементам – важнее правильная установка, чем приложенная при забивании сила. Не заменяют, а только дополняют традиционные средства страховки.

Харьковский (слева) и красноярский (справа) якоря

Фото: Татьяна Сенченко (г.Киев)

Источник статьи: Проект ALP

Публикация данного материала на другие ресурсы запрещена!

Страховка на скальном рельефе (крючья)

Якорные крючья, и что они держат

От admin

8 комментариев для “Еще немного о якорных крючьях”
  1. Недавно мне наконец довелось опробовать в Крыму свои якоря. Впечатление осталось «божественное», а именно потому, что порой начинаешь ощущать себя Богом ;). Якорь (правильно забитый) действительно держит порой надежнее камалота или закладки. Входит в рельеф легко и выбивается гораздо легче, чем скальный крюк. На Соколе, например, есть маршруты (Chico, Muchacha, Хачу), где много плитового лазания с проблемными участками страховки до 10-15 метров. Там в прямом смысле слова заложить даже семечку-закладку практически негде. Лазание, как сказал в своем описании по Соколу Серега Террорист — «на решимость». Вот якоря решили эту проблему на 70%.
    Вообщем, отличный девайс, не пойму, почему я знала о них еще год назад и не решалась опробовать :)

  2. Материал отличный и довольно редкий. Сам якоря не пробовал использовать, но друзья в Фанах пробовали эти штуки, остались очень довольны тоже.

  3. А что скажете про BD-шные якоря? Стоимость у них на порядок выше, качество не пользовал — не могу судить, но слышал, что работают они немного по другому принципу. Буду благодарен за разъяснение.

  4. А чем топорик от якоря отличается, только тем у якоря клюв в толщину не уменьшается?
    И можно ли тогда сказать что топорики скорее для ИТО, а якоря еще и как точки страховки?

    1. Да всем отличаются, размерами, углом атаки, заточкой. Топорик для одних щелей, якорь для других. Кстати, якоря тоже можно подточить, но тонкий клюв меньше живет.
      В якорь нормально оттяжка вщелкивается, в топорик надо тросик ( тоже прочность меньше)
      Но на топорике я ловился упав метров 8, и ниче.
      Правда, так смело написать, что топорик точка страховки ненапишу.

Добавить комментарий