В продолжении темы «Организация судейской страховки на скалах во время соревнований» представляем следующую статью: «Применение тормозящих устройств в судейской страховке».
Для снижения нагрузки на страхующего судью, часто применяется страховка через тормозное устройство. В этом случае устройство закрепляется в нижнем пункте судейской страховки, либо на точке опоры (дерево, камень и др.), либо на беседке страхующего судьи. Тормозящее устройство, в частности стандартная восьмерка или реверса уменьшает нагрузку на руки страхующего. С учетом перегиба веревки на верхнем карабине, нагрузка на руки страхующего составляет 13-15% от веса страхуемого, или от величины динамического рывка.
При статической страховке 90 кг участника это составляет 12-14 кг. При верхней страховке 90 кг участника с 40 кг рюкзаком, при отсутствии динамической составляющей рывка, нагрузка на руки страхующего составит 17-20 кг. Это говорит о большом запасе надежности страховки через страховочное устройство (восьмерка, реверса).
При динамическом торможении через восьмерку, на всем отрезке торможения сила торможения определяется не весом страхуемого участника, а усилием участника на страховке. Если участник страхует, удерживая страховочную веревку по обе стороны от восьмерки, а веревка охватывает шейку восьмерки, усилие одной руки участника усиливается восьмеркой, усилие другой восьмеркой не увеличивается. Сила одной руки увеличивается в четыре раза (равно удвоенной человеческой силе) плюс сила одной руки. В сумме это 2,5 человеческие силы. С учетом перегиба на верхнем карабине (от 90 до 180 гр), это 3,5 – 5 усиление усилия страхующего участника. Динамическое торможение падения участника любого веса, при усилии страховщика 50 кг, составит 175 — 250 кг.
При страховке с использованием устройства дополнительного трения, не обязательно удерживать страховочную веревку двумя руками. Усилия даже одной руки достаточно, чтобы удержать срыв участника. Более того, удерживать веревку и манипулировать ей (выбирать или выдавать) так, чтобы руки находились по разную сторону от тормозного устройства значительно удобнее.
Малая нагрузка на руки страхующего, при применении тормозного устройства позволяет страховать без рукавиц. Практика показала, что такая страховка без рукавиц более надежна.
Следует отметить, что при страховке через спусковое/страховочное устройство, особенно когда судья не привык работать на такой страховке, протягивание веревки получается достаточно медленным. Если путь подъема страхуемого участника прост, он обгоняет судейскую страховку. В этом случае страховку нужно осуществлять не через восьмерку/реверсу, а через карабин нижнего пункта.
При закреплении тормозного, страховочного устройства на беседке страхующего судья на страховке получает свободу перемещения по площадке. Такая свобода бывает необходима, в частности, когда судья не успевает выбирать веревку при быстром подъеме страхуемого.
Вместе с тем, при такой страховке с горизонтальной площади нежелательно уходить от скалы на расстояние, превышающее ее высоту, точнее перепад от верхнего карабина до площадки под скалой.
Верхняя судейская страховка на наклонном маршруте:

Описанная выше судейская страховка применяется на маршруте, который мало отклоняется от линии падения склона. Если маршрут значительно отходит от этой линии в сторону, то при срыве с опорой на судейскую страховку участник падает вдоль склона маятником. При большом маятнике такой срыв становится опасен.
Чтобы исключить маятник судейская страховка, при наклонном маршруте подъема, навешивается над крайней верхней точкой маршрута. В этом случае, на всем участке наклонного маршрута маятник судейской страховки предотвращается веревкой нижней командной страховки (Рис.2). Полная страховка на таком маршруте обеспечивается комбинацией нижней командной и верхней судейской страховки.
После прохождения первого участника, страховка остальных участников команды обеспечивается верхней командной страховкой, в комбинации со скользящей самостраховкой на командные, наклонные перила, или комбинацией скользящей и фиксирующей самостраховки на этих перилах.
При прохождении такого наклонного маршрута, связкой или группой, встает вопрос о предотвращении, теперь уже командного маятника, при верхней, командной страховке последнего участника.
Этот вопрос может быть решен двумя способами:
- Если последний участник использует свои наклонные перила, то в нижнем пункте должен быть судейский, замуфтованный карабин (дерево), на котором крепятся командные перила, для продергивания из верхнего пункта.
- Если последний участник идет лазанием, с верхней командной страховкой, через командные, промежуточные крючья, то к нему пристегивается нижняя, противомаятниковая, судейская страховка.
Нижняя, противомаятниковая, судейская страховка:
Такая страховка предотвращает маятниковый срыв последнего участника на наклонном и траверсном маршруте, на верхней командной страховке. При ненормированном расстоянии между командными крючьями, такой маятник может оказаться достаточно большим и опасным для участника.

В начале наклонного маршрута оборудуется пункт противомаятниковой, судейской страховки. На надежной точке, посредством отрезка основной веревки закрепляется судейский карабин, через который осуществляется судейская страховка.
К участнику команды судейская страховка пристегивается обычным образом, отдельным карабином, к грудной точке личной системы. В карабине пункта судейской страховки страховочная веревка должна иметь острый угол страховки. Не смотря на то, что нагрузка на противомаятниковую веревку обычно меньше, чем на веревку верхней страховки, выдавать ее с рук, напрямую, вслед за страхуемым участником нежелательно. Это будет снижать устойчивость судьи на страховке. При срыве страхуемый будет буквально тащить за собой, пытающегося удержать его, судью на страховке.
Следует отметить, что при наличии нижней, противомаятниковой страховки на наклонном маршруте, нагрузка на промежуточные крючья, при срыве страхуемого, получается значительно меньшей, чем при ее отсутствии. Практика показала, что обычные судейские, скальные крючья, набитые в качестве промежуточных точек страховки достаточно хорошо противостоят таким срывам. Если даже происходит срыв промежуточного крюка, при наличии нижней, противомаятниковой и верхней командной страховки (двухсторонняя страховка), срыв участника легко останавливается с достаточным уровнем безопасности.
Автор статьи: Н.Н. Устиновский
Материал предоставлен для: Проект ALP
Публикация данного материала на других ресурсах возможна только с разрешения администрации сайта