Эдриан Беллинджер (Adrian Ballinger) — известный альпинист, в прошлом ведущий гид в Himex (Himalaya Expedition) — компании Рассела Брайса, сейчас работающий самостоятельно (его компания — Alpenglow) и предлагающий восхождения в нетрадиционном для коммерческих экспедиций стиле — небольшими командами, и зачастую реализующие интересные проекты, например спуск на лыжах с вершины. В сентябре этого году он вместе с россиянином Сергеем Барановым спустился на лыжах с вершины Чо-ойю.
Беллинджер рассуждает о проблемах коммерческих экспедиций в высоких горах, о лавинной опасности и квалификации высотных носильщиков (а по сути — местных гидов, которые обрабатывают маршруты для коммерческих клиентов и сопровождают их на восхождении).
Лавинное обучение и высокие горы.
Автор: Эдриан Беллинджер (Adrian Ballinger)
В прошлом месяце на склонах восьмитысячника Чо-Ойю я участвовал в спасении двух тяжело раненных шерп, попавших под лавину при провешивании перил между высотными лагерями 1 и 2. На прошлой неделе трое из перильной команды погибли на относительно простом семитысячнике Himlung в Непале. А летом я помогал в поиске и спуске тел двух перуанских альпинистов, погибших в лавине на Альпамайо.
Это только последние из НС, произошедшие с высотными носильщиками из перильных команд на коммерческих вершинах за последнее время. Конечно, лавины и связанные с ними НС в больших горах были и будут всегда, и шерпы первыми выходя на гору после снегопадов, рискуя больше других.
Но большая часть проблемы — отсутствие лавинной грамотности и практически полное отсутствие специального снаряжения (лавинных датчиков, лопат, щупов). Эту ситуацию нужно менять, и должны это лежит местные и западные компании, организующие коммерческие экспедиции в сотрудничестве с местными альпинистскими ассоциациями (такими как Khumbu Climbing Center, Nepal National Mountain Guides Association, Guias de Montana del Peru и пр.) .
Я часто слышу, что лавины в больших горах вызваны катастрофическими обвалами сераков, и лавинное снаряжение тут не поможет. Это не так!

В больших горах мы регулярно имеем дело с сильными ветрами и снегопадами — а значит с лавинами из снежных досок. Зачастую эти лавины невелики и не могут причинить смертельную травму альпинистам. Поэтому важно использование лавинного снаряжения для поиска и спасения пострадавших. А так же при поиске тел погибших — это важно в любой культуре. Тело одного из погибших на Himlung до сих пор не найдено. Кроме того, длительные поиски без использования современного снаряжения опасны для самих спасателей.

Единственная причина отсутствия лавинного снаряжения — это его стоимость. Но это не может служить оправданием, его использование должно стать стандартом для всех — для гидов,клиентов, высотных носильщиков — как это есть при зимних восхождениях и
О неустойчивых склонах (и лавинной подготовке)
Момент лавинного образования и обучения еще более важен. На Чо-ойю я наблюдал, как недостаток лавинной подготовки среди шерпов послужил причиной НС, а так же панического страха, который затормозил продвижение более чем на неделю. НС случился, когда команда провешивающая перила спустила небольшую снежную доску, сформированную ветром, и была сброшена на 150 метров по разорванному рельефу и ледопаду.
После этого, многие шерпы решили, что весь маршрут лавиноопасен, а даже почти после недели солнечной безветренной погоды, которая стабилизировала склоны, они отказывались выходить на маршрут.
В конце концов мне вместе с непальским гидом Lhakpa Rita пришлось провесить перила от Лагеря 2 (лавина сошла как раз выше него) до вершины! Это не была наша самоуверенность или глупость — это был наш многолетний опыт принятия решений в условиях лавинной опасности. Он приходит только через годы обучения, годы практики на различном лавиноопасном рельефе в горах всего мира.
Худшие последствия стычки на Эвересте
Мы должны помочь в лавинной подготовке высотных носильщиков и местных гидов. И как часть этого процесса — восстановить сотрудничество между гидами IFMGA и местными гидами (включая шерпов). После известного конфликта на Эвересте этой весной, на Чо-ойю я наблюдал устойчивую тенденцию — западные альпинисты не хотели принимать никакого участия в провешивании перил и принятии решений (Прим. — вероятно, опасаясь попасть под горячую руку). Я неоднократно слышал такую позицию от лидеров экспедиций. Это возможно самое серьезное последствие стычки на Эвересте.

Гиды IFMGA обладают огромным опытом, и должны принимать участие в сложной и опасной работе по обработке маршрутов, и в принятии соответствующих решений. Мы должны активно продвигать лавинную грамотность среди местных альпинистов, везде где мы бываем. Лавинное обучение (и сопутствующее ему снаряжение) должно активно внедряться всеми компаниями, организующими восхождения в высоких горах. Вместе мы сможем сделать маршруты безопаснее для наших клиентов и коллег.
Провешивание перил на вершину Чо-ойю в этом сезоне (а в прошлые годы — на Эверест, Манаслу и Ама-Даблам) — это существенная часть моей работы, которую я люблю. Я восхищаюсь силе и упорству шерпов. Другие гиды (Kenton Cool, Willie Benegas, Simone Moro, Russell Brice и др.) думаю так же. Я знаю, сколько каждый из них приложил усилий для безопасности и обучения шерпов, работающих с ними в связке. Я надеюсь, что к ним присоединятся и другие гиды IFMGA (и их компании). Вместе мы станем сильнее и будем действовать успешнее.
Перевод статьи: Проект ALP
Источник: explorersweb.com