Джим Бридвелл — The Bird. История прохождении легендарным американским альпинистом Джимом Бридвеллом не менее легендарного маршрута на Эль Капитан — Pacific Ocean Wall (VI, 5.9, A5).

Почти 40 лет Джим Бридвелл (Jim Bridwell) был законодателем стандартов бигвола — от Йосемит до Аляски и Патагонии. В Йосемитах, где Джим Бридвелл получил свое прозвище (The Bird — Птица), он является культовой фигурой. Его наследие включает многочисленные первопрохождения и захватывающие «истории Бридвелла». Мечтательный, но при этом суровый, этот ветеран скального альпинизма знаменит способностью подвинуть себя — и своих партнеров — к невозможному.

Июнь 1975 был возможно самым знаменательным месяцем в 70-тилетней истории скалолазания в Йосемитах. В течении последних 2 недель этого месяца были совершены: первое прохождение Носа (the Nose) за 1 день, восточная стена Washington Column была пройдена свободным лазанием, маршрут получил название Astroman, и на Эль Капитане был пройден сложнейший в то время бигвол маршрут — Pacific Ocean Wall. Два из этих достижений связаны с именем Джима Бридвелла.

Westbay, Bridwell и Long после прохождения Носа на Эль Капитане за один день

Сегодня более 80 маршрутов пересекают практически каждый участок Эль Капитана, но в 1975 там было пройдено не более дюжины маршрутов. Пионеры бигвола 60-х и начала 70-х оставили не пройденным большое пространство между маршрутами Mescalito и North American Wall. Pacific Ocean Wall была очевидной, но пугающей линией. Многие обращали на него внимание, но до осени 1974 он оставался не более чем мечтой.

Правая стена Эль-Капитана. 17 — Pacific Ocean Wall, 15 — Mescalito и 19 — North American Wall

У тому времени Джим Бридвелл прошел два первопрохода на Big Stone (это второе название массива Эль Капитан) — Triple Direct (9) и Aquarian Wall, однако не совершал восхождений на более крутой правой стороне массива. Будучи уверенным, что Pacific Ocean можно пройти, он призвал двух своих «парней» — Вернера Брауна (Werner Braun) и Дейла Барда (Dale Bard) — чтобы совершить попытку. В течении двух попыток осенью 74-го они втроем достигли Continetal Shelf — большой полки в десяти веревках от начала маршрута.

Бивуак на полке Continental Shelf

Пройдя только треть маршрута, они уже сумели расширить пределы ИТО, пройдя два участка А5. Это было первое серьезное применение коперхедов — рассказывал Бридвелл, который использовал молоток и тупое долото для установки десятков точек, способных выдержать только вес человека.

Коперхеды

Бридвелл был воодушевлен успехом, но в виду быстрого наступления зимы, решил что прохождение маршрута должно быть отложено. Как залог того, что он еще вернется сюда, он припрятал большую часть снаряжения на Continetal Shelf.
Бридвелл вернулся на маршрут в июне 75-го, через 4 дня после того, как прошел легендарный Нос за 1 день. Будучи уверенным в своих силах, он решил пройти Pacific Ocean за один «подход» снизу доверху. Для этого ему нужно было снаряжение, оставленное на полке. Ему удалось убедить Барда и Брауна забрать заброску, пройдя треть соседнего маршрута North American Wall и спустившись на Continetal Shelf, оставив нижнюю треть Pacific Ocean Wall нетронутой.

Бард и Браун вылезли на полку с небольшими парашютом «на прицепе». Вместо того чтобы с трудами спустить полный железа баул на землю, они должны были отправить его в долину с вечерним бризом. План звучал здорово, вспоминал Джим Бридвелл, но восходящие потоки были слишком сильными, а парашют — слишком большим. К общему огорчению, груз смещался к западу, огибая стену по направлению к Носу. Ветер сносил баул к стене и в конце-концов принес его на Lay Lady Ledge — просторную полку в семи веревках по маршруту New Dawn Route.

Эль Капитан. Lay Lady Ledge.

Через два дня, после спасения груза, Бард и Браун полностью утратили интерес к проекту. Но Джим Бридвелл был настроен пройти Pacific Ocean Wall сейчас, поэтому он обратился к своему партнеру по восхожению на Нос — Билли Вестбею (Billy Westbay), и еще двум талантливым альпинистам — Майку Грехему (Mike Graham) и Рику Ридеру (Rik Rieder). Оставляя силы на не пройденную часть маршрута, Бридвелл предоставил лезть первую треть маршрута им.

Лидируя сложную пятую веревку, Ридер осторожно приспустился на маленьком крюке, и приготовился сделать короткий маятник. Когда он был в 3 метрах ниже крюка, крюк неожиданно выскочил, при этом вылетел камень размером с волейбольный мяч и попал Ридеру в голову, каски на голове конечно же не было. Ридер потерял сознание и завис на веревке, кровь текла с его пробитой головы. Грехем быстро опустил его на на землю,  и на вертолете пострадавший был доставлен в Bay Area. Экстренное хирургическое вмешательство спасло ему жизнь, но Ридер никогда полностью не восстановился после травмы. После этого — сокрушался Бридвелл — он уже больше не лазил.

После спасения своего напарника, Грехем сказал Бридвеллу и Вестбею, что он не хочет продолжать восхождение. Бридвелл отнесся к этому с пониманием, но оставался непреклонен в желании продолжить восхождение. И вот утром он отправился в местное кафе и нашел там двух парней, которые составили ему компанию: это были Fred East и Jay Fiske.

Теперь все было нормально, Бридвелл и Вестбей повели команду к наивысшей достигнутой ранее точке — Continetal Shelf. Впереди маячили несколько внушительных нависаний. Ориентируясь по крупномасштабным фотографиям, Бридвелл и Вестбей продвигались вверх, используя миниатюрные коперхеды и скайхуки размером с лезвие отвертки, чтобы пройти по системе микротрещин.

Использование коперхеда

В книге «Yosemit Climber» Бридвелл описал напряженное лазание в течение 4 часов: один коперхед следовал за другим, требовались абсолютная точность и ловкость, и любое неловкое движение могло привести к долгому полету. Первый большой срыв произошел на 21-м питче. Когда Вестбей шел влево с вершины Черной Башни, он сломал ривет — алюминиевый стержень толщиной 1/4 дюйма, забитый в скалу — результатом был полет на 9 метров по диагонали в угол. Поцарапанный и в синяках, но ничего не поломав, он предоставил закончить этот участок Бридвеллу.

Старый ривет на маршруте
Kelty clevis pin

Выше Вестбей сломал еще один ривет — последовал еще один полет на 15 метров. Только тогда они поняли, почему это случилось. У Бридвелла была гроздь «Kelty clevis pin» (металлические заклепки, используемые например как деталь станкового рюкзака). Перед тем как забить их в скалу, он отламывал конец с дыркой. Как потом рассказывал Бридвелл: «Они были хрупкими и Билли не знал, что нужно отламывать кончик. Когда мы выяснили, в чем дело, он больше не срывался».

Уставшая четверка достигла вершины Эль Капитана через 9 дней работы на стене. Они провели 8 ночей  без платформы, сделали 76 дырок под шлямбура, прошли 7 участков А5, и провели достаточно времени в воздухе, чтобы получить летную лицензию. Несмотря на их выдающееся достижение, не было шумихи в прессе, как после того, как Уорен Хардинг (Warren Harding) совершил восхождения на Нос в 1958. Только друзья встретили уставших восходителей на вершине с ящиком пива.

После прохождения маршрута Pacific Ocean. Бридвелл крайний слева.

Автор статьи: Mark Kroese

Перевод: Леонид Смидович (г.Харьков)

Источник материала: Проект ALP

Публикация данного материала на других ресурсах запрещена!

От ls

Добавить комментарий