Базовый лагерь Эвереста, Непал — «Это событие не от мира сего», — это первые слова от выдающегося альпиниста, итальянца — Симоне Моро (Simone Moro) когда его попросили прокомментировать вчерашнее шокирующее нападение непальских шерп на его группу. При этом Симоне отметил, что никак не может объяснить такую ничем не объяснимую агрессию со стороны шерп, напавших на них.
Здесь мы приводим официальный пресс-релиз экспедиции Симоне Моро по поводу этого инцидента с применением насилия и большим количеством угроз, вплоть до убийства.
Так или иначе, этот инцидент уже будет вписан в историю Эвереста, и что еще важно: он произошел в год, когда на Эвересте отмечается 60-ти летие его первого покорения, и к этому празднику Непальское правительство приглашает огромное количество иностранных альпинистов.
«Примерно в 8 часов утра 27 апреля 2013 года, Симоне Моро, Ули Штек и Джонатан Гриффит вышли из Базового лагеря к высотному лагерю Camp2, расположенного примерно на отметке 7200 метров на Западной стене Лхоцзе (по классическому маршруту на Эверест).
Команда шерп готовила в это время перила на стене Эвереста и они попросили тройку альпинистов некоторое время не пользоваться их провешенными перилами. Таким образом тройка альпинистов поднялись примерно на 50 метров без использования провешенных шерпами веревок.
Следует отметить, что все три альпиниста — не новички в больших горах и каждый из них имеет уникальный высотный опыт восхождений на вершины всего мира, и они прекрасно осведомлены о работе, которую проводят шерпы на Эвересте, и уважают ее.

Когда тройка альпинистов вышли на свою высоту, на которой они разбили лагерь, они, переходя по снегу, вынуждены были пересечь веревки, которые прокладывали шерпы, чтобы дойти до своей палатки, причем свои веревки шерпы протянули в 20-ти метрах с обоих сторон палатки.
Альпинисты приняли решение перейти веревку в точке, где находились 4 шерпы, а в это время главный шерп этой группы не видел альпинистов и наблюдал за работой своей команды, прокладывающей перила выше по склону.
Пересечение этих веревок альпинистами ни в коей мере не нарушало работу шерп и не мешало им. При этом альпинисты не вщелкивались в веревку шерп и даже шли не связкой а по одному, так что переплестись или запутаться эти веревки также не могли. Кроме того, альпинисты проходили веревки ниже, чем работала четверка шерп, так что они не могли навредить им, вызвав невольный сход снежного пласта или сбросив кусок льда или камня.
Джонатан Гриффит шел впереди, Ули Штек был позади него в 15-ти метрах. В этот самый момент, когда Ули переходил веревки шерп, его заметил руководитель шерп, а остальные шерпы начали кричать на него и угрожать ледорубами, замахиваясь на Ули.
Ули, который никак не ожидал такой агрессивной реакции шерп, зацепил их веревку и присел на склон, чтобы перевести дух. Он, как и остальные участники команды, не был в связке и естественным действием у него была защитная реакция рук на агрессивные взмахи ледоруба руководителя шерп в его сторону. По сути, эти действия Ули были расценены шерпами как агрессия в их сторону. Руководитель группы шерп заявил, что Ули «прикасался к нему».
Затем агрессия возросла и руководитель группы шерп, замахиваясь своим ледорубом на Ули, кричал ему «Зачем ты толкаешь меня?», а затем последовало обвинение в том, что альпинисты ударили своим ледорубом одного из шерп. Но поскольку трио альпинистов двигалось самостоятельно, а не в связке, да еще и в глубоком снегу, то эти заявления шерп были ложью. Ули Штек попытался успокоить его, говоря что они даже помогут в провешивании перил до высотного лагеря Camp3, но к сожалению это заявление лишь ухудшило ситуацию.
Вскоре к руководителю группы шерп подошел Симоне Моро, и также был атакован ледорубом. При этом Симоне выразился бранью и проклятиями в сторону шерпы, и это естественная реакция, когда на человека нападают без причины.
Этот момент руководитель группы шерп также расценил как еще один акт агрессии со стороны альпинистов и приказал всем своим шерпам, работающим на Западной стене Лхоцзе (17 человек) спускаться к высотному лагерю Camp2.
Но в таком решении не было никаких причин, 3 альпиниста никак не могли повлиять на работу большой группы шерп. Альпинисты не трогали их и не мешали им. Кроме того, что бы попытаться разрядить ситуацию, Ули Штек провесил около 260-и метров перил до лагеря Camp3.
Когда тройка альпинистов дошла до своего лагеря Camp2, то увидели что там собралась огромная толпа шерп — около 100 человек, они были агрессивно настроены и начали применять физическую силу, а кроме того, бросать в альпинистов камни.
При этом между альпинистами и агрессивными шерпами оказалась небольшая группа других шерп, работавших на Западном склоне, по сути тройка альпинистов обязана им жизнью, этим смелым и самоотверженным людям.
Но несмотря на это, альпинистов все же атаковали, а также атаке подверглись работающие на Западном склоне, т.к. они пытались вступиться за альпинистов и угомонить шерп.
Со стороны шерп в адрес альпинистов стали доноситься угрозы, что ночью, когда они уснут в своей палатке, один из альпинистов будет убит, а остальных двоих ждет та же участь немного позже. Примерно через 50 минут столкновения толпа шерп успокоилась, но в тоже время ими было заявлено, что если альпинисты не спустятся вниз в течении часа — они могут быть убиты!
В этой ситуации трое альпинистов вынуждены были спуститься в Базовый лагерь окружным путем, проходя по опасным серакам, трещинам и без навешенных перил. (от ред: агрессивная группа шерп при этом перекрывала спуск в Базовый лагерь по классическому маршруту).
В итоге, шерпы, напавшие на альпинистов заявили, что их агрессия была связан с тем, что при переходе тройкой альпинистов их группы, альпинисты травмировали падающим льдом шерп, работавших ниже по склону. Но при этом шерпы не предоставили ни одно раненного участника своей группы. С другой стороны, обвал при переходе ледовых участков — распространенная ситуация в альпинизме.
Альпинисты считают, что руководитель группы шерп просто был в очень уставшем состоянии, он замерз и чувствовал, что тройка европейцев уязвляет его гордость как шерпу: ведь альпинисты шли гораздо быстрее по склону чем они, причем не в связке.
В любом случае, нет никаких оснований к попытке убийства трех иностранных альпинистов.
На сегодняшний день Непальские власти уже отнеслись к этой ситуации со всей ответственностью и строгостью, ведь сейчас на Эвересте находится очень много коммерческих экспедиций; полиция, представители Министерства туризма Непала и руководители Ассоциации шерп уже проводят расследование этого инцидента.
Симоне Моро, Ули Штек и Джонатан Гриффит хотели бы поблагодарить всех тех, кто спас их жизни у высотного лагеря Camp2 и тех, кто сейчас проводит расследование.
Перевод информации: 4sport.ua
Почему то вспомнилось убийство королевской семьи Непала 1 июня 2001 г. Вот странная ассоциация…
надеюсь это больше не повторится. надо уважать друг друга.тем более в горах.
Мне почему-то кажется, что может еще повториться и не раз.
К сожалению, современные альпинисты — это уже не альпинисты в большинстве, а люди, у которых просто получается ходить в горы, у кого лучше, у кого хуже.
И им наплевать, что они никого кроме себя не уважают, и с рождения не ведают, что такое честь и долг.
Сейчас для многих горы превратились в некий символ «крутости» и самореализации, т.к. в горах намного проще быть героем, чем на ровнине в городском быту.
На Гималайские конфликты можно не смотреть, у нас на Украине тоже хватает таких «альпинистов», при этом довольно известных. Я бы сказала, что некоторые из них не задумываясь могут напарника оставить в горах раненным, если ситуация будет складываться с риском для его жизни. Как говорится, если он в быту способен на всякие низкие подлости, то в горах — тем более..