12 августа на западных склонах Эльбруса  погиб турист из Винницы Игорь Чаплинский (не путать с однофамильцем — известным альпинистом из Киева). Группа туристов, в количестве 6 человек,  планировала совершить восхождение на Эльбрус по нестандартному маршруту — по Западному ребру. При попутке выйти на плато (на высоте около 5000 м.) погибший сорвался на снежно-ледовом склоне, но смог задержаться. Через некоторое время он пропал, вероятно был сбит камнем и сброшен вниз на ледник Кюкюртлю.

У группы была рация, поэтому удалось оперативно передать информацию о НС отряду МЧС Карачаевского района Карачаево-Черкесской республики. Для поиска пропавшего были задействованы спасательные вертолеты, но безрезультатно — найти его не удалось.

Выдержки из рассказа участника группы (опубликованы на форуме Мангуп).

Где-то за день перед выездом на Кавказ я с Игорем играли в теннис. Во время игры Игорь чуть не упал, схватился за ногу в районе икроножных мышц, сказал что такое ощущение, будто кто-то ударил по ноге палкой или камнем… Но он забил медицину, перевязал ногу эластичным бинтом и 5-го числа с 30 килограммовым рюкзаком хромал на ж/д вокзале.

7.08. Вот, наконец, и западный Джил Су — наша станция высадки. Наконец удалось найти достойное место для ночевки возле базы МЧС.

8.08. Подъем в 6 часов. Сегодня «предводитель» поведет нас на акклиматизацию к морен Битюк-Тюбе. Вышли в 8 часов. Относительно скоро мы пробежали первые километры… На одном из последующих переходов проходила граница между «альпийскими лугами» и зоной вечных снегов и камней… Отдохнув и «поев сала на лавинной лопате» на 3600 мы оставили заброску и я решил начать спуск раньше, чтобы не тормозить группу. Через час-другой они меня догнали после очередного перевала, снова иду первым, спустив с очередного холмика, жду хвили 40, но никто вниз не спускается. Оставляю рюкзак, поднимаюсь на гору понимаю, группа пошла другой дорогой. За рюкзаком все же нужно спускаться. Решил срезать по сыпи, а там — как на лыжах, 5 минут и уже внизу. В лагерь спустились в 16-17 часов.

9.08. На следующее утро мы быстро поели, собрались. Погода радовала: было ясно и солнечно. Выход из Западного Джил Су с остатками снаряжения начали где-то в 9 часов. Алексей сказал, чтобы нас не ждали шли вперед дорогу знаем. С 3-часовым опозданием мы с женой пришли к месту следующей ночевки на 3600. Время уже значительно перевалил за полдень. Тем временем Алексей успел найти замечательное между холмом и горой, которое защищено со всех сторон от ветра и снега для разбивки удобного бивака. Завтра — акклиматизационный выход на 4200 до Утюга.

Более кошмарной ночи у меня еще не было, — лежал наверное до 5 часов утра, не мог уснуть. Только начав «кемарить», как пора вставать.

10.08. Восхождение начали в 9 часов по скальном гребню к скале Утюг. Опять отстаю, одышка не дает идти дальше …. Чем дальше, тем угол подъема увеличивается. Подниматься тяжело, темп чрезвычайно высок. Второй привал на высоте 3900 на плато у скалы Утюг. Опять отстаю на полпути, чувствую головокружение. Понимаю, что горняшка, о которой так много написано и прочитано, медленно меня накрывает. Заметное затуманивание зрения не позволяет двигаться, стоит перед глазами белая пелена. Останавливаюсь на пару минут, отдышался, немного ослабляет иду дальше. Группа меня поджидает, прихожу к ним.
Попробовав идти дальше понимаю, что это невозможно — будь физическая нагрузка провоцирует головокружение и головная проект. Говорю Елене что поворачиваю назад, а она пусть идет дальше и предупредит, что я вернулся. На середине пути под Утюгом, меня накрывает полностью, вырвало. Сажусь на камень решил ждать пока вернется группа. Но через 10 минут слышу сверху грохот, камень с теннисный мячик прыгая из стороны в сторону на большой скорости летит прямо на меня … накрываюсь рюкзаком с мыслью — «щас как шарахнет», но сегодня мой день, камень падает за пару метров от меня . Поднимаюсь и двигаюсь дальше. Утренний мороз, скрепления ледник, делал подъем утром абсолютно безопасным, но позже под лучами солнца он начинает таять, вымывая куски льда и камни, которые время от времени стреляли по всему что движется под скалой.
С Еленой решили не подниматься дальше, а переночевать с группой и утром потихоньку спускаться в Джил Су, там ждать группу. Игорь был непреклонен в желании подниматься дальше, (прошлогодняя неудачная попытка его огорчила)  ведь второй отказ от восхождения для него был неприемлем. Игорь, Алексей, Саша, Инна запланировали восхождение на 4200 на 4 часа утра, чтобы как раньше пройти под Утюгом.

Схема восхождения на Эльбрус по Западному ребру.

11.08. За ночь погода испортилась: тучи сгустились, по палатке лупили капли дождя которые до 4 часов утра переросли в сплошной ливень с мокрым снегом. Проснулись по будильнику, позавтракали, но выход отложили, лежали в палатках и разговаривали. Когда появились первые признаки хорошей погоды Алексей, Саша, Игорь и Инна быстро собрали вещи и начали восхождение. Мы с Леной … вышли в 10, наши уже доходили до Утюга. Мы спустились к Джил Су. В 20 часов связались по рации с Алексеем (8 и 20 были часами выхода на связь). В наших все шло по плану, они разбили лагерь за Утюгом на 4200.

12.08. Утром вышел на связь Алексей. У них понемногу распогодилось назад по следам другой группы начинают подъем на 4500. Следующая связь в 20 часов вечера.

Мы же тем временем спланировали радикалку на перевал Озерный и Машкова. У озера под перевалом Машкова встретили, знакомую группу москвичей. Москвичи рассказали, что на 4200 ночевали с нашими, из-за нестабильности в погоде решили не подниматься. Хотя наши, еще с одной группой, начали траверс ледника Битюк Тюбе.

В лагерь спустились под вечер, принял Нарзан ванны, стали готовить ужин, и хотя еще не было 20 часов, включил рацию на волне Алексея, сразу же услышал голос:
— Кто меня слышит отзовитесь!
— Алексей это Юра, что у Вас?
— Юра ты у МЧС?
— Да!
— У нас ЧП — Игорь сорвался — потом его снесло камнепадом.

Рассказ участника: «В 14 часов 12 августа, когда группа заканчивала траверсировать ледник Битюк-Тюбе, Игорь который шел третьим, оступился и полетел по склону ледника. Пролетев по леднику метров 200-300, ему удалось остановиться. Жестами показал, что все хорошо. Пошел в сторону, чтобы выйти из кулуара, стал под каменной грядой, где снял рюкзак. Между тем Алексей с Сашей начали спускаться, чтобы с помощью веревки помочь Игорю подняться вверх. Не дойдя до него, сверху срывается 2 камня, один из которых попадает в голову, после чего Игорь теряет равновесие и без каких-либо признаков живого человека летит в низ и пропадает из виду. Саша, который видел момент удара, говорил что удар камнем был настолько силен, что выжить после него невозможно.
Утром 13-го Алексею и Саши удалось спуститься к месту, где остался Игоря рюкзак, но и из этого места его видно не было. С рюкзака забрали, то смогли: спальник, трековые палки, мобильный телефон».

Выход на Западное плато Эльбруса рядом с Утюгом. Фиолетовая стрелка — направление на ледник Кюкюртлю.
Выход на Западное плато Эльбруса рядом с Утюгом. Просматривается склон к леднику Кюкюртлю.

В данной ситуации Игорь с поврежденной ногой совершал восхождение. Саша которой шел в группе сзади сказал, что сложилось впечатление, что Игорь в какой-то момент просто не смог встать на поврежденную ногу и упал на бок.

Бегу в МЧС с рацией, которую сразу же отдаю МЧСнику. Они говорят минут 5, связь никудышняя, постоянные помехи, слышно обрывки фраз. Информация не четкая, много вопросов, на которых нет ответа. Пока группа МЧС из 5 человек собиралась, пробую снова связаться с Алексеем, одно что понял что Игоря они не видят в поле зрения. Нашим приказано выбрать безопасное место и ночевать у точки срыва на моренах. Через минут 20 в ночь группа из 5 человек: 2 МЧСника и 3 спецназовца в ночь вышли в район Утюга, я, тем временем даю информацию которой владел в то время по маршруту, количество людей откуда поднимались, где планировали разбить биваки и т. д.

13.08. Просматривая вечером предыдущие фотоснимки вижу, что с перевала Машкова просматривается большая часть ледника Кюкюртлю, куда слетел Игорь. Сидеть без дела и ждать это слишком трудно. С женой решаем взять бинокль в МЧС и завтра идти на перевал Машкова и Пастухова. В 7 часов утра мы с Леной отправились к перевалу. Дорогой время от времени беру бинокль и постоянно просматриваю склоны ледника Эльбруса. В какой-то момент мне показалось, что вижу силуэт человека. Поднимаемся до максимально возможной точки перевала и по очереди более чем 2 часа наблюдали за этой точкой. Также цифровиком фотографируем ледник и пикселями приближаем изображение, чтобы хоть что-то разглядеть, кричали, свистели, чтобы точки «задвигались», но …. За эти часы, когда мы наблюдали за ледником, Эльбрус открылся по новому: постоянно летели камни, сошла лавина, то срывался ветер, нагонял облака то пекло солнце. Жуткие картины! Не дай Бог там оказаться. С каждой минутой понимаешь, что если Игорь там, то выжить у него шансов все меньше и меньше … Прослушали по рации волну МЧС: наши встретились со спасателями из Черкесска, выяснив все обстоятельства срыва, они подняли вертолет. Около 15:00 мы были на перевале, со стороны Хурзука послышался рев двигателей вертолета, а дальше показался и он сам. Ему удалось сделать 3 облета над ледником, но потом… Эльбрус заволокло тучами, по рации слышим как приговор: «Тела не видно, ледник накрыло тучей, возвращаемся в Черкесск».

Материал подготовлен: Проект ALP

От ls

Добавить комментарий