Давайте сразу определимся с термином «лавинный рюкзак» в этой статье. Под ним мы подразумеваем любой рюкзак, предназначенный для катания, походов или путешествий в лавиноопасной местности. Такой рюкзак должен учитывать особенности местности и вида деятельности, для которого он предназначен и обязательно иметь возможность быстрого доступа к лавинному снаряжению, а зачастую — иметь и встроенное лавинное снаряжение (например, система Black Diamond Avalung).
То есть, по сути любой рюкзак для внетрассового катания сейчас – это лавинный рюкзак, потому, что практически в любом рюкзаке есть место под щуп и карман под лавинную лопату. В принципе, так и есть, но с оговорками. Иногда, это чисто номинальное место (например как в рюкзаках Dakine), не определяющее и не функциональное, а просто ради того, чтобы было. В рюкзаках же, которые мы рассмотрим – все совсем наоборот. Тут содержание определяет суть, а цвета и формы вторичны. Оговорюсь сразу, что ограничимся мы выбором российского рынка.
1. Лавинные рюкзаки с пассивной защитой.
Ortovox, Arva, Pieps, Osprey, BCA, Black Diamond – хорошие добротные рюкзаки, готовые послужить верой и правдой несколько лет. Практически каждый рюкзак этих фирм имеет защиту спины. В каждом есть удобное место для щупа и лопаты. Лыжи можно закрепить тремя разными способами, а с помощью дополнительных ремней вешается доска. Естественно, есть место под ледоруб, телескопические палки, навеску снегоступов и шлем. Из всех стоит выделить рюкзаки Arva, в них расположение лавинного снаряжения определяет строение рюкзака. Быстрая система раскрытия, защита спины по мотоциклетному стандарту, место под систему противолавинных надувных баллонов – все это является определяющим в дизайне. И, кроме как для катания с лавинным набором, рюкзаки Arva использовать не удобно ни для чего.

Ну, в самом деле, вам часто нужна системы моментального раскрытия в городе? Думаю, она противопоказана абсолютному большинству в городских условиях. Интересна модель X-over — она отражает будущую суть концепции «ABS в любой рюкзак». То есть рюкзак становится универсальным местом под систему противолавинных подушек. Рассчет делается на то, что, приехав на курорт со своим рюкзаком, вы возьмете собранную систему в прокат и вставите в рюкзак. Или же сможете вынуть свою систему и оставить дома, если вам нужен просто рюкзак. Что, конечно, сильно сомнительно, ибо стоимость рюкзака меньше 20% от всего комплекта. Модели Ortovox и Pieps между собой очень похожи – что не удивительно, учитывая их острую конкуренцию друг с другом. BCA — райдерские рюкзаки, с прижатой к спине линей. Osprey— добротные универсалы. С ними можно путешествовать круглый год. Каждая модель Black Diamond – как всегда заточена под определенные условия. В целом, все эти рюкзаки вправе называться пассивными лавинными рюкзаками, т.е разработанными для облегчения работы в лавиноопасных районах.
2. Лавинные рюкзаки с активной защитой

В это же время, как-то совершенно незаметно появился целый класс снаряжения для активной защиты в лавине. Про эти рюкзаки основная беседа. Началось все в 1980-х с изобретения Петром Аушером (позже получившим патент и основавшим ABS) в Германии первых прототипов надувных лавинных баллонов. Их суть проста – они помогают создать дополнительный объем плавучести в лавине, что существенно повышает шансы остаться на поверхности лавины и получить меньше травм.
Говорят, что раньше подобными системами пользовались лесничие в Альпах. С той лишь разницей, что они выходили на лавиноопасные склоны с уже надутыми емкостями или жесткими баллонами. Первые модели спасательных систем ABS с помощью обычных строп пристегивались к рюкзакам. Что интересно, в основном – к туристическим рюкзакам. То есть, о фрирайдерах никто и не думал.
В 1995 появляется первый рюкзак со встроенной ABS системой. Баллон был один, что приводило к более долгому надуванию системы и некоторым другим неудобствам. Поэтому, уже на следующий год появляется версия с двумя баллонами по бокам рюкзака (общим объемом 150 литров). Изначально АБС рассматривалась как дополнительная система, пристегиваемая к любому рюкзаку. Самому рюкзаку в такой системе не уделялось большое внимание. По-настоящему удобные рюкзаки появились в начале 2000-х. Именно тогда, на первое место встала функциональность противолавинных рюкзаков. Именно с этого момента лавинные рюкзаки с активной защитой стали быстро развиваться. Стоит чуть подробней рассказать о деталях.
Рюкзаки ABS


В рюкзаках ABS, применяется следующие элементы:
1- две независимые подушки безопасности, располагающиеся с боков рюкзака. Объем каждой подушки безопасности 85 литров.
2 – одноразовый баллон с безопасным газом. Каким не уточняется.
Картридж (баллон) может быть как стальным с рабочим давлением 300 bar, так и карбоновым — с давлением 340 bar. Второй -существенно легче, но и дороже. Картридж может быть перезаправлен только авторизованным центром ABS (в России таких нет).
3 – Пирсинг блок, боек редуктора, прокалывающий прокладку в баллоне и приводимый в действие одноразовой пиротехнической ручкой.
4 – Магистрали, идущие от редуктора к подушкам.
5 – Клапан наполнения и клапан стравливания давления в подушках безопасности. Устройство стоит на каждой из подушек, они независимы друг от друга.
6 – Плата крепления ручки активации. Обычно располагается на левой лямке, но есть возможность перевесить на правую.
7 – Ручка активации. Содержит в себе одноразовый пиропатрон. После активации должна быть возвращена дилеру для перезаправки.
8 – Механизм регулировки высоты расположения ручки активации.
9 – Ножной ремешок. Лямка пропускаемая между ног. Предотвращает сдергивание рюкзака через голову при попадании в лавину и активации системы.
10 – Металлическая пряжка крепления поясного ремня.
Для того, чтобы активировать рюкзак нужно дернуть ручку – сработает пиропатрон, который приведет в действие боек-иглу в редукторе. Игла пробьет прокладку и пустит сжатый воздух по магистралям к подушкам. Соответственно, ручку и баллон нужно сдать дилерам для замены-перезаправки.
Замечу, что на момент написания статьи вышла новая модификация ручек. Главное её отличие – дистанционное открытие по радиоканалу. О них я намеренно не стал рассказывать, потому что пока нет понимания всех нюансов.
Рюкзаки Snowpulse

Как хорошо видно на фотографии рюкзаки Snowpulse используют другую схему построения.
Основные особенности:
1. Спасательная подушка одна, и правильней её называть спасательным жилетом, так как надувается она вокруг шейного отдела позвоночника и головы.
В сложенном состоянии подушка находится не в рюкзаке, а в специальных карманах, вмонтированных в лямки рюкзака, т.е. под нее задействован меньший объем рюкзака. Карманы застегнуты молнией, которая в случае активации размыкается. После активации подушку можно сдуть и доехать до безопасного места. Укладка подушки в карманы происходит по определенной схеме, о которой стоит рассказать в отдельной заметке.

2. Баллон со сжатым воздухом. В зависимости от региона продаж и комплектации их может быть несколько типов.
Сразу же оговорюсь, что до 2011 модельного года рюкзаки Snowpulse использовали другой механизм запуска и активации. Баллоны, выпущенные до 2011 года полностью несовместимы с более поздними. Они имеют иное строение редуктора и пускового механизма. Поэтому, если вам предложат взять напрокат баллон на месте – уточните какого он года выпуска.
Многоразовый стальной баллон с рабочим давлением 300 Bar. Объем 0,25 L. Из-за различия в стандартах авиа перевозки баллонов со сжатыми негорючими и безопасными газами на территории Северной Америки и Европы, рюкзаки могут комплектоваться различными баллонами в Европе и Америке. В Европе баллоны выглядят как номер 2 на фото выше. Небольшие стальные баллоны со сферическим дном и рабочим давлением 300 атмосфер. Европа – сталь, 0,25 L, 300 bar.

Многоразовый алюминиевый баллон объемом 0,35 L, рабочим давлением 207 bar ( или 3000 psi) и плоским дном (третий слева на фото 1). Разрешен к перевозке на территории США и Канады.
Одноразовый стальной баллон (первый слева на фото 1), перезаправляемый только заводским способом (нет возможности в России). 0,25 L, 300 bar, сферическое дно.

Заправка многоразовых баллонов.
Прежде всего следует понимать, что заправить такой баллон можно ни где угодно, а только в специальном центре, имеющем переходник и необходимые знания и материалы. Поскольку, кроме заправки понадобится ещё и переборка редуктора баллона (полная или частичная). Частичная подразумевает под собой только смену пробиваемой медной прокладки, которую не сложно осуществить самому, имея пару гаечных ключей. Однако важно знать последовательность действий и использовать только оригинальные запчасти, в противном случае -есть большой риск неработоспособности системы. Так, например, если поставить просто медную прокладку похожей толщины и размера, то есть риск не пробития её бойком. Думаю, последствия объяснять не стоит. Полная переборка же осуществляется в некоторых случаях из-за выхода из строя компонентов системы и выявляется при тесте на герметичность во время заправки. Практика показывает, что манометры могут портиться на 3-4 заправке, а заправочные клапана – заедать. Кроме того, 300 bar – это не распространенный тип компрессоров для заправки воздуха, и даже в Москве заправить баллон (для перепуска потом его в лавинный баллончик) может стать проблемой. Конечно, с баллонами американского стандарта, с этой точки зрения, несколько легче.
3. Ручка активации. В отличии от ABS, у SnowPulse ручка механическая и многоразовая. Усилие для активации 6-10 кг. Взводится специальным инструментом, прилагающимся к каждому рюкзаку Snowpulse. C 2011года ручка так же изменилась, стала жесткой. До этого была мягкой. В самом начале выпуска рюкзаков 2011 модельного года новая ручка подверглась длительным тестам -и, в результате выявленной неисправности, была заменена. В Россию рюкзаки пришли уже с исправленной ручкой. В сложенном состоянии – также убирается в левую лямку рюкзака.


4. Ножной ремень. Предотвращает стаскивание рюкзака через голову в лавине.
5. Поясной ремень с металлической пряжкой.
6. Механизм активации. После срабатывания и прокола прокладки взводится с помощью дополнительного инструмента – ключа, прилагаемого каждому рюкзаку.


Так как рынок лавинных рюкзаков относительно новый (несмотря на то, что самому изобретению более 30 лет), каждый год появляются новые производители, модели и решения. Разгораются горячие споры о применении тех или иных решений в конструкциях.
Источник статьи: life.ice-age.ru