alp.org.ua / Горный туризм / Андрей Добрынин — попытка пересечь плато Путорана

Андрей Добрынин — попытка пересечь плато Путорана

Мы уже сообщали, что при попытке пересечь плато Путорана погиб путешественник из Ярославской области Андрей Добрынин, который совершал одиночное путешествие. Целью походя являлось первое в истории полное пересечение плато Путорана пешком «от края до края». Запланированная протяжённость маршрута — более 700 км, 45-50 ходовых дней. До озера Аян Андрей шел с напарником, дальше — сам. Здесь собрана имеющаяся информация о подготовке похода и самом путешествии, закончившемся так трагически.

После попытки пересечь плато Путорана в 2011 году Андрей написал: «Человек, больной Севером — это больной человек. Я планирую повторить попытку, но сначала надо снова поднакопить денег, так что пойду скорее всего в 2013 г…. Пеший переход через всё плато Путорана — это очень серьёзно.«

Информация о районе путешествия.

Плато Путорана — горный массив, расположенный на северо-западе Среднесибирского плоскогорья. На севере и западе плато обрывается крутым уступом (800 и более метров), южная и восточная части характеризуются пологими склонами. Максимальная высота плато — гора Камень, 1701 м. На севере плато Путорана граничит с Таймырским полуостровом
Поверхность плато покрыта базальтовыми лавовыми потоками, которые часто именуют «сибирскими траппами». Плато Путорана — единственный, крупный участок полностью сложенный базальтами. Это второе в мире по величине трапповое плато после плато Декан в Индии.
По рельефу представляет собой сочетание относительно ровного плато и глубоких ущелий и долин, дно которых часто затоплено озерами. Каньоны и озерные долины плато очень живописны. За это его часто называют «краем десяти тысяч озер и тысячи водопадов». По количеству водопадов оно занимает первое место на территории России. Всего на плато более 25 тыс. озер.
Растительность представлена лиственнично-еловыми лесами в долинной части плато (до высоты 300—350 м на северо-западе и до 500 м на юге), редколесьем и кустарниковой тундрой на верхних частях склонов и поверхности плато (начиная с высоты 500—700 м.). Наиболее возвышенные, водораздельные части плоскогорья преимущественно занимает каменистая и лишайниковая тундра.

Подготовка похода.

В поисках попутчиков Андрей разместил объявление на форуме Скитальца. В нем достаточно полно изложен план похода и сделана оценка возможных рисков

Общее описание.

Маршрут начинается на северо-западе плато, на оз. Лама и заканчивается на юго-востоке, в п. Чиринда. В случае удачи, этот маршрут – первое пересечение плато Путорана пешком «от края до края» (В Чиринде когда с местными товарищами разговаривал, спрашивал пересекал ли кто плато пешком. Было сказано, что «по воде с Норильской стороны приходили, на лыжах тоже, а пешком — нет, не было»). Ранее в подавляющем своём большинстве путешественники доходили только от границы плато до его центральной части (как правило, от оз. Лама до оз. Аян), после чего уходили либо на север к пос. Волочанка, либо на юг к системе крупнейших путоранских озёр, либо возвращались к оз. Лама. Наиболее протяжёнными походами, по всей видимости, следует считать маршруты реализованные под руководством Игоря Новосёлова в 2003 и 2007 годах (около 600 и 550 км соответственно, оба заняли первые места на Чемпионате России). Задача полного пересечения плато определила рекордную для района протяжённость маршрута — более 700 км, 45-50 ходовых дней, что, в свою очередь, вызывает ряд сложностей с которыми придётся встретиться путешественникам.

Планируемый маршрут (с запада на восток). Зеленая линия — пройденный в 2011 году с востока на запад участок маршрута.

Первая треть маршрута довольно стандартна и идёт от оз. Лама до южной оконечности оз. Аян. Далее путь лежит через водораздел в долину Котуя, движение по которой продолжится мимо озёр Харпича и Дюпкун, вплоть до впадения в неё левого притока, р. Неводокит. Оттуда маршрут идёт по охотничьим тропам и заканчивается в п. Чиринда. Если будут время и силы, возможны отклонения от генерального плана с заходом на г. Камень и/или проверка информации от местных охотников о заброшенной военной базе в районе оз. Люксина.

В 2011 году командой из трёх человек была предпринята первая попытка реализации этого маршрута. Однако в прошлом году он шёлся в обратном направлении – от Чиринды к Ламе. По достижении оз. Харпича экспедицию пришлось свернуть из-за перелома ноги одного из участников, а также сильного истощения членов команды от голода. Несмотря на общий отрицательный результат, в ходе этого похода была разведана самая нехоженая, юго-восточная часть плато Путорана, никакой информации о более раннем пешем прохождении которой мне найти не удалось.

Условия на маршруте.
Поход будет проходить в очень тяжёлых условиях. Несмотря на то, технически очень сложных препятствий на маршруте практически нет, большую роль будет играть его продолжительность и недостаток еды. Основные трудности следующие.
Продолжительность. Я указал 45-50 ходовых дней. Однако с учётом днёвок, истощения и весьма вероятных сложностей с погодой в итоге запросто может получиться 2 месяца, а может и дольше. Если учесть при этом, что стартовый вес будет составлять около 40 кг (внимание! – сюда входит и рюкзак и то, что на надето на человеке), то начиная ориентировочно с третьей недели будет сильно сказываться накопленная усталость, что, в свою очередь, вызовет замедление продвижения. Со временем её влияние будет лишь увеличиваться.
Недостаток еды. По моим рассчётам, получается взять запас еды на 40-44 дня (зависит от количества участников), из расчёта 500 гр. на человека в сутки. На весь маршрут этого не хватит. Оружие не берётся – охоты не будет. И хотя предполагается рыбалка, её результативность остаётся под вопросом. Весьма возможен голод. Я оцениваю вероятность его возникновения в 60-70%. Особо хочу отметить, что имеется в виду не обычное для пешеходника слегка голодное существование, а настоящий голод с его общей заторможенностью, «падежом» от обессиливания и, возможно, голодными обмороками. При неблагоприятном стечении обстоятельств возможен летальный исход как непосредственно от голода, так и от связанных с ним осложнений.
Также хочу предупредить, что, по информации от Туринских товарищей, верховья Котуя до оз. Харпича – зона авианедоступности. При ЧС рассчитывать можно будет лишь на собственные силы.

Оптимальный размер группы – 2-4 человека. Требования к участникам.
а) Обязательные:
— Участие в пеших походах не ниже 4 к.с. за последние 3 года.
Этот поход – не школа туризма, здесь надо УЖЕ использовать все имеющиеся у Вас навыки. Навыки и физподготовка со временем утрачиваются. Справок из МКК требовать не буду, но и врать мне бесполезно (об этом ниже).

— Очень высокая физическая и психологическая устойчивость как к кратковременным, так и к долговременным стрессирующим факторам.
Кратковременные. Несмотря на то, что я стараюсь всё просчитывать и избегать нештатных ситуаций, гарантировать их отсутствие я не могу. Человек должен в этих условиях «не терять головы», быстро соображать и решительно действовать.
Долговременные. Как я уже сказал, условия на маршруте будут очень тяжёлыми. Всех будет «ломать». Достаточно сломаться всего лишь одному человеку и произойдёт срыв всего мероприятия. Просто срыв похода – это в лучшем случае.
— Хорошая физическая подготовка.
— Общее хорошее состояние здоровья, отсутствие заболеваний опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта.
— Неконфликтность. Способность долго работать в малом коллективе, строго соблюдать дисциплину на маршруте. Я видел как ломаются люди. Часто проявления «ломки» начинается с того, что они пытаются винить окружающее и окружающих в своей слабости. При этом конфликтуют и/или провоцируют на конфликт своих товарищей, а тем и так тоже непросто.
Кроме того, у опытных людей, идущих в качестве участников, часто возникает желание сделать всё по-своему, ибо они знают, что «так лучше». Моё глубокое убеждение, что руководитель в походе должен быть только один. Допускается и даже желательно обсуждение действий на этапе принятия решения, но после его принятия исполнение обязательно для всех вне зависимости от личного мнения о его правильности. Также крайне нежелательно обсуждение действий руководителя в ходе похода – «разбор полётов» можно и нужно устроить по завершении маршрута.

— Очень большое желание реализовать этот маршрут.
Когда станет совсем тяжело, Ваше стремление к цели будет единственным, что не даст Вам сломаться. Поэтому желание реализовать поход должно быть очень высоко. Выше него должно быть только стремление сохранить жизнь и здоровье напарников.

— Наличие 3 месяцев свободного времени. Потребуется время не только чтобы достигнуть оз. Лама, но на чтобы вылететь в Туру из Чиринды. Поскольку, если всё пойдёт по плану, мы придём туда в конце августа – начале сентября, во время очень активных перемещений местного населения, то возможна задержка вылета. Когда станет ясно время нашего появления в Чиринде с точностью до недели, я попытаюсь договориться насчёт бронирования билетов (есть определённые контакты), но гарантировать ничего не могу и не исключено, что придётся несколько недель просидеть в ожидании вылета. Кроме того, в случае необходимости я не экономлю на днёвках. Если команда будет сильно истощена и мы найдём рыбное место, то мы простоим там столько, сколько потребуется чтобы отъесться и набраться сил.

— Финансовая самостоятельность.

— Совместные тренировки. Совершенно необходимое условие, так как Вы не видели меня, а я не видел Вас. В процессе личного общения могут всплыть (и наверняка всплывут) разные нюансы как положительного, так и отрицательного свойства. Необходимо будет сделать хотя бы несколько тренировок по нескольку дней каждая, в идеале – раз в месяц. Окрестности Борка мне кажутся вполне подходящим полигоном, хоть и не идеальным. Львиная доля похода будет проходить по лесам и болотам. И того и другого здесь предостаточно.

ВНИМАНИЕ! Я оставляю за собой право отказать потенциальному участнику на любом этапе подготовки, в том числе и после совместных тренировок, вплоть до выхода на маршрут, даже на берегу оз. Лама. Отказ будет аргументирован. Если на момент отказа кандидат уже понесёт расходы по покупке билетов, оплате страховки и спутниковой связи, то я постараюсь их ему компенсировать. Хотя возможно, что это произойдёт не сразу и компенсация будет лишь частичной.

Несколько слов без официоза.
На этом маршруте не будет никакой романтики. Вообще, больше всего он будет походить на каторгу, притом на каторгу скорее в сталинском варианте, чем в царском. Прежде чем написать мне предложение своей кандидатуры, я прошу Вас как следует подумать и всё тщательно взвесить. Прошу не обращаться ко мне с предложением своей кандидатуры, если:

— Вы – девушка. Дорогие дамы, я замечательно к вам отношусь, но это мероприятие не для вас.
— Вы не удовлетворяете любому из обязательных требований. Я долго думал прежде чем составить список требований. В нём нет ничего лишнего. Все они действительно обязательны.
— Если у Вас что-то не ладится в жизни. Это тяжелейший поход, а не психологическая консультация. Своих проблем Вы там не решите, скорее всего они только усугубятся.

Не пытайтесь обмануть себя или меня. Не тратьте попусту свои и мои время и нервы. Во-первых, я могу выявить Ваше враньё ещё на этапе подготовки и тогда нам предстоит весьма неприятный разговор. Во-вторых, даже если Вам удастся обмануть меня, на плато всё равно всё это вылезет. Только цена этого вранья там будет гораздо выше. Не надейтесь на «авось сойдёт». Не сойдёт.

Расходы.
Если у Вас есть всё необходимое снаряжение (список будет уточняться идивидуально), то необходимо будет понести следующие расходы:
— Перелёт Москва – Норильск. На конец июня билеты ещё не продаются. Рейс от «Трансаэро» на 30 марта сегодня стоит 7080 руб.
— Заброска на оз. Лама. Стоимость варьирует от 5 000 до 40 000 руб. с группы. Ближе к весне буду договариваться. Все координаты есть.
— Рейсовый вертолёт Чиринда – Тура. Точных цен на 2013 год ещё нет, в 2012 году – 4600 руб.
— Самолёт Тура – Красноярск. В 2012 году – 8970 руб.
— Поезд Красноярск – Москва. На сегодняшний день, в зависимости от типа позда 3800 – 6000руб.
— Местные разъезды (от аэропорта до города).
— Лодку для переправ Alpacka CuriYak (совершенно новая, привезли неделю назад) я скорее всего возьму у знакомого, но ему надо будет оставить залог – около 20 000 руб. Если вернём лодку в целостности, без дырок и заплат, то вернётся и залог.
— Спутниковый телефон Iridium я достану сам, но будет необходимо скинуться на SIM-карту 200 мин – 12 500 руб. с группы.
— Страховка – около 2500 руб.
— Продукты. Поскольку точной раскладки ещё нет, то сумма лишь ориентировочная – 4 000 руб. с человека.
— Всякие мелочи (газ, блёсны и т.п.) – 1500 руб.

Что я беру на себя.
Полностью спланирован маршрут. На всю его протяжённость имеются карты масштаба 1:200 000 как в бумажном, так и в векторном виде. Я же займусь получением разрешения на проход через заповедник. На мне обеспечение общественным снаряжением, финансово поучаствовать надо будет только в пунктах, отмеченных в разделе «Расходы». В зависимости от размера группы, возможно, надо будет приобрести ещё один спиннинг. Со списком имеющегося снаряжения можно ознакомиться здесь . В случае, если Ваше снаряжение будет превосходить моё по каким-то параметрам, то возможны изменения.

О себе.
Андрей Добрынин, 35 лет, гидробиолог, младший научный сотрудник Института биологии внутренних вод РАН им. И.Д. Папанина (п. Борок, Некоузский р-он Ярославской области). Родился и вырос в Борке – небольшом научном посёлке, расположенном на берегу Рыбинского водохранилища. С раннего детства родители (тоже гидробиологи) брали меня на время полевого сезона с собой в экспедиции. Полевую деятельность продолжил в университете (тогда начал организовывать экспедиции самостоятельно). После окончания учёбы и по возвращении в Борок, работа в поле естественным образом продолжилась по долгу службы. Идея этого похода возникла более 10 лет назад, но в те времена не было никакой возможности её реализовать. Такая возможность появилась 4 года назад, с тех пор мечта превратилась в цель.
Характер спокойный, доброжелательный. Не навязчив, не люблю пустой болтовни (к разговорам по делу это не относится). Легко иду на компромисс, но в важных с моей точки зрения вопросах принципиален и довольно педантичен, прежде чем приступать к каким-либо действиям стараюсь сначала всё тщательно просчитать и взвесить.

Поход.

По понятным причинам, полной информации о походе нет.

В этом году в районе путешествия была аномально жаркая погода. Как результат — засуха, многие реки пересохли. Это специфика района — слой вечной мерзлоты работает водоупорным горизонтом, отсюда очень сильная зависимость уровня рек от дождей и таянья снега. Заполненная вечным льдом земля не может накапливать воду, она сразу стекает. Поэтому сейчас нет воды в Путоранах в верховьях рек — только ниже границы леса. Если пройдет дождь, вода появится, но на пару дней и потом опять сухое русло. Вода конечно есть, там — под камнями. Но не всегда до неё можно добоатся, хотя её слышно как она журчит.

Описание ситуации Владимиром, попутчиком Андрея в начале маршрута: «Такой засухи как в этом году старожилы не припомнят. Воды в реках-озерах нет. Река Талая, которая связывает Норильск с системой путоранских озер настолько обмелела, что с середины июля она практически не судоходная. Желающие попасть на Ламу, перетаскивают свои лодки волоком через перекаты. Куча народу застряло на Ламе, Глубоком, так как не могут уехать. Плюс ко всему кругом пожары, тундра горит как в свое время леса в подмосковье. Зато в пешем плане весело. тундра сухая, болота пересохли и растрескались. А по высохшим руслам рек идти одно удовольствие.»

Информация от группы из Рязани (27 июля): река Талая у Норильска пересохла, катер не может пройти. В Ханнамаките воды чрезвычайно мало даже от зоны леса. Стоит жара 30 С. Все ручьи сухие.

12 июля Андрей Добрынин вылетел в Норильск.

На маршрут Андрей вышел 17 июля с напарником по имени Владимир, к 24 июля они дошли до озера Аян, где расстались (так было запланировано заранее — Владимир пошел обратно на озеро Лама, пройдя 4 горы и 4 перевала, всего он прошел 250 км.). Дальше Андрей пошел один.

Вот как Владимир описывает начало путешествия: «Весело вместе провели время, отдыхали, ловили рыбу, но шли не особо ходко, жара и вес Дюхиного рюкзака сказывался. По последнему разговору на этот понедельник 5.08 Андрей шел по Котую, пока всё в штатном режиме«.

Андрей Добрынин на первой части маршрута

30 июля туристы из Рязани встретили его на Аяне у домика заповедника. По их рассказам он пару дней подлечивал ноги. У него на тот момент все было нормально, если не считать стремного пересечения в ветер озера Аян на маленькой лодочке. Дальше он пошел по реке Капчуг вверх. Вес рюкзака у Андрея в начале маршрута был 42 кг, на момент встречи у озеро Аян — около 37 кг. Подмокла часть продуктов. Ребята угостили его частью продуктов, а он отдал им блок сигарет.

Т.е. за две недели было израсходовано около 5 кг. продуктов — это порядка 350 гр. в день, очень экстремальная раскладка. Встречных туристов поразило, что Андрей сказал: «Пока я не иду, я не ем — у меня нет лишних продуктов на непредвиденные дневки«.

31 августа в 11:25 Андрей связался по спутнику с страховой компанией, что он им говорил пока не известно, вероятно просил эвакуации. 31 августа в 18:35 Андрей связался с МЧС, передал им свои координаты. По причине не летных условий вертолёт смог вылететь только в 6 утра 1 сентября.  К моменту прилета вертолета Андрей уже был мертв. Примерное время смерти 3-4 часа до прилёта вертолета. По имеющимся данным Андрея забрали в районе озера Дюпкун (котуйский). Были взяты пробы на гистологию, анализ будет проводиться в Красноярске, пока не будет результатов анализа, официальную причину смерти не назовут, по этой же причине официально дело Андрея ещё не закрыто.

Озеро Дюпкун. Фото Андрея Добрынина, 2011 год

Материал подготовлен: Проект ALP

Источники информации: Скиталец, Риск

При попытке пересечь плато Путорана погиб путешественник Андрей Добрынин

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

5 комментариев

  1. Что ж, он сам проработал поход до мельчайших деталей, предусмотрел и предугадал возможные проблемы и последствия, и сам же сделал свой выбор.
    Честно всё описал, приглашая возможных напарников.
    И осознанно пошёл в сверхголодный поход ради красивого «первое в мире пересечение плато пешком без запасов продуктов по пути», да ещё и одиночное.
    А ведь запасы (например, заранее сброшенные с вертолета или оставленные на заброске) могли бы частично снять как минимум проблему голода… но, видимо, хотелось поставить рекорд без них.
    После прочтения его же выкладок о голоде в походе и отчете о предыдущем походе, как-то не получается назвать случившееся «несчастный случай», это заранее запланированный им самим итог.
    Нельзя не отдать должное этому мужественному супер-экстремалу, но давайте смотреть на последний поход Андрея столь же трезво, как смотрел он сам.
    В историю он своё имя вписал.

  2. Я конечно не берусь судить — у каждого свой путь.

    По-моему, ходить в горы как на войну — это не правильно.


    Андрей Лебедев на Риске сформулировал эту мысль более развернуто:

    На ходите с надрывом!

    В том смысле, что надо ходить с кайфом, и обеспечивать его всеми средствами подготовки от физической до аналитической (правильное планирование), а также правильным исполнением задуманного.

    А как только кайф заканчивается и начинается надрыв, т.е. приходится заставлять и погонять себя, то жди несчастья, которое просочится к вам любым из 100 возможных путей.


    Тут дело не в мотивации, стиле, смысле и пр. Все гораздо проще и конкретнее:
    Надрыв = работа на пределе = отсутсвие запаса прочности = повышенный риск НС

  3. Безумно жаль парня, большой турист был и учёный, земля ему пухом. Карты двух-километровки, странно неужели нельзя было километровки найти, и даже пятьсотметровки бы нашлись для такого рекордного похода. Да и тяжёлый рюкзак — зло! Ходите фаст&лайт, чуваки, делайте заброски и радуйтесь жизни. Спасибо за статью, очень всё информативно и подробно расписано, а то на Риске было написано, но никакой конкретики.

  4. Координаты точки последнего звонка Андрея в МЧС: 68 градусов 16 минут 10 секунд северной широты, 98 градусов 3 минуты 44 секунды восточной долготы.
    Это не доходя озера Дюпкун. Получается, за 46 дней было пройдено где-то три четверти маршрута.

    ————-
    750 км. — фаст-н-лайт, увы, не получится. Разве что каждый дней 10 добрасывать продукты с вертолета.
    Наверное, можно было бы договорится с заброской продуктов по маршруту — вертолет все-таки летает, местные там рыбачат, сотрудники заповедника как-то пополняют запасы продуктов, кроме того Путораны довольно популярное место для коммерческой рыбалки. Другое дело, что это влетело бы в круглую сумму, а главное — целью ведь было автономное пересечение всего плато.


    Вот что написал Владимр Кузьмин, который прошел первую часть маршрута вместе с Андреем Добрыниным.

    Возможно ли было избежать трагедии? Возможно ли вообще пройти этот маршрут? Думаю, да. В конце восьмидесятых группа туристов под руководством Валерия Киселёва (впоследствии мастер спорта) прошли лыжный поход 6 к.с. по маршруту Талнах — Чиринда, тогда они с трудом и не без приключений пересекли на лыжах Плато и выиграли чемпионат Союза.

    Признаю, что в жизни всегда есть место случаю и от гибели на маршруте, от разных случайностей не застрахован никто. Но есть основные правила спортивного туризма, которые надо соблюдать.

    Думаю, что среди моментов, способствовавших трагедии были такие:

    1. Андрей продолжил свой путь один. Безопаснее, комфортнее и правильнее такой маршрут делать подготовленной группой (не одному). Я спрашивал у Андрея по этому поводу. Ответил, что не имеет времени и желания готовить себе коллектив. А присоединиться ко мне он не захотел.

    2. Необходимо делать такой маршрут в спортивном стиле (не в экспедиционном!!) со строго расписанным графиком движения по дням. В случае серьезного отставания от графика — сворачивать маршрут. Напомню, что среднестатистическая норма у туристов-спортсменов 18 километров в день — дисциплина в спортивных походах необходима.

    3. У Андрея была недостаточно хорошая спортивная форма для задуманной идеи. Необходимы длительные тренировки в первую очередь физической формы. Ходьба по камням, лазанье по жёсткой пересеченке, подъем на перевалы с грузом. Путораны — все таки это не подмосковный лес, это суровый Таймыр, это Север. Погода может быть очень нестабильной, надо всегда быть начеку и всегда иметь «неприкосновенный запас». Топлива, продуктов, одежды, физических сил, душевных сил, энтузиазма. Всегда должны быть запасные варианты… Для, людей, которые живут в тундре, на Севере это нечто само собой разумеющееся…

    А по своему скромному опыту скажу, что при должной подготовке можно идти без очевидного риска и самое главное, в удовольствие.

    4. Андрей имел некоторые болезни, о которых не сообщил (с желудком и со ступнями ног). Возможно, он не придавал им должного значения, но молчать и идти с ними в маршрут очень опасно. И для маршрута, и, как мы видим, для жизни.

    5. Андрей был очень настойчивый, волевой человек. Но в ряде случаев нельзя тянуть до конца, иногда правильнее плюнуть и сойти с маршрута. И вернуться потом туда вновь с учетом предыдущего опыта.

    Вот убедить Дюху пересмотреть свои взгляды на маршрут у меня не вышло.

    А по поводу самого похода летом, я и сейчас согласен с Добрыниным и считаю, что он более чем реален. Только нужно проработать маршрут. Не идти в дурную речную долину Котуя между Харпича и Дюпкуном. Ничего хорошего для пешеходника там нет. Наверное можно было бы сразу перевалиться перед Харпича на Люксину, возможно это сэкономило бы время и силы…

Добавить комментарий