
Всемирно известная Гималайская вершина Мачапучаре (6997 м) решением непальского правительства с 1957 года закрыта для восхождений. Эта сказочно красивая гора должна оставаться на вечные времена непокоренной. Её двойная вершина напоминает хвостовой рыбий плавник, поэтому и название: Мачапучаре в переводе с непальского означает «Рыбий хвост». Попытка первовосхождения была прекращена, не доходя 45 м до вершины. Это было чрезвычайно сложное и единственное восхождение на эту гору.
Общие сведения:
Название горы: Мачапучаре — 6997 м
Расположение: Каракоруме Центральный Непал, группа Аннапурны
История попытки восхождения на вершину Мачапучаре. Британская экспедиция 1957 года.
Руководитель экспедиции: И.О.М. Роберте
Первовосходители: Д. Кокс (A. D. M. Cox), У. Нойс (Wilfrid Noyce)

18 апреля 1957′ г. альпинисты с 50 носильщиками вышли из местечка Покхара, имеющего теперь маленький аэродром. Четырехдневным маршем они прошли через Гандрунг до Чомронга, последней деревни на их пути, затем с трудом пробрались через бамбуковые заросли вверх по теснине Моди. 24 апреля был установлен базовый лагерь в 20 м от реки на высоте 4000 м на правой (западной) стороне Моди-Кхола. Подход к северному гребню Мачапучаре снизу закрывается гигантскими скальными стенами, лишь в одном месте они прорезаны снежным кулуаром. Пройдя этот кулуар, альпинисты 27 апреля установили лагерь 1 на высоте 4900 м.
К огорчению непальского офицера связи, команда британских альпинистов разделилась теперь на две группы: Роберте и Вайле хотели разведать пик 7256 м, вершину западнее Моди-Кхола. Название Ганеш, которое, видимо, принято для этой вершины, не очень удачно, так как его можно легко спутать с районом Ганеш Гимала, расположенным северо-северо-западнее Катманду. Разумнее было бы назвать этот пик Моди или Модитсе. Ранее принятую высотную отметку этой вершины 23607 футов = 7195 м после уточнения Робертсом и Вайле, по-видимому, следует исправить на 23807 футов = 7256 м. Модитсе и Мачапучаре являются западной и восточной сторожевыми башнями цирка южной стороны Аннапурны Гимала, и, естественно, все альпинисты «заигрывают» с этими двумя красивыми вершинами. При первой разведке вершины Модитсе из-за глубокого снега была достигнута лишь высота 5940 м.В другой группе, оставшейся в Мачапучаре, произошел неприятный инцидент. Чарлей заболел полиомиэлитом и с большими трудностями был транспортирован в госпиталь в Покхара. Несмотря на это, работа у вершины продолжалась. Кук и Нойс из лагеря 2 достигли Северного седла, но убедились, что прохождение северного гребня на всем его протяжении практически невозможно. Следовательно, необходимо было выйти на гребень южнее, ближе к вершине. Для этого прежде всего требовалось установить лагерь 3, на высоте около 6100 м на ледовом выступе, примерно на 2/3 высоты стены. Преодоление этой изрезанной желобами ледово-снежной стены потребовало большой работы по вырубке ступеней, а для страховки пришлось навесить перила на протяжении 270 м. Оставшиеся 200 м подъема на гребень также были пройдены с большим трудом, пришлось дополнительно протянуть еще 60 м перил, и лишь после этого Нойсу удалось пробить карниз на гребне.
Острый ледовый гребень, ведущий к скальному ребру, выглядел столь устрашающе, что альпинисты решили сделать попытку его обхода по восточному склону. Они вбили на гребне деревянный кол, который мог быть использован для организации спуска на обе стороны. Затем оба британских альпиниста спустились по веревке на 60 м по крутому желобу в сторону Сети-Кхола. Далее последовал 400-метровый траверс в южном направлении — рискованный отрезок пути, так как он проходил по крутому восточному склону, покрытому толстым слоем не надежного снега. Наконец они вышли на безопасное место — некрутое фирновое поле, где и решили установить лагерь 4 (6200 м). Возвращение в лагерь 3 было таким же трудным, как и последующее повторное прохождение этого опасного участка вместе с тремя тяжело нагруженными шерпами — Анг Ньима, Таши и молодым Анг Тзерингом. Но все обошлось благополучно, и 17 мая был установлен лагерь 4.
Однако надежда выйти теперь без особых трудностей на верхнюю террасу под вершинным взлетом к Мачапучаре, к огорчению восходителей, не оправдалась. На первый взгляд дальше восточного ребра, хорошо заметного скального бастиона, вообще не было пути. Здесь в сторону Сети-Кхола обрывалась отвесная стена; но все же нашелся путь обхода: вправо по острому, буквально как нож, ребру в направлении основного гребня, дальше с помощью веревочной лестницы вниз 7,5 м, затем 90-метровый спуск по веревке на как бы приклеенную к стене полку и оттуда — через два громадных бергшрунда — выход на террасу верхнего ледника. Там Кокс и Нойс установили 1 июня лагерь 5.
Следующий день должен был быть решающим. В 4 часа 15 минут утра альпинисты вышли из лагеря. Было хорошее солнечное утро, но здесь, на северной стороне, им пришлось буквально по колено месить снег, пока они не добрались до бергшрунда. Над бергшрундом вздыбилась крутая стена, уходящие к предвершинному гребню ребра которой походили на античную колоннаду — до такой степени она была изборождена желобами. И все это состояло из чистого льда! Каждую ступень, каждую зацепку пришлось вырубать с большим трудом, и поэтому альпинисты очень медленно продвигались вперед. До вершины было уже недалеко, возможно не более 40—50 м (150 футов), но какая из этих башен на гребне самая высокая, по какому из ребер нужно выходить на вершину? Снизу это определить трудно. А погода портится, и окружающие высочайшие вершины — Дхаулагири, Аннапурна I и Манаслу — исчезают в облаках, снег падает все сильнее. Значит, надо поворачивать назад. Альпинисты были очень рады, «когда, спустившись, нашли наполовину заваленную снегом палатку лагеря 5. 3 июня они продолжили спуск в базовый лагерь. Спуск был довольно рискованным, но прошел благополучно.
Для нового штурма можно выбрать скальный юго-западный гребень, по которому, видимо, возможен прямой выход на южную вершину, уступающую северной по высоте всего несколько метров. И этот маршрут, несомненно, тоже очень трудный, но, вероятно, менее опасный, чем длинный северный гребень. Многие газеты поместили сообщения, что Мачапучаре покорена Британской экспедицией 1957 г. Но это не верно. Согласно строго правдивому, скорее скромному, чем преувеличенному сообщению, связка Нойс — Кокс вернулась, не доходя примерно 40—50 м до вершины. Безусловно, это немного, а при восхождении на Канченджангу в 1955 г. нога человека тоже не ступала на вершину. Но там пришлось считаться с религиозными чувствами местного населения — альпинисты остановились в 1,5 м под вершиной, хотя можно было без труда подняться наверх. Но при восхождении на Мачапучаре это был не добровольный отказ. Изборожденная ледовая стена, ведущая к вершинному гребню, была исключительно трудной и требовала от альпинистов долгой напряженной работы. Расположение вершины точно не было известно, и к тому же переменилась погода. Все это вынудило восходителей отступить. Это было, безусловно, одним из сложнейших и опаснейших альпинистских мероприятий в Гималаях, но все же первовосхождением на Мачапучаре оно не было.
Автор текста: доктор географических наук — Г. О. Диренфурт (отрывок из книги «Третий полюс»)
Фотогалерея Мачапучаре:
Материал подготовили: Проект ALP
Спасибо, отличная статья! Давно искал информацию про эту экспедицию, но находил только на английском, а по причине того, что с английским не совсем дружу, то искал именно на русском :)
Какая красаввица!……
Да уж. красивая.. и неприступная. Непальцы не зря ее оберегают, возможно она для них действительно представляется священной, а возможно это всего-лишь коммерция — это как «замороженная» недвижимость, оставляют на потом как золотой фонд. Но последняя фраза- просто циничное моё предположение ;)
Жуткая и в то же время благоговейная красота… Как эталон для энциклопедии к разделу «ГОРЫ»
Спасибо за статью. Чудесная Гора с со своим сложным характером. Очень подробно описано восхождение, как-будто там побывал и Моди кхола и Сети кхола. Спасибо
Красотища.
Что ж ,когда-нибудь и она будет открыта.
Под определенным ракурсом похожа на нашу отечественную Гестолу (р-н Безенги)
Среди не хоженых путей? Один путь мой!