Видео от Пецеля, в котором показаны основные моменты организации страховки на льду при лазании по замерзшим водопадам: как правильно крутить ледобуры, как делать проушину Абалакова. А так же иллюстрации, показывающие основные моменты организации страховки на льду от Carlo Gabasio, гида UIAGM.

Вкручивать ледобур следует хорошо стоя на ногах и вбив оба инструмента в лёд. Придерживаясь за древко рукой одного инструмента, вы удерживаете баланс. Второй инструмент вбивается выше будущей точки, в нижнее отверстие на древке вщёлкивается оттяжка, через которую пропускается веревка —  это временный пункт страховки. Предварительно, перед восхождением, следует проверить, что карабин пройдет в это отверстие. Ледобур следует вкручивать на уровне между поясом и грудью.

Страховка на льду

Основные моменты, на которые следует обращать внимание при организации станций страховки на льду:
— Качество льда, которое должно обеспечивать достаточную прочность.
— Место расположения станции, которое должно выбираться с учетом возможного камнепада или падения льда, а так же предполагаемой линии движения лидера.

Основная проблема при организации страховки на льду, особенно на замерзших водопадах — качество самого льда. Сложно предположить, какую нагрузку выдержит лёд в каждой отдельной ситуации. Во время вкручивания ледобура можно только приблизительно, на основании сопротивления, оценить надежность этой точки, но для этого требуется большой опыт. Сопротивление при вкручивании должно быть значительным и равномерным.

Буры нельзя вкручивать в бугры, потому что именно в этих местах во льду самое большое напряжение. Перед вкручиванием ледобура место необходимо расчистить и выровнять, сняв внешний рыхлый слой.

Станцию следует организовывать на прочном и однородном участке льда, в стороне от линии движения (учитывая опасность падения кусков льда из-под лидера или его самого в случае срыва), в месте защищенном от возможных камнепадов.

Распространенный вариант организации станции — на двух ледобурах с компенсирующей петлей, с ограничительными узлами. Такая станция обеспечивает распределение нагрузки между двумя точками, узлы нужны чтобы минимизировать проседание станции при разрушении одной из точек страховки. Расстояние между бурами по вертикали должно составлять, как минимум, 50 сантиметров и выше в зависимости от состояния льда.

Чем острее угол между двумя ветвями станции, тем меньшая нагрузка приходится на каждую точку. Необходимо, чтобы этот угол был острым.

Острый угол — оптимальный вариант

Прямой угол — не рекомендуется
Тупой угол недопустим — нагрузка на точки слишком велика

Петля Абалакова

Петля Абалакова так же широко используется для организации станций на льду, особенно при спуске. Ее применение позволяет не оставлять снаряжение (кроме репшнура) на маршруте. Для организации станции Абалакова нужен длинный ледоруб, крючок Абалакова (Abalakoff hooker) и расходный репшнур.

Самый правильный способ дюльфера по водопаду — спуск на двух сблокированных петлях Абалакова, расположенных на расстоянии минимум 50 см. друг от друга. Петли должны быть сблокированы  так, что бы нагрузка распределялась равномерно между ними. Если водопад мокрый, а температура ниже нуля — верёвки могут обледенеть, в таких случаях можно оставить карабин для лучшего продёргивания. Две петли Абалакова — идеальный вариант, не всегда реализуемый в реальных условиях.

Подробнее про петлю Абалакова и петлю Андерсена.

Сначала ледобуром нужно высверлить во льду горизонтальное отверстие под углом около 45 градусов к вертикали. На расстоянии от него примерно 20 см. вбок — еще одно, направленное навстречу первому так, чтобы они пересеклись в дальней точке.

Извлечь ледобуры, продеть репшнур (7-8 мм.) в одно отверстие и вытащить его конец через другое, использую крючок Абалакова. Связать концы репшнура (при этом между ветвями, направленными вниз, должен быть острый угол — пояснения смотри выше).

Расстояние между отверстиями должно быть около 20 см (длина длинного ледобура) — в этом случае обеспечивается достаточная прочность станции. При уменьшении этого расстояния прочность существенно падает.

Материал подготовлен: Проект ALP

О надежности станций страховки на льду

Техника безопасности: как улучшить страховку во время зимних восхождений

От ls

Добавить комментарий