19 августа команда красноярских альпинистов: Антон Пуговкин, Александр Янушевич, Георгий Калита и Александр Жигалов — взошла на пик Хан-Тенгри по южной стене по варианту маршрута Свириденко, 6Б (с юга по Мраморному ребру). Маршрут был пройден за рекордное время — пять полных дней с четырьмя ночевками.

С 31 июля по 7 августа красноярцы акклиматизировались на классическом маршруте на Хан-Тенгри, поднявшись до высоты 6400. С 8-го по 14-е — отсидка в базовом лагере — в горы пришел циклон.

маршрут красноярской команды (вариант маршрута Свириденко), 6Б

14 августа после обеда команда красноярских альпинистов выдвинулась под начало маршрута Свириденко по юго-западной стене. Поставили первый лагерь и заночевали.

Восхождение с юга на Хан-Тенгри по маршруту Свириденко, 6Б

Вот что рассказывает Александр Жигалов о восхождении.

15-го августа наша команда начала своё восхождение на пик Хан-Тенгри по маршруту Свириденко 6Б к.с. А начало мы сделали своё, то есть вариант. По старым отчётам мы выяснили, что все группы нижнюю часть обходили по снежно-ледовому кулуару и лишь Свириденко лез по стене. А мы пролезли правее варианта Свириденко. Проработав 10 верёвок скалы, могу смело сказать, что по этому участку не лазил до нас никто, т.к. нет никаких следов пребывания человека.

Хан-Тенгри, маршрут Свириденко, 6Б

Затем мы прошли ещё около 5 верёвок и остановились на снежно-ледовом ноже, около 7 часов вечера. Вырубив во льду полку, мы поставили палатку и умудрились улечься на метровой полочке и уснуть.
16-го августа утром снова двинулись в путь. Впереди снежно-ледовый нож в верхней части около двух верёвок по расстоянию, угол наклона вырастает до 70 градусов. Потратив силы на крутом снегу, решено было поставить палатку под началом чёрных скал. Пока Антон с Саней (Янушем) оборудовали место для ночёвки, меня страховал Гоша, и мы с ним обработали 3 верёвки вверх по чёрным скалам.
17-го августа рано утром сняли лагерь и зажумарили по обработанным с вечера верёвкам. Затем я продолжил работу первым, проходя верёвку за верёвкой по миксту на ледовых инструментах. Хочу отметить, что на протяжении всего маршрута мы использовали одновременную схему движения. Это в разы увеличивало скорость передвижения.

Конец чёрных скал и начало длинного кулуара,который ведёт к началу снежных грибов, снято с траверса на чёрных скалах,

Когда я вылез в снежный кулуар, меня заменил Гоша. Затем через несколько верёвок Гошу поменял Антон. Впереди начинались снежные грибы, о которых было написано во всех отчётах, как о самом ключевом участке маршрута. Пока парни работали первую верёвку по грибам, я и Саня готовили площадку для лагеря.
Вечером уставшие, поужинали и забылись сном. Это место для ночёвки было удобнее предыдущих.

18-го августа я снова начал работу первым. Прожумарив обработанную с вечера верёвку, взял инструменты в руки и полез по нависающему снегу. С таким рельефом я ещё не имел дела. Очень спасала снежная лопата. Приходилось капать наклонные траншеи, вставать на уходящий из под ног снег и держаться за нависающий над головой снег руками. Выбирая на гребне площадку побольше, я садился в снег, упирался ногами и кричал: «Перила готовы!».

Так продвинулся на 3 участка и поменялся с Гошей. Затем Гоша проработал оставшиеся верёвки. И вот долгожданный гребень! Общее фото. Сложное позади, а впереди мраморное ребро- Серпы. Прошли по снегу к скалам и разбили лагерь.

19-ое августа. Утро ясное, но на горизонте видны облака, и по прогнозу обещают ухудшение погоды. Быстро сняв лагерь, мы начали движение вверх. Приятные мраморные скалы, которые я ощущал ещё будучи туристом, занимаясь в турклубе «Борус», тренируясь на мраморке в Саяногорске, п. Черёмушки, когда жил там.

На третьей верёвке у меня замёрзли пальцы на ногах, я поменялся с Гошей. А затем мы продолжили одновременное движение всей четвёрки.

Подъем по Мраморному ребру

19-го августа в 17:00 на вершине Хан-Тенгри (7010 м). Расправились флаги наших партнёров, и на фото запечатлелись счастливые лица Красноярских альпинистов. Мы совершили восхождение по маршруту Свириденко за рекордно короткое время: 4 ночёвки и 5 дней беспрерывной работы на высоте от 4000 до 7000 метров.

Затем следовал спуск по классическому маршруту до базового лагеря, с которого нас должен был забрать вертолёт в 20-ого августа в 7 часов утра.
Мы дюльферяли, затем шагали ночью через «бутылку» по леднику, уставшие и умотанные 26 часов. Пришли в лагерь в 6:30, а погода в своём репертуаре, и борт не прилетел, и на следующий день не прилетел.
Итак, побывав в этой экспедиции, первый раз на высоте, у меня сформировалось неординарное мнение. Моё стремление выполнить норматив «Снежного барса» угасло и перешло из первостепенных целей в жизни в разряд целей «в долгий ящик». Классические восхождения на «большие горы» я решил отложить до 30-ти лет. А технические стены на больших горах я готов мочить прямо сейчас. Хочу процитировать одно из своих любимых высказываний: « Всё, что ни делается, всё к лучшему».

Автор, фотографии: Александр Жигалов

Материал подготовлен: Проект ALP

Восхождение с юга на Хан-Тенгри по сложному маршруту Свириденко, 6Б

От ls

Добавить комментарий