Погода в этом году не баловала. Почти каждый день дождь, низкая облачность, а на высоте снег, крупа. Прекрасная возможность перезимовать лето.
Накануне, когда мы отмечались в КСО (контрольно-спасательный отряд), нам пообещали окно в 2-3 дня хорошей погоды. Сказали: «Это, правда, без ссылки на первоисточник». Вот теперь стоим перед дилеммой: сделать завтра акклиматизационный выход до скал Пастухова; а на следующий день планировать подъем на Эльбрус, или завтра же сразу идти в альпийском стиле. Выбираем «идти сразу», опасаясь, что погода долго не продержится. Несмотря на ранний подъем в 2.00, выходим в 3.00, когда уже впереди видна вереница людей с фонарями. Каждый определяет свой темп — идти долго, часов 5-6, а то и более. Рассчитывать приходится только на свои силы.
Медленно начинает светать. В районе скал Пастухова усиливается ветер, становится холодно. Надеваю на себя все теплые вещи, что есть в рюкзаке.
…Светает. Ярко-красная полоска восхода увеличивается в размерах. Природа просыпается. Сейчас самые красивые моменты утра. Дальше при свете дня все поблекнет, обретет другие черты.

Классический маршрут восхождения на Эльбрус

Выше скал Пастухова — затяжной наклонный подъем верх. Вот здесь и срабатывает внутренний барометр: на высоте шаги замедляются, появляется одышка, голова начинает трещать. Одним словом, все симптомы горной болезни. Мой барометр, похоже, настроен метров на 100-150 выше, потому что самочувствие нормальное. Смотрю вниз. Ребят пока не видно, но сомнения в том, что они идут, не возникает. Догоняю длинную цепочку иностранцев. Судя по говору, немцы. Они вышли гораздо раньше нас. Идут по всем правилам: шаг в шаг, со сменой ведущего. Зашоренные в костюмы из гортекса (ткань, сохраняющая тепло, но позволяющая телу дышать). В одной руке лыжная палка, в другой ледоруб на самостраховке (кусок основной веревки, которой ледоруб крепится к системе). На всех ботинки и кошки производства известных мировых фирм. Словом, прекрасно отлаженная немецкая машина. Невольно вспомнились строки Владимира Высоцкого:

Мерцал закат, как сталь клинка.
Свою добычу смерть считала.
Бой будет завтра, а пока
Взвод зарывался в облака
И уходил по перевалу.

…Немного добавляю в скорости и начинаю обгонять. В конце концов, это наши горы. Но, вероятно, не все иностранцы со мной согласны. Видя такие дела, три человека отрываются от общей массы и уходят вперед. Ну, у них своя школа, у нас своя. Собственно говоря, советская школа альпинизма никогда не пасовала перед западноевропейской. Но сейчас не об этом. Горы не для гонок. А коль уж очно сошлись, то надо, что-то делать. В ушах продолжают звучать слова:

А до войны — вот этот склон
Немецкий парень брал с тобою.
Он падал вниз, но был спасен.
И вот сейчас, быть может он,
Свой автомат готовит к бою.

…Бросаюсь вдогонку. Начинает сказываться высота. Пожалуй, достигнут и мой высотный предел. Такое впечатление, что запас скорости уже исчерпан, осталось уповать на выносливость. Я иду с интервалом 25-30 шагов. Потом, навалившись на лыжные палки, отдых. Они — 40 шагов. Потом отдых. Расстояние медленно сокращается. Вот один из троицы не выдерживает и после очередной передышки остается стоять на месте.

Ты снова здесь, ты собран весь.
Ты ждешь заветного сигнала.
И парень тот — он тоже здесь,
Среди стрелков из «Эдельвейс «.
Их надо сбросить с перевала.

…По всем раскладкам это был их день.» Они и вышли намного раньше. Ну и, вероятно, у них свои виды на то, чтоб в этот день быть первыми на вершине. Спортивный азарт или элемент престижа? И здесь кто-то со стороны, экипированный попроще, чем они, пытается обойти на подъеме. Естественно, соглашаться с этим неохота. Завязалась гонка на выносливость: у кого больше здоровья? Кому хватит сил держать темп?..
Вспоминаю свои занятия велоспортом, когда надо было напрягать все силы и терпеть боль в мышцах, чтоб удержаться за пелетоном. Сердце выскакивает из груди. Комок подкатил под горло. Глаза застилают слезы: то ли от ветра, то ли от полноты нахлынувших чувств.

Взвод лезет вверх, а у реки
Тот, с кем ходил ты раньше в паре.
Мы ждем атаки до тоски,
А вот альпийские стрелки
Сегодня что-то не в ударе.

…Впереди маячит спина уже только одного человека. Но он оказался упрямым и продолжает лидировать изо всех сил. Ну, немного осталось. Додавим.

Отставить разговоры/
Вперед и вверх, а там —
Ведь это наши горы.
Они помогут нам/

Спустя некоторое время стою на перемычке между Западной и Восточной вершиной Эльбруса. Впереди нет ни души. Сзади тоже никого. Ясно, что такое безмолвие долго продолжаться не может, минут 5-10 спустя здесь появятся люди, и закипит жизнь.
Я сел на рюкзак и принялся жевать все, что выдал щедрый наш завхоз. Солнце еще не добралось сюда, а потому было в меру холодно.  Минут через десять на перемычке появился «мой Ганс «, как я его окрестил. И тут наступила развязка: он, не останавливаясь, с недоумением посмотрел на меня и пошел на, Западную вершину, а наш путь лежал на Восточную. Вслед за ним потянулась и вереница его сотоварищей. Ну что же, будет у них сегодня праздник, они будут на той вершине первыми. И они это заслужили, верней, сделали своими руками или ногами. Может, так и лучше? Зачем портить людям их праздник?

Эльбрус, Приэльбрусье. Западная вершина — 5642 м, Восточная — 5621 м

Из архива Rico

Презентация Эльбрус 2013 г.

Сайт альпклуба «МОТОР»

Мы рады презентовать, сообществу любителей путешествий наш новый ПРОЕКТ «ЭЛЬБРУС 2013»!
Добро пожаловать в сказочный мир гор, с альпклубом «МОТОР».
Мы всегда рады будем видеть Вас в наших рядах и сделаем все возможное, чтобы Вы нашли себе здесь друзей, подруг, единомышленников, а может и что-то большее… :)

Восхождение с альпклубом «МОТОР» на Эльбрус
Восхождение с альпклубом «МОТОР» на Эльбрус
На вершине Эльбруса

С уважением руководитель альпклуба «МОТОР»
Виктор Скрыпников

Источник статьи: Проект ALP

От admin

5 комментариев для “Даешь Эльбрус или бой за перевал”
  1. Спасибо Татьяна!
    в Е-ный раз перечитываю очерк но при словах
    «Взвод лезет вверх, а у реки
    Тот, с кем ходил ты раньше в паре.
    Мы ждем атаки до тоски,
    А вот альпийские стрелки
    Сегодня что-то не в ударе.»
    слезы наворачиваются на глаза…
    Высоцкий был есть и будет сильным поэтом!

  2. »В конце концов, это наши горы»? Нахождение гор в РФ не дают права собственности приезжим россиянам. Разве что, только исконные горцы своими могут называть. Горы, ведь, ничьи.

  3. Ну простите… это звучало в контексте по отношению к иностранцам вообще…в даном случае к людям дальнего зарубежья.
    в действительности речь не шла о праве собственности…., а быстрей всего о месте где ты не однажды бывал …

  4. Жеков В.К. (Гость) :

    »В конце концов, это наши горы»? Нахождение гор в РФ не дают права собственности приезжим россиянам. Разве что, только исконные горцы своими могут называть. Горы, ведь, ничьи.

    При Советском Союзе не было разделения народа на россиян, украинцев или горцев. Был единый народ. А Виктор рос во времена Союза, так что все правильно он сказал — это наши горы и теперь, по отношению, например к Альпам или Гималаям. Те горы находятся в других странах, где мы не росли. Потому они для нас — не наши горы, мы туда ездим как в гости.
    Иными словами — эти горы наши, потому что нам они привычнее и роднее, чем далекие Гималаи или скажем Патагония. Там и рельеф другой, и высоты, и климат.

Добавить комментарий