В первой части статьи инструктор по альпинизму Марк Ривз (Mark Reeves) исследовал основы лавинообразования, а в этой части он расскажет, как оценивать опасность, подмечать тревожные признаки и оставаться в безопасности.
Лавину никогда невозможно предсказать со 100% вероятностью, однако мы можем поменять счет в нашу пользу, взяв на вооружение некоторые приемы. Первый – это читать сводки службы информирования о лавинной опасности для местности, куда вы отправляетесь, еще до того, как выйдете из дому. Также, можно использовать подход ПЛМРС (WARTS) (Погода – Лавиноопасность – Маршрут – Рельеф – Снежный покров) при оценке опасности, помогающий делать это на практике в горах. Каждый может делать это самостоятельно, где бы он ни находился, ведь ваша безопасность является вашей же ответственностью.

Планирование зимнего выхода должно начинаться задолго до появления в точке назначения. Проверяйте прогноз погоды, блоги инструкторов и лавинные прогнозы.
Лавинный прогноз
Взгляните на прогноз, например, Шотландской службы информирования о лавинной опасности. Первое, что вы увидите – это так называемый лавинный круг. Он разделен на восемь частей, отражающих опасность осова (СВ, С, СЗ и т. д.). Центр круга – это высшая точка района, который отображает данный прогноз. Внутреннее кольцо (наименьшего диаметра) – это среднее значение высоты между высшей и низшей точками снежного покрова, ну, а наружное кольцо – это наименьшая высота, на которой вы найдете снег. Цвет отображает лавинную опасность и большинство прогнозов мира используют такие же обозначения (детальнее здесь).
На этом круге мы сразу видим, что на высоте около 1100 м лавинная опасность категории 3 с несколькими участками категории 4 на определенных сторонах склона. Впрочем, лавинный круг дает лишь обобщенный обзор лавинных условий, посему, чтобы лучше понимать, что происходит и каковы риски, следует обратиться к тексту прогноза.
Он зачастую начинается с обрисовки общих погодных условий: «По-прежнему будет холодно, без осадков. Ветер восточный, слабый либо умеренный».
Прогноз стабильности снежного покрова и лавинной опасности гласит: «Ожидается незначительное изменение стабильности снежного покрова. Слабо сцепленные снежные пласты ожидаются на юго-восточных, южных и западных склонах на высоте от 800 метров. Участки снежных наносов будут локально встречаться и на других склонах. Лавинная опасность значительная».
Из этого прогноза мы видим, что лавинная опасность обусловлена снежными наносами, преимущественно на определенных склонах. Однако они также предупреждают нас о возможных наносах, формирующихся при боковом ветре на изрезанном рельефе, что происходит не только на подветренном склоне (см. часть 1 этой статьи). Круг показывает обобщенные условия; следует избегать снежных наносов на всех участках, в особенности на юго-восточных, южных и западных склонах выше 900 метров.
Вы можете поместить лавинный круг на карту района, куда собираетесь? Некоторые рисуют его прямо на карте, дабы не забыть (см. рисунок справа).
Туристы и альпинисты должны всегда изучать лавинный прогноз, оценивая возможный риск для себя. Тут-то и пригодится подход ПЛМРС (WARTS).
ПЛМРС (WARTS) – оценка риска и планирование
Всегда помните, что любой прогноз – это всего-навсего прогноз. Информация, которую он предоставляет – это лишь предвидение возможного, но никак не гарантия.

Лавинный прогноз основывается на прогнозе погоды для данного района (который сам по себе – тоже лишь предсказание), объединенный с наблюдениями за состоянием снежного покрова. Туристам и альпинистам следует дополнять эту информацию своими собственными наблюдениями и оценками. Тут-то и пригодится подход WARTS.
ПЛМРС (WARTS) – это акроним, помогающий вам запомнить все аспекты оценки лавинной опасности: Погода, Лавинная сводка, Маршрут, выбранный вами, Рельеф и температура, а также Снежный покров. Его следует использовать как при планировании выхода, так и в полевых условиях. Очень важно уделять время анализу информации и обдумыванию действий, ведь всегда лучше перестраховаться.
ПЛМРС
П – Погода
Изучайте прогноз погоды
Соответствует ли он действительности?
Наблюдайте за погодными изменениями в полевых условиях
Загляните в блоги гидов/инструкторов для ознакомления с историей погоды
Л – Лавины, уже сошедшие, а также ориентация склона, его высота, угол крутизны и то, что находится над вами.
Изучайте лавинный прогноз.
Были ли замечены сходы лавин?
Какая сторона склона наиболее опасна?
На какой высоте наибольшая лавинная опасность?
Что (или кто) находится выше вас (карнизы, снежные наносы)?
М – Маршрут
Куда ведет маршрут?
Безопасен ли он в плане подхода и спуска?
Лишен ли он опасностей, связанных с ориентацией склона и высотой?
Можете ли вы выбрать безопасный в плане рельефа маршрут, избегая снежных наносов или идя по безопасным участкам?
Р – Рельеф и температура
Есть ли какие-то ловушки на этом рельефе (овраги, карнизы, выпуклые склоны)?
Есть ли на рельефе «якоря» (растительность, валуны), или это длинный голый склон?
Нет ли внезапного повышения температуры?
С – Снежный пласт.
Снег – это последнее, на что следует обращать внимание, особенно при выходе, его состояние должно лишь подтверждать ваши выводы, сделанные на основе наблюдений за перечисленными выше критериями.
Планирование
Планировать зимний выход следует перед приездом в пункт назначения. Наблюдение за погодой в течение нескольких недель, предшествующих выезду – прекрасный способ отследить наибольшие снегопады, а также оттепели и последующие морозы, стабилизирующие снежный пласт. Затем проверяем последний прогноз на интересующие нас даты и выезжаем.
Также рекомендуется посещать блоги гидов и инструкторов, поскольку многие из них пишут в отчетах, где они сегодня были и каково состояние снега в горах. В этих отчетах зачастую публикуются фото, на которых видно скопления снега и можно судить о его состоянии.
Наконец, изучение прогноза служб информирования о лавинной опасности покажет, как эти погодные изменения повлияли на снежный покров – по крайней мере в одном из нескольких районов, охватываемых этим прогнозом. Сотрудники службы дополняют прогноз своими наблюдениями, которые могут быть полезной информацией.
Все это должно помочь вам спланировать вашу вылазку еще перед тем, как вы покинете свою теплую комнату. Такое «диванное» планирование – основа вашей безопасности в горах.
Также неплохо иметь парочку «планов Б» в запасе, скажем, маршруты, не предполагающие значительного набора высоты, или проходящие по местности с низкой лавинной опасностью. Обратите внимание, что добраться из одного района в другой – зачастую не отнимет много времени, поэтому, выехав пораньше, можно объехать опасные склоны стороной и совершить безопасное восхождение.
Оставляйте записку
Отправляясь на зимнее восхождение, либо оставляйте записку близким, либо договаривайтесь о контрольном сроке выхода на связь с кем-то, кто знает, что вы планируете и знает, что предпринять в том случае, если вы не объявитесь к контрольному сроку. Четко оговаривайте место парковки, модель и номер вашего автомобиля, детали предполагаемого маршрута а также срок, по прошествии которого вас следует считать пропавшим. Эта информация пригодится любой спасательной службе, ибо первое, с чего они начнут – это определение местоположения вашей машины. Ваш маршрут также поможет им сузить район поисков.
Если вы меняете в маршрут, и все еще находитесь в зоне покрытия мобильной связи – отпишитесь по поводу изменений. Поскольку в горных районах со связью плохо, то хотя бы пошлите весть о себе, как только вернетесь в зону мобильной связи. Если поймать сигнал не удается – остановитесь в ближайшем пабе и отзвонитесь близким.
Начинайте наблюдения
В час Ч оценка ситуации должна начинаться с момента подъема. Выгляните в окно и убедитесь, что прогноз верен. Что со снежным покровом – он увеличился или уменьшился, и как это соотносится с прогнозом? Припарковавшись в пункте назначения, проверьте направление ветра на пике или цирке, куда вы держите путь. Опять-таки соотнесите данные своих наблюдений с лавинным прогнозом.
Наблюдения должны продолжаться при подходе к утесу или горе. Определите, куда собирается снег – это поможет найти места, где формируются снежные наносы и более тяжелые пласты снега нагружают склон, создавая лавинную опасность. Есть ли расчищенные ветром слоны? Если да, то они более безопасны и по ним легче идти.
Есть несколько признаков, по которым можно определить направление ветра.
Накопления снега
На фото ниже видно, что ветер переместил снег с левой стороны гребня на правую. Подобное выветривание и перенос снежных масс может происходить на всех склонах из-за сложной формы гор.
|
Изморозь (иней)
Изморозь образуется, когда очень охлажденный водяной пар встречает замерзшее препятствие (камень, столб и т. п.) Вопреки интуитивному представлению, изморозь нарастает С НАВЕТРЕННОЙ стороны, а не с подветренной, поэтому это еще один указатель направления ветра.

Заструги
Это созданные ветром образования на снежном покрове, отличающиеся крутыми и зачастую неправильной формы краями, всегда ориентированные на наветренную сторону. Противоположная подветренная сторона представляет собой длинный пологий склон. На фото заструги ветер дул слева направо.

Заснеженные следы
Заснеженные следы – интересное явление зимы, образуются при проходе человека по свежему не схватившемуся снегу. Когда отпечатки затвердевают и становятся прочными, переносимый ветром снег накапливается в них по определенному принципу. И что мы видим? На фото ниже снег собрался с подветренной стороны следов.

Растрескивание снега
Если во время ходьбы от ваших следов расходятся трещинки – это говорит о том, что снежный пласт легко разрывается. Если вы не зашли слишком далеко – следует повернуть обратно. Такой снежный покров явно нестабилен.
Лавинная активность
Тут и говорить не о чем – если вы видите лавину или вынос уже сошедшей лавины – это явный признак того, что лавинная опасность крайне высока. Если лавина сошла по тому склону и на той высоте, куда вы собирались – меняйте план или поворачивайте к пабу. Как говорится, горы останутся на месте до завтра – вам желаю того же.
Другие признаки, на которые следует обращать внимание
Контролируйте температуру. Если вы чувствуете, что она поднялась выше нуля – берегитесь; высокая температура уменьшает стабильность снежного покрова, нарушая сцепление снега или уменьшая сопротивление между слоями. Если достаточно тепло для дождя, то снежный покров будет подтаивать и ослабляться, и в то же время его вес будет увеличиваться от пропитывания водой.
Многие альпинисты, имеющие опыт зимних восхождений, обладают шестым чувством. Порою им просто не по себе. Возможно это ощущение снега под ногами, которое, когда привыкаешь к нему, прекрасно информирует тебя об изменениях в жесткости, глубине и структуре снежного покрова. Особенно важно не пропустить звук, издаваемый при ходьбе по снежному наносу – я описал его в первой части статьи.
Вооружившись результатами наблюдений…
Прибавив личные наблюдения к данным прогноза, можете переносить вырисовавшуюся ситуацию на карту. Нарисуйте карандашом или мысленно зоны, куда можно и куда нельзя. Как вариант – отметьте опасное направление на компасе (или GPS), чтобы избегать склонов с опасной пространственной ориентацией. Можете даже изменить маршрут с учетом полученной информации при подходе. На протяжении всего выхода используйте все эти знания, избегайте опасных зон, принимайте решения о разумности продолжения восхождения на месте. Проходит ли траверс склонов под оптимальным в плане лавинной опасности углом, можно ли избежать траверса? Является ли склон длинным и голым или на нем есть островки безопасности, работающие как якоря для снежного покрова? Не проходит ли ваш маршрут под оврагами или карнизами, представляющими опасность, и если да, насколько быстро вы можете пройти этот участок? Не забывайте и о выпуклых склонах – можно ли обойти их верхушки, которые могут легко обрушиться?
Лавины – основы. Часть 3 – Снежные наносы
Автор статьи: Марк Ривз (Mark Reeves)
Оригинал на английском: http://www.ukclimbing.com/articles/page.php?id=5179
Адаптированный перевод: Роман Богуш (г.Херсон)
Источник перевода: Проект ALP
На этот перевод статьи распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта!