В его активе соло восхождения до 8а+, и пройденные редпойт до 8с. Метт Буш (Matt Bush), 28 лет, из Южной Африки — один из немногих, кто во времена спортивного скалолазания совершает сольные восхождения из-за любви к свободе движений. Метт начал заниматься скалолазанием 10 лет назад, и спустя 5 лет начал испытывать свои физические и психологические возможности, лазая спортивные маршруты… без страховки. Он объясняет, что лазание фри соло требует серьезной подготовки и ясности ума, и что можно натренировать сознание перебарывать страх.
Интервью с Метт Буш:

Когда ты начал лазить?
— Как и многие дети, в юности я лазал по деревьям. Стремление залезть куда-нибудь было всегда, насколько я себя помню. Скалолазанием я начал заниматься когда мне было 18 — я лажу уже 10 лет.
Когда ты начал лазить фри соло?
— Пять лет назад.
Что привело тебя к лазанию фри соло?
— Я жил в небольшой деревушке, расположенной среди складчатых гор в Западной Капской провинции. Она называется Монтагю (Montagu), и известна своими винами и необычными горными образованиями. У меня не всегда был там партнер по лазанию, и я вынужден был лазать соло. Сначала меня пугала идея лазить таким образом, но пройдя несколько маршрутов свободным лазанием, я понял что идея фри соло и реальность фри соло могут отличаться очень сильно. Я могу сказать, что потребность в лазании соло идет изнутри меня, и этот опыт motivated свободой движения.
Кто является для тебя образцом в свободном лазании?
— Поскольку соло — это очень личный опыт, у меня нет кумира среди солистов, хотя я конечно читал об Алене Роберте, «французском Спайдермене», и его соло прохождение мультипитча 8b, сделанное в начале 90-х, произвело на меня сильное впечатление.
Что тебя привлекает в соло?
— Свобода движения без всяких ограничений.
Тебя больше привлекает «чистота» соло лазания, или риск?
— Я не лажу соло в поисках сильных впечатлений, или адреналина. Для меня соло — некое искусство свободного движения. Лазание соло включает в себя процесс сосредоточения до состояния абсолютной веры в себя и в маршрут. Это опыт спокойствия и безмятежности.
Я лучше всего лажу, когда я лезу соло, но я не всегда лезу соло. Для меня это только часть скалолазного опыта, хотя возможно самая волшебная часть. У меня есть четыре точки страховки — мои руки и ноги. И я учусь использовать их безопасно.


Тебе не приходит в голову, что ты может быть подаешь плохой пример другим молодым скалолазам?
— То, что я люблю смотреть proximity flying (полеты в вингсьюте вблизи рельефа), не значит, что я схвачу вингсьют и прыгну со скалы. Я понимаю, что нужны годы тренировок и опыта, чтобы заниматься этим. Необходимо пройти ступени обучения, чтобы перейти к полетам. Так же и с лазанием соло: движение к большому лазанию соло — это последовательный процесс, и я не думаю что мои действия определяют действия других скалолазов.
Все, что человек делает, осознано или нет, — это его личный выбор и только он несет ответственность за него. Это экзистенциальная свобода. Я не могу нести ответственность за решения других людей, только за свои, моя ответственность — это мои решения, и в лазании и в жизни.
Как ты выбираешь маршрут для соло? Пролазишь ли ты его сначала со страховкой? Как ты решаешь, что время (лезть соло) пришло?
— Лазание фри соло — это путь от выбора вдохновляющей меня линии до абсолютного знания маршрута и стиля движений, которые дают естественную и непрерывную последовательность движений.
Лазание со страховкой почти всегда часть процесса получения этого знания, кроме того, когда речь идет о фри соло онсайт. Лазание со страховкой позволяет мне узнать последовательность движений настолько хорошо, что когда я принимаю решение лезть соло, все происходит само собой.
Ты когда-нибудь спускался лазанием с маршрута, если понимал, что сейчас неудачный момент?
— Нечто в роде того: маршрут назывался Point Break (7c). Я лез соло и чуть меньше, чем на половине маршрута я начал терять последовательность движений. Тогда я остановился, сделал глубокий вдох и сосредоточился. Я вернулся на линию маршрута и закончил его.
Что самое опасное во фри соло, психологически?
— Психологическая блокировка. Это когда тело реагирует на мысли (мысль о падении, ненадежности рельефа и т.п.) так, как будто это случилось на самом деле. Это может произойти в любой точке маршрута, и наполняет тело парализующим страхом. Многие из моих тренировок направлены на развитие самоконтроля, чтобы нейтрализовать подобные ситуации. Блокировка может случиться в любой точке маршрута. Важно, как ты совладаешь со страхом в тот момент, когда он придет. Действовать спокойно, ощущая страх — это цель моих тренировок к соло восхождениям.


Ты когда-нибудь лазил фри соло онсайт?
— Да, мультипитч 7a.
Что об этом говорят твои друзья?
— Мои товарищи относятся положительно, я ни разу ни слышал от них «ты не должен делать этого» или чего-нибудь подобного. Мои товарищи простые парни, мы беспокоимся друг за друга, но уважаем чужую свободу выбора. Они понимают, почему я лажу соло.
Ты лазишь соло, когда кто-нибудь есть рядом?
— Да, иногда рядом бывает товарищ, иногда — кто-нибудь совсем не знакомый. Когда-то я лез соло, и там был парень, который наблюдал это со стороны. Я не имел понятия, что он был рядом, пока он не написал об этом на форуме и я позже не прочитал. Бывает по-разному и зависит от ситуации.
Как ты выбираешь маршрут?
— Как правило, это должна быть красивая линия. То есть выбор происходит из моего понимания о красоте линии, и со временем оно меняется. Когда-то меня вдохновляли пещерные маршруты, сейчас — большие стены. Часто при выборе линии меня вдохновляет местность, где расположен маршрут и чувство, которое это место вызывает. Эти природные аспекты и вдохновляют меня.


Какой твой следующий проект?
— Сейчас я разведываю стены (big walls) в Западной Капской провинции. Некоторые из них — это сложные мультипитчи, другие — более простые одноверевочные маршруты. Однако сейчас мои проекты не связаны со скалами. Мой самый большой проект сейчас — это курсы скайдайвинга (парашютный спорт). Это очень захватывает, как бесконечный путь, преподносящий постоянные сюрпризы. Абсолютное приключение для меня включает скалолазание и полеты. Какой соло проект следующий… время покажет.
Автор статьи: Elena Corriero
Адаптированный перевод: Леонид Смидович (г.Харьков)
Источник перевода: Проект ALP