Продолжая тему об освоении новых скалолазных районов, хочу затронуть вопрос о технике пробивки маршрутов. Эта на первый взгляд простая тематика содержит в себе много тонкостей, соблюдение которых влияет на качество, удобство и безопасность анкеровки. В российском интернете статьи на эту тему отсутствуют почти полностью. Единственное исключение — замечательная статья Сергея Ковалева. Немногим более богаты и зарубежные web-ресурсы. Однако немного покопавшись, мне удалось найти объемный материал, затрагивающий процесс анкеровки маршрутов во всех его тонкостях. Перевод этого ресурса я и хочу предложить читателю.
Количество дополнительного снаряжения, которое понадобится вам при пробивке маршрутов, зависит от масштабов и стиля работы. Пробивка короткого проекта с легким доступом на вершину скалы разительно отличается от пробивки «снизу вверх» длинных, нависающих или многоверевочных маршрутов.
У каждого свои собственные методы, но рекомендации в этой статье отражают мои личные предпочтения, а также методы работы многих других подготовщиков, которых я знаю, и могут стать необходимой основой для работы.
Страховка
Обычно (в идеале) вы пробиваете маршрут, имея доступ на вершину скалы, то есть вам нужны точки для верхней страховки. Если вам повезет, то найдется много мест, где можно обеспечить страховку: трещины, дырки, деревья и т.п. Я не люблю полагаться только на закладные элементы, поскольку никто не может дать гарантии, как они себя поведут в процессе работы при рывках и перемещениях веревки. Я стараюсь установить как минимум одну надежную точку (песочные часы или шлямбур), даже если придется самому ее высверливать.

Если возможности для натуральной страховки отсутствуют, я просверливаю глубокие (400 мм) отверстия 12 мм в диаметре (Прим. перев.: по видимому, речь идет о так называемой «проушине Абалакова»). Часто можно найти естественные углубления в рельефе, которые надо лишь немного досверлить и получить требуемую точку страховки, аналогичную «песочным часам». В противном случае можно просверлить сквозное отверстие через угол на достаточном расстоянии от края (достаточно 15 сантиметров). Проверьте рельеф на наличие трещин, раковин и капилляров, которые могут снизить прочность породы в этом месте. Скруглите острые кромки отверстий. Продеть через получившееся отверстие можно как стропу dyneema, так и кусок веревки, что предпочтительней, поскольку веревка медленней изнашивается и ее не так жалко.
Однако способ, рассмотренный выше, может быть очень ресурсоемким, значительно быстрее и эффективней поставить пару шлямбуров. Я использую дешевые стальные болты (диаметр 8 мм достаточен), сверлю под них более глубокие отверстия, а после использования снимаю уши и забиваю болт в скалу. Если вы хотите пробить на этой скале несколько маршрутов, не поленитесь и сразу забейте несколько анкеров примерно в пяти метрах друг от друга. В дальнейшем это сохранит вам много времени и нервов.
Конечно, на вершине не всех скал можно найти деревья или даже отдельно лежащие камни для страховки. Здесь вам могут понадобиться колышки, которые непосвященным могут показаться ненадежными. Ниже будут представлены тесты таких колышков, которые покажут, что именно и как лучше использовать для организации такой страховки.

Страховочная станция
Используйте для станции веревку! 15 метров статической веревки значительно облегчит вашу жизнь. Пробивая скалы за границей, чтобы сэкономить на багаже, мы обычно покупаем в местном магазине снаряжения 10-миллиметровую полиэстеровую веревку, которую потом бросаем. Нейлоновую лучше не брать, потому что она больше тянется. Ввяжите оба ее конца в свои страховочные точки, после чего завяжите «восьмерки» по обоим краям, куда вщелкните рабочую веревку.

Читать полностью материал в нескольких частях на сайте: goclimb.info
Часть 1 — Страховка
Часть 2 — Бурение
Часть 3 — Установка анкеров
Часть 4 — Страхуемся колышками
Часть 5 — Клеевые анкеры
Часть 6 — Клей
Часть 7 — Устанавливаем болты
Часть 8 — Долговечность
Оригинал статьи: http://www.bolt-products.com/Glue-inBoltDesign.htm
Перевод: Алексей Зубенко