3 июля 1990 г. в 21:30 со склонов пика Ленина в результате землетрясения в Афганистане сошла мощнейшая лавина, которая погребла под собой палаточный лагерь на высоте 5З00 м. Продолжительные поиски пропавших альпинистов не дали результатов. В результате пропало без вести 36 человек (обнаружили только четыре тела: Лены Ереминой – Ленинград, Наташи Марчук – Чимкент, Энрика Рока – Испания, Яна Штефана – Чехословакия). Из 42 альпинистов спаслись только двое – Алексей Корень (из Ленинграда) и словак Миро Грозман. Из архива клуба альпинистов «Санкт Петербург».
Виталий Попов, один из членов федерации альпинистов Кыргызстана, рассказал, что спустя 17 лет после трагедии произошедшей на пике Ленина в 1990 году таящий ледник вынес тела погибших альпинистов на высоте 4200 метров.
— Когда были найдены останки?
— В августе 2008 года, недалеко от первого лагеря, на поляне Ачик-таш, под пиком Ленина, смотрители лагеря обнаружили останки 8 альпинистов. Есть версия, что это тела питерских альпинистов, которые погибли при сходе лавины в 1990 году. Документы мы, конечно, не проверяли, да и вообще к телам не прикасались. Суеверие не позволило даже прослушать запись кассеты из разбитого плейера одного из погибших. Идею самостоятельно спустить тела также отвергли сразу. Без специального оборудования останки, замерзшие много лет назад, транспортировать небезопасно.
— То есть тела спускать никто не собирается?
— Эвакуация тел обойдется очень дорого. Чтобы добраться до первого лагеря на вертолете нужно около 3000 долларов, помимо этого оборудование, команда медиков, спасателей… В данный момент никто из местных альпинистов не в состоянии оплатить эвакуацию, да и в федерации альпинизма таких денег конечно нет. А сделать это нужно – тела вынесены очень низко на высоте 4200, в двух шагах от базового лагеря. Там люди пьют воду с ледника. Да и просто с этической точки зрения – тела просто разбросаны по подножью ледника. В прошлом году мы пытались связаться с клубом альпинистов в Санкт-Петербурге, чтобы просить у них помощи — но безуспешно. Могут помочь только родственники погибших. Но где их найдешь спустя столько лет?
Вообще, каждый альпинист должен вносить членский взнос в фонд, федерацию или клуб. Потом на эти деньги-то и производится экстренный спуск пострадавшего, или, не дай Бог, погибшего.
— Какие меры предприняты для предотвращения подобной ситуации? Проходят ли приезжие искатели приключений регистрацию перед подъемом на гору?
— Очень редко. Иностранцы пользуются услугами туристических фирм и в случае возникновения ЧС им вряд ли окажут квалифицированную и оперативную помощь. Нередко приезжают без копейки, потом в лагерях сигареты и еду выпрашивают. Бывает и наоборот, на восхождение тратятся тысячи долларов. Но это не гарантирует своевременную помощь.
В цивилизованных странах, в лагерях дежурит вертолет альпинистов-спасателей. Есть надежный метеосервис, за движением льда и активностью земной коры постоянно следит сейсмограф. Минимум — есть все необходимое снаряжение для поисковых и спасательных работ. Естественно, в нашей стране, этого нет и не будет. В лучшем случае работает несколько инструкторов лагеря практически «голыми руками».
Официально:
Лях Владислав Петрович главный специалист кафедры в государственном центре подготовки спасателей МЧС прокомментировал сложившуюся ситуацию:
Несколько раз предпринимались попытки «очистить» горы. Была даже некая организация, которая получала гранты для этих целей. Боголюбов Владимир председатель федерации экстремального туризма пытался, своими силами решить проблему, но тоже неудачно.
И тут дело даже не в том, что тела никто убрать не может. Проблема в том, что каждый год их становится все больше и больше. На Победе тоже лежат тела альпинистов, и дела нет никому. В этом году тоже несколько человек остались в горах навсегда, пропали без вести. А где искать? Где маршрут? Куда вообще эти люди собирались идти?
Были попытки МЧС – объявить обязательную регистрацию. Через СМИ искателям приключений рекомендовали заранее побеспокоится о своей безопасности. Но в законе написано, что туристы могут гулять как хотят и где хотят!
Я считаю, нужно обязать всех регистрироваться в МЧС. Ведь каждый год к нам едут со всего мира. В горы лезут все, кому не лень. Теряются, пропадают и падают. Вертолеты их ищут, а час полета для МСЧ обходится порядка тысячи долларов. «Одиночки» иностранцы сильно портят имидж страны из-за собственной неопытности. А когда пропадают – это сразу страна виновата.
Вот простой пример: 6 июля Игорь Кононов отправился в горы с отцом. Они каждый год туда ходят. Игорю захотелось пойти дальше, по сложному маршруту, и подняться на ледник. Перевал Алтынтор Южный 2А, высота 4100 м. Ледник. Рядом перевал ветеранов ААА вдоль реки Аламедин. Отца отправил домой, а сам пошёл дальше один. И не вернулся. Пропал. По схеме пути он пошел на Алтын-то, а отец заставляет искать на южном Алтын-торе, это абсолютно разные места, а что делать?! Так и не смогли его найти.
Очень часто не хватает подготовки частных гидов. Два года назад группа шведов 6 человек приехали с питерским гидом. Группа вернулась, а гид заблудился, какие еще нужны аргументы?!
Получается что в республике которая всеми силами зазывает туристов и альпинистов со всего мира, нет элементарных условий для отдыха – напрочь отсутствует инфраструктура, так более того отдых в Кыргызстане стал попросту опасен для жизни. У нас в республике работают 8 или 9 спасательных фирм, но ни у одной из них нет сертификации. МЧС может их сертифицировать, но для этого нужен соответствующий закон и поддержка государства. Как еще можно решить множество скопившихся проблем? Когда в километре от альплагеря лежат разбросанные останки погибших альпинистов и никому дела нет, когда местные предприниматели приезжают сюда на лето заработать денег после себя оставляют горы мусора. А если на очередном «слете Санта Клаусов», группа иностранных туристов наткнется на останки альпинистов? Или сама пропадет без вести…
Авторы статьи: Максим Слуцкий и Екатерина Романова
Фото: авторов и из личного архива Виталия Попова
Как по мне, публиковать фотографии трупов неэтично!
А то, что трупы не убираются и лежат как (простите) «мусор» на горе, это этично?
У нас сайт про альпинизм, а не развлекательно-туристический портал. Люди должны знать, что альпинизм — это не сказка. Это черный, неблагодарный труд и опасный вид спорта.
Я бы все-таки сопроводил этот материал некоторым редакционным комментарием.
Судя по всему, текст 2007 (1990+17) года — именно тогда первый раз массово вытаяли останки. В 2008 ситуация повторилась… все это лежало на леднике в полукилометре выше лагеря на 4400.
Появилась инфа в инете, фотографии и пр. Кстати, большинство фото достаточно быстро убрали. Мне лично мои «суеверия» не позволили даже фотографировать…
За этим последовали бурные дебаты и в инете и в Питерской федерации — на самом деле много проблем, и не только финансовых. Нельзя просто закопать найденные останки, даже если их происхождение очевидно — нужен целый ряд официальных телодвижений.
В прошлом году все найденные на тот момент останки и фрагменты снаряжения были захоронены на Луковой поляне
http://www.risk.ru/users/vpvova/7840/
Хотя наверное вытаивать будет и дальше — просто та часть ледника, куда был в 1990 сброшен лагерь, доползла до 4400.
З.Ы. техт ИМХО имеет несколько скандальный тон (возможно это отголоски каких-то внутрикиргызских разборок). коммент «специалиста» — вообще бла-бла-бла не по теме.