Последний день апреля для севастопольских спасателей был очень тяжелым. Срывы на маршруте «Подарок” и на маршруте контрфорс Филатовой. Первый сигнал тревоги пришел из района Чертовой Лестницы на Южном Берегу Крыма. Спас-отряд выехал незамедлительно.
Активизация спортивно-туристической деятельности в горах Крыма в этом году пришлась на конец апреля. Скалолазы и альпинисты со всей Украины и их российские коллеги ринулись на прогретые солнцем скалы Южного Берега Крыма. Впервые за многие годы даже очереди на самые популярные маршруты выстроились. В субботу вызов спасотряда не обещал продолжения. Обычный, вроде срыв. И оперативная работа. Можно забыть и расслабиться.
В последний день месяца утром в Коммунальную аварийно-спасательную службу Севастополя поступил сигнал об аварии в группе восходителей на стене горы Мердвень-каясы. На маршруте «Подарок» 4-Б категории сложности лидер в группе заблудился, отклонился от классики и вышел с монолитной плиты на развалюху камней. Спортсмен вывалил на ногу огромный блок и сам сорвался вниз. Наблюдатели сразу вызвали спасателей.

Инструктор спасслужбы Сергей Плотицын отмечает, что падение камня вызвало травматическую ампутацию пальцев правой ноги, скальпированные раны голени и переломы костей. Решение было однозначным – поднимать страдальцв на вершину, а потом машиной доствить в больницу села Орлиного в Байдарской долине. Добраться к пострадавшему оперативно удалось благодаря внедорожнику спасателя-общественника Юрия Круглова. Мастер спорта, Снежный Барс, участник многочисленных спасработ в различных горных системах мира хорошо знает маршруты Крыма. Он принял активное участие в спасательной операции.
Спасатель Севастопольского отряда Евгений Ермаков рассказал, что после завершения спасработ и отъезда машины с пострадавшим было решено всем спасателям самостоятельно спуститься по Чертовой лестнице к старой ялтинской дороге и там ожидать машину. Но отдохнуть не довелось.
Второй сигнал тревоги поступил, когда спасатели сворачивали снаряжение. На вершину Мшатка-каясы ведет множество интересных маршрутов. Едва ли не самый популярный среди них – контрфорс Филатовой 3-Б категории сложности. Довольно монолитная скала, обилие естественных щелей и трещин для закладки страховочных элементов делают маршрут излюбленным местом тренировок альпинистов. Лидер связки на этом маршруте (на ключевой веревке ниже большой обломанной сосны) сорвался и пролетел по вертикали достаточное для тяжелой травмы количество метров. Наблюдатели подали сигнал тревоги. Спасателям не удалось даже упаковать веревки после первых спасработ. Тяжесть травмы не позволяла медлить. Вызвали подкрепление и приступили к организации транспортировки. Юрий Круглов уже отвез первого пострадавшего в больницу и прибыл как нельзя во время для организации новых спасработ. Падение на большую глубину, перелом двух позвонков, потеря сознания осложняли транспортировочные работы.

Сергей Плотицын считает, что и в этом случае транспортировка на вершину была оправданной. Срыв произошел на ключевой последней веревке. По мнению одного из ветеранов севастопольского альпинизма, инструктора спасслужбы Александра Ярунова причиной аварии является недостаточная подготовка спортсмена к маршруту такой сложности, преувеличение своих возможностей и отсутствие тренировок на естественном рельефе. Злую шутку со многими скалолазами играет привычка лазания на стендах с судейской страховкой. Но этом маршруте была необходимость устанавливать свои точи страховки. Сделано это не было вообще. Либо, недостаточно правильно. Спасатели – не следственный орган. Они могут всех тонкостей происшедшего и не знать. Их задача – снять страдальца со стены и передать медикам. В худшем случае, работникам прокуратуры. Они услышали только то, что обе группы участвовали в сборах днепропетровских альпинистов. Иные подробности всплывут позднее.

Еще одни спасработы, в предыдущую субботу, не менее сложные, но на грани юмора, сразу потерялись в масштабах аварий 30 апреля. Восходитель на маршруте «Крокодил» стены Кильсе-Бурун особо не рисковал при срыве. Стационарные крючья надежны, свои точки установлены правильно. Вроде — летай сколько хочешь. Злую шутку сыграла экипировка и не совсем правильное размещение снаряжения на обвязке. Якорный крюк на карабине болтался сам по себе. При срыве спортсмен ударился о скалу тем местом, где нога теряет свое название и вогнал в это место тот самый крюк на 10 сантиметров. О продолжении восхождения речи быть уже не могло. Спасатели – большие юмористы. А иначе они бы и не выжили на своей работе. Передав пострадавшего врачам, они одновременно произнесли фразу «Нашел себе приключение на пятую точку».
Автору этих строк пришлось в свое время не раз пройти оба маршрута. Интересные варианты открылись после установки стационарных точек страховки. Можно уже было не брать с собой молоток и скальные крючья. Но закладные элементы требовали навыков обращения с ними. А навыки эти можно было обрести только на стенах. Под руководством опытных гидов.
Возникает вопрос. Почему спасатели-севастопольцы работали в зоне Южнобережья? Потому, что в Ялте спасотряда уже давно нет. И там просто некому идти на помощь. Есть и другие вопросы. Почему проведение сборов иногороднего альпклуба и совершение восхождений не обеспечивалось силами собственного спасотряда? Были ли зарегистрированы эти сборы и группы восходителей в спасотрядах Севастополя или Симферополя? Соответствовала ли реальная подготовка спортсменов заявленным маршрутам? На эти вопросы еще предстоит найти ответы. Да и материальная сторона дела не маловажна. Две машины Севастопольского спасотряда (РАФ и УАЗ) отпахали по 30 лет по дорогам и бездорожьям, по горам и сугробам. Моторесурс отработали многократно. Выезжать на них уже крайне рискованно. Но на новую машину средств в бюджете не предвидится. Увы.
Материал для Проект ALP предоставил: Владимир Илларионов, ветеран Севастопольского спасотряда
Немного дополню данную статью. В указанных спасах участвовали не только спасатели КАСС Севастополя, но и спасатели ПСЧ АСО СН МЧС Севастополя- те же горные спасатели, оставшиеся в системе. Ещё — в Ялте уже работает своя Коммунальная Служба Спасения и они также выезжали на данные происшествия. КАСС Ялты — те же бывшие горные спасатели МЧС, во главе с Юрой Павловым. Ялтинская КАСС уже имеет свой транспорт и снаряжение, а личный состав — достаточно опытные спасатели.
И я немного дополню.
В Судаке всё намного хуже. МЧС г. Судака не представляет из себя никакой спасательной величины. Абсолютный ноль. С момента «реформации»- читай разгона старого ГПСО, в МЧС не сумели набрать контингент, который мог бы сделать, хоть что то. Перевести бабушку через дорогу, даже если она это не просит, это они могут. На большее пока не способны.
Как вы и сами заметили, вертолётов для участия в ПСР, обещанных главным реформатором от МЧС Балогой, нигде не наблюдали. Сегодня можно уже точно сказать, что в МЧС произошла не реформа, а разгром. Спасательный фонд снаряжения разбазарен, кадры разогнаны. Все спасработы о которых отчитывается новое доблесное руководство, не стоят выеденного яйца. А если копнуть глубже, то тем людям, которым оказывали помощь МЧС просто повезлло, что их не угробили. Уж такие там сейчас кадры. Посмотрите на любой отчёт МЧС, количество людей техники. Последние поисковые хотя бы. Сплошные полковники, как вы думаете они принимают непосредственное участие в спасательной операции? Принимают, развертывают штабы, отчитываются перед вышестоящим командованием. Вот и вся работа. Я не призываю всё пустить на самотёк, но если посчитать всех этих «свадебных полковников и майоров» то создастся впечатление, что здесь проводится не спасработы а крупная войсковая операция.
А что вы хотите, от ГПСО Крыма, когда во главе его стоит человек, смутно представляющий что такое спасение в горах. Нельзя же считать всерьёз, что опыт 2-го разряда по туризму, полученный в соревнованиях на Холодном кулуаре, достаточный для проведения спасательных работ. Это такая же фикция, как из учителя физкультуры — горный спасатель. Учители может и появились в штате, а вот спасатели из них, как из говна пуля.
Как курьёз, можно отметить деятельность начальника отряда МЧС спасателей г.Судака. Данный тип ходит по местам скопления альпинистов (Сахарная головка) и представляется таким образом, Я начальник Судакского спасательного отряда альпинист Майтрей и т.д. (Раньше его знали под именем Олега Горина, но похоже на почве востока крышу у данного товарища снесло). При этом он предлагает альпинистам регистрироваться в судакском МЧС. Да ради бога, но знает ли этот самый Майтрей, хоть одни маршрут на Соколе, чтобы предлагать регистрацию? Второй вопрос с чего он взял что он альпинист? Может быть он хотел представляться как альпенис?(К Севастополю данный вывод не относится. Там сумели сохранить кадры.
Поздравляю ялтинцев с нормализацией ситуации- я об отряде Ю. Павлова.)
Тьфу тьфу тьфу, пока в Судаке пронесло. Но всё же напомню несколько моментов которые вам могут помочь при восхождении.
1 Детально изучайте маршрут, до того как вы полезли. Подходы, отходы, пути аварийной эвакуации по пути подьёма или по соседним маршрутам.
Даже если вы считаете себя очень крутым. Вопрос не в вас, а в горе -считает ли она так-же.
2 Соизмеряйте ваши реальные сегодняшние возможности с трудностями выбранного маршрута. Ваши прошлогодние успехи для сегодняшнего маршрута безразличны. Важно, то что вы можете делать здесь и сейчас.
3 Не стойте на месте, осваивайте новые приемы страховки, но делайте это не на маршруте, а на тренировках. Самая глупая фраза которую я слышу из года в год: Для альпиниста умение лазить не обязательно, проИТОшим как нибудь. Так ведь вы и ИТО не тренируете. На чём же тогда базируется ваша уверенность в благополучном исходе?
4 Контролируйте пригодность вашего снаряжения, старое безжалостно выбраковывайте.
5. О том куда вы лезете, должен знать не только ветер и птицы. Регистрируетесь, и будет вам счастье. Регистрация, это формальность , мы ведь вас не можем держать за руки и не пускать в ваши авантюры. Но сможем проконсультировать, если вы встрянете на маршруте, и быстрее начнем спасы при возникшей необходимости. При травмах полученных при падениях фактор времени ой как важен!
У дачи, у дома у сарая.
Список можно продолжить, но начните с малого.
КСС Крыма не могут сейчас ни в какой мере выставлять претензии к МЧС Крыма, а я как частное лицо вполне могу, что собственно и делаю.
Терр,тебе-бы поэмы писать…а вообще 5+++!!!
Спасибо всем, спасателям
Ребят жалко…
Терру:
как «житель равнин», точнее промышленного региона, вынужден дополнить твою грустную сагу.
Плохо то, что они не только МЧС развалили. Они все так делают — в экономике, в социальной сфере, в политике, везде.
Неизбежный пиздец скоро настанет. Вопрос только кому — нам или им?
Искренне рад за возродившуюся спасслужбу Ялты. там всегда были достойные бойцы. будут и сейчас. Про Судак ничего сказать не могу. Увы.
«Возникает вопрос. Почему спасатели-севастопольцы работали в зоне Южнобережья? Потому, что в Ялте спасотряда уже давно нет. И там просто некому идти на помощь. Есть и другие вопросы. »
Весело живём.
Не обошлось и у нас. Сегодня на новой Chico первый НС ( по внешнему виду перелом голени). Лидер выпал с живым камнем, немного не туда полез. Упал на 6-7 метров. Спасли силами КСС и участников связки с Muchucha. МЧС не звонили, пусть живёт и здравствует альпинист дальше.