Презентация трех последних восхождений Дениса Урубко,  совершенных им в 2009 году в Гималаях и на Тянь-Шане, еще раз доказала исключительность и самобытность его как спортсмена и тренера.  Увлекательный рассказ Дениса сопровождали  видеообзоры  этих  восхождений:  зимнего на Макалу в феврале, пик Семенова-Тян-Шанского в августе, и Чо-Ойю в сентябре 2009 года.

Макалу

Макалу

Зимняя экспедиция на вершину Макалу  Дениса Урубко  и его напарника Симоне Моро проводилась в период с 29.12.08 по 14.02.09, который называется муссонным, и, как правило,  сопровождается  плохой погодой.  Это восхождение на Макалу характерно тем, что там была применена классическая гималайская тактика. Организованны промежуточные лагеря, была возможность сделать заброски снаряжения и продуктов. И на окончательный штурм вершины можно было выходить в наиболее благоприятные погодные условия. Если вообще можно говорить о таковых в условиях зимнего муссона. Но, тем не менее, в этой экспедиции всегда была возможность отступить в базовый лагерь.

На маршруте на Макалу

Обычными для большинства гималайских экспедиций были организационные  проблемы с носильщиками, переносящих груз, решивших сбежать в самый неподходящий момент, и традиционные для сезона муссонов ветра, достигавшие  за неделю до восхождения 140 и даже 170 км в час. Небольшие неполадки с аппаратурой (модемом) и необходимость ждать подходящей для восхождения погоды  в течение нескольких дней  в промежуточном лагере  под  седловиной,  не смогли испортить восходителям боевого настроения.  Наличие в арсенале экспедиции современных средств  спутниковой связи, ноутбука и скайпа,  позволило  спортсменам  общаться  on-line весь период  их зимнего восхождения с группой поддержки,  родными  и  спонсорами экспедиции.  К моменту планируемого группой выхода на вершину Макалу,  порывы ветра  утихли  до 70 км в час, и альпинисты  получили   возможность не только зайти на вершину, но и начать спуск  с нее по хорошей погоде.  На следующий  после восхождения день  ветер опять усилился до 160 км в час, но Денис  Урубко  и Симоне Моро уже находились в базовом лагере на высоте  5800, «сбросив» за сутки  более 2000 метров, а через два дня вылетели на вертолете в Катманду.

Денис Урубко и Симоне Моро на вершине Макалу

Пик Семенова-Тяньшанского

Далее Денис рассказал о восхождении со своими воспитанниками – членами алма-атинского альпклуба,  на пик Семенова-Тяньшанского в окрестностях лагеря Ала-Арча.  Само по себе это восхождение  не является чем-то исключительным, но оно лишь наглядно  подтверждает слова Дениса о важности  тренерской работы в его спортивной жизни.  Технически сложная,  местами заснеженная вершина  5Б к/т была пройдена группой  с двумя ночевками.  Практически весь маршрут Денис  работал первым, обрабатывая сложнейшие участки стены, покрытой снегом и наледью. Холодная погода не позволила спортсменам подниматься на вершину в «облегченном» варианте обуви и одежды, но  это не повлияло на высокую технику прохождения сложнейших участков стены.  Несмотря на достаточно высокую сложность проходимого маршрута, восхождение было снято  на видео с целью последующего разбора и обсуждения работы воспитанников Дениса – молодых спортсменов.

Пик Семенова-Тяньшанского

Чо-Ойю

Маршрут Урубко-Дедешко на Чо-Ойю
Простых “пяторок” не бывает!

При восхождении Дениса  Урубко и Бориса Дедешко на вершину Чо-Ойю в сентябре 2009 года, сложнейший технически маршрут  был пройден двойкой в сжатые сроки,   в сложнейших погодных условиях,  без  забросок, и организации промежуточных лагерей, в альпийском стиле,  без наблюдателей  и носильщиков. Ураганный  ветер, буквально  сбрасывал  связку с маршрута,  практически не прекращающийся ни на минуту  сход снежных лавин  заваливал  палатку и самих восходителей снегом.   В этих условиях  перед группой стоял выбор:  вернуться, не выполнив программу экспедиции, или рискнуть с одной на двоих веревкой и небольшим количеством страховочных элементов  все-таки победить гору. Денис и Борис выбрали штурм,  и, преодолев  обширный ледопад,  два участка сложнейшего лазанья по скальным стенам,  снежно-фирновые участки маршрута уже перед  вершиной,  альпинисты уже глубокой ночью взошли на  вершину Чо-Ойю .  Сделав несколько снимков  на вершине  альпинисты в условиях  плохой видимости, мороза 40,  и сильного ветра  начали спускаться  по пути подъема.  Это было вынужденное решение, так как ранее планировался спуск по классическому маршруту. Однако ночь и плохие погодные условия не дали возможности найти начало спуска по «классике». Практически на всем протяжении спуска  палатку и самих восходителей неоднократно «догоняли» лавины. Ребята устали, и вымотались настолько, что родственники, опасаясь, что они заснут и замерзнут во время их первой ночевки на спуске,  звонили им на спутниковый телефон и присылали СМС-сообщения.  Вторая ночевка была для группы еще более экстремальной, хотя и более безопасной, альпинисты  приняли решение вырыть в бергшрунде  подобие снежной пещеры, чтобы  лавины «перелетали» через нее.  Уже в конце спуска, продергивая конец веревки через последнюю страховочную станцию,  Денис  прикидывал — не придется ли прыгать, но освободившийся конец веревки упал на уже пологий участок маршрута.   Сложнейшая стена Чо-Ойю осталась позади.

Прохождение ледопада
Скальный пояс
Сложнейшее лазание на 7000 м. -20, но приходится лезть в скальных туфлях.
Под предвершинным взлётом
На вершине Чо-Ойю
Палатку постоянно засыпает слетающими со стены небольшими лавинками
Обустройство ночёвки в бургшрунде

Не знаю, специально ли была сделана именно такая подборка материала для презентации Денисом, но мне такая последовательность и тематика рассказа о восхождениях Дениса показалась знаковой. Давайте взглянем на горы и альпинизм взглядом человека, уже достигшего всего того, что удалось достигнуть Денису Урубко. Пройдены все восьмитысячники мира. Денис становится пятнадцатым человеком на планете, которому это удалось сделать без помощи кислородного оборудования. Он становится обладателем «Золотого ледоруба Азии». Это пик спортивной карьеры практически для любого альпиниста. И возникает более чем закономерный вопрос – что дальше? Какие цели поставит перед собой человек достигший всего вышеперечисленного?  Где будет для него проходить грань между  желанием свершить еще что-то более значительное  и степенью разумного риска? Конечно, в альпинизме словосочетание «разумный риск» обретает очень специфическое значение. Ведь для простого обывателя само занятие альпинизмом находится за рамками разумного риска. И все же, восхождение на Чо-Ойю, совершенное двойкой Урубко – Дедешко, даже для продвинутых альпинистов  показалось  слишком экстремальным. По признанию самого Дениса их благополучное возвращение со стены стало результатом того, что сразу несколько факторов сложились для восходителей в их пользу. И изменение хотя бы одного из них в негативную сторону привело бы к трагедии. У меня создалось ощущение, что подойдя слишком близко к грани, за которую не стоит переходить, Денис решил что-то изменить в своих спортивных планах.  Сам он говорит, что планирует серию зимних восхождений на  тринадцать оставшихся после покорения Макалу восьмитысячников. После этого Денис хочет больше уделять времени своей тренерской работе и литературной деятельности. Пожелаем ему удачи в этом.

Автор статьи: Светлана ЗЕЛЕНЦОВА. (Фотографии предоставлены Денисом Урубко)

Источник статьи: strahu-net.com

От admin

2 комментария для “Грани риска. Три восхождения Дениса Урубко”

Добавить комментарий