alp.org.ua / Альпинизм / Основы техники лазания соло с верхней страховкой

Основы техники лазания соло с верхней страховкой

В статье Дугалда Мак-Дональда описаны основы техники одиночного лазания с верхней страховкой, которая может вам пригодится, если по какой-либо причине вы не нашли напарника для страховки. Когда Томми Колдвелл или Mayan Smith-Gobat работают над свободным прохождением сложного питча где-нибудь на Эль Капитане, основной сложностью может быть поиск человека, готового целый день провести на страховке где-нибудь посредине стены. Решением может стать лазание соло, отрабатывая сложные участки с верхней страховкой.  Ходите ли вы новые маршруты, или хотите поработать над сложным участком скалолазного маршрута без напарника — владение техникой соло с верхней страховкой вам может пригодится.

Существуют несколько вариантов лазания соло с верхней страховкой, и все они имеют общие моменты:
— перед тем как начать лазание, одна или две веревки должны быть закреплены на точке страховке (станции) выше маршрута;
— после чего клаймер лезет, страхуясь по этой(им) веревке(ам) с помощью устройства для подъема или самозахватывающего блока. (Самозахватывающийся блок представляет собой комбинацию ролика и зажима, обычно используется для подъема груза — позволяет веревке свободно двигаться в одном направлении, но блокирует в противоположном. Это устройства вроде Petzl Mini Traxion, Pro Traxion, Wild Country Ropeman и т.п.).

Способы лазания соло с верхней страховкой отличаются в основном способом подстраховки. У вас всегда должна быть вторая страховка — нельзя полагаться только на одно страховочное устройство. Иногда рядом с основной веревкой вешают подстраховочную, и прощелкиваются в узлы, предварительно завязанные на ней. Иногда по второй веревке страхуются вторым страховочным устройством (именно так рекомендует Петцль, который выпускает популярные страховочные устройства, применяемые в этом случае). Ведущие клаймеры — Колдвелл, Стеф Девис, Мет Семет (Matt Samet) предпочитают метод, описанный ниже: два страховочных устройства по одной веревке.

Закрепление веревки.

Для простоты объяснения предположим, что вы лезете одноверевочный маршрут. В идеале веревка должна быть закреплена на надежной точке (станции) ниже перегиба так, чтобы она не терлась на перегибе, и максимально следовала линии маршрута. Если вы завешиваете веревку сверху, используйте дополнительную точку страховки выше перегиба, и основную — ниже, оставив между ними петлю страховочной веревки (см. рисунок ниже).

Общая схема лазания соло с верхней страховкой, источник — petzl.com

Для целей страховки проще и безопаснее использовать статическую веревку. Безопаснее потому, что она не тянется под нагрузкой, что уменьшает проседание при срыве. Проще, т.к. страховочные устройства будут легче скользить вдоль статической веревки, когда вы будете лезть. Советуют использовать веревку 10 мм. или толще. Если используете вторую веревку для подстраховки — это должна быть динамика, чтобы погасить рывок в случае обрыва основной страховки.

Спустившись под маршрут, сбухтуйте оставшуюся веревку так чтобы она была на весу, или присоедините внизу веревки какой-нибудь груз, например бутылку с водой, чтобы веревка была натянута — в начале движения страховочные устройства будут лучше скользить по натянутой веревке.

Организация самостраховки.

Можно использовать разные устройства для самостраховки, чаще всего используют Petzl Mini Traxion или Petzl Microcender, или оба одновременно. Petzl советует использовать одновременно два разных устройства для большей надежности. Следуя инструкции производителя, присоедините оба страховочных устройства к веревке, одно над другим. Убедитесь, что устройство установлено правильно и кулачки зажимают веревку: невнимательность на этом шаге — наиболее распространенная причина потери страховки.

Mini Traxion и карабин с защитой от поперечного нагружения

Прикрепите оба устройства к вашей системе (ее страховочному кольцу). Используйте для этого овальные карабины или карабины с защитой от поперечного нагружения (anti-cross-loading locking biners).

DMM Belay Master anti cross load design — карабин с защитой от поперечного нагружения

Верхнее устройство — это ваша основная страховка. Чтобы оно было в нужном положении для быстрого и надежного схватывания, и чтобы не путалось с остальным снаряжением, присоедините его к верхней обвязке, или же к паре петель одетых крест-накрест на плечи, или к одной петле. В случае использования петель это не будет полноценной верхней обвязкой, рассчитанной на нагрузку — ее задача только лишь удерживать верхнее страховочное устройство в правильном положении (Томи Колдвелл использует для этого резинку от фонарика, надетую на шею). Чтобы присоединить верхнее страховочное устройство к петле, используйте репшнур или стропу с пряжкой, пропустив ее в отверстие для карабина (см. фото ниже). Убедитесь, что никакие веревочки и стропы одежды или рюкзака не попадают в страховочные устройства.

Фиксация верхнего страховочного устройства. Фото с сайта gearinstitute.com

Лазание

Перед тем, как начать лезть, проверьте оба страховочных устройства и убедитесь, что они срабатывают под нагрузкой. Плавно нагрузите страховочную систему, стоя на земле, проверьте, что устройства не соприкасаются и не мешают одно другому, а так же выберите слабину веревки. Если нижнее устройство упирается в верхнее, вынесите верхнее дальше, например с помощью оттяжки, используя с обоих ее сторон муфтованные карабины. Сделав это, убедитесь что ваше верхняя обвязка сидит хорошо и фиксирует верхнее устройство в правильном положении.

В начале лазания возможно потребуется продвигать страховочные устройства по веревке рукой, но вскоре они будут скользить сами. Если веревка прощелкнута в промежуточные точки (например на нависающем маршруте), никогда не вылазьте выше точки, не выщелкнув из нее веревку.

Освобождение от страховки.

Освободиться от страховки вам может потребоваться как минимум в двух случаях. Когда вы долезли до верха, это необходимо, чтобы спустится вниз. Иногда может потребоваться снять страховку, находясь на середине маршрута, например если вы не можете пролезть какой-то его участок.

Достигнув топа, с помощью петель или самостраховки встаньте на страховку в станцию. Будьте внимательны, не поднимайтесь до упора, чтобы ваше страховочное устройство не «въехало» в узел — в этом случае его будет сложно разгрузить. Возможно стоит при организации страховки вщелкнуть в станцию длинную петлю, чтобы становиться в нее на самостраховку, когда вы пролезли маршрут.

После того как вы встали на самострах, отсоедините оба страховочных устройства от уже разгруженной статической веревки (основной страховочной). Присоедините к ней спусковое устройство и спуститесь вниз.  Если нужно вылезти выше первой точки страховки (в случае, когда у вас их две — одна ниже перегиба и вторая — выше), сначала разберите нижнюю точку (развяжите узел и выберите всю слабину через страховочные устройства), после чего снимитесь с самостраха и лезьте дальше, ко второй точке.

Если страховочная веревка — статика, ни в коем случае не допускайте образования петли выше страховочного устройства. В случае наличия слабины веревки падение может привести к травме или к разрушению страховочной цепи.

Так же вам может потребоваться приспуститься или подняться по веревке, если вы не можете пролезть участок в середине трассы.  Это значит, что вы должны разгрузить страховочное устройство находясь на середине веревки, после чего поджумарить вверх или приспуститься вниз. Для этого вам потребуется дополнительное устройство, которое всегда должно быть у вас (на полочке беседки): самоблокирующиеся спусковое/страховочное устройство  (Petzl Grigri, Trango Cinch и т.п.), или запасное подъемное устройство вроде Ти-блока (Petzl Tibloc) или Wild Country Ropeman, а так же длинная петля, которую вы будете использовать как педаль при подъеме или чтобы разгрузить нижнее страховочное устройство. Существуют разные способы снятия с страховки — их описание за рамками данной статьи, —  но не зависимо какой из них вы собираетесь использовать, сперва попрактикуйтесь внизу.

Заключение.

Будьте внимательны каждый раз, когда вы присоединяете страховочные устройства к веревке — например, если вы собираетесь снова лезть вверх. Чаще всего ошибки происходят в этот момент. Убедитесь, каждое из страховочных устройств  правильно присоединено к веревке и его кулачки находятся в рабочем положении или нагрузите страховку, чтобы ее проверить.

Автор: Dougald MacDonald

Перевод: Леонид Смидович

Источники информации: www.climbing.com, petzl.com

Использование материала на других ресурсах только с разрешения автора перевода

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

10 комментариев

  1. Это сложно, скорее секретно ;)
    Иначе говоря — соло с нижней, это уж не спорт, а образ жизни, состояние души.. И вот ежели ты эту душу вложил в кого-то, кто после стал великим, но душу давно обменял на деньги в этом самом спорте, то очень обидно получается.

  2. Весь вечер думал… — признаться, очень неоднозначная статья — как и в любой, есть недочёты — но хочется оформить всё как следует… может, меня даже хватит на изложить всё систематично в отдельном материале: если есть интерес, дёргайте — может, и вправду выйдет :)

  3. вопрос в фотографе: сейчас не каждый согласится идти за компанию, чтобы неспешно повисетьть с фотеком :) Но я не теряю веры — что-нибудь да придумаем :)
    …Желающих поснимать в -15 приветствуем

  4. 2 boffin
    Соло, что с верхней, что с нижней — это уже не спорт. Впрочем, придерживаюсь мнение, что альпинизм также не спорт.

    З.Ы. Было время когда искал всякую инфу о соло с нижней, перерыл много и сложил свою систему, позже постараюсь все расписать.

  5. Trif (Гость) :

    Весь вечер думал… — признаться, очень неоднозначная статья — как и в любой, есть недочёты — но хочется оформить всё как следует… может, меня даже хватит на изложить всё систематично в отдельном материале: если есть интерес, дёргайте — может, и вправду выйдет

    конечно, это статья общего плана. так сказать, очертить круг проблем.

    чтобы облегчить вам задачу :) — для начала можете перечислить те моменты в ней, которые на ваш взгляд неверные или не раскрыты

  6. 2 ls

    Спасибо за заботу )) а если серьёзно, то за совет — Перечислил. Для комментария вышло многовато, но поскольку статьи ещё нет, а время идёт, основные идеи запощу так:

    «вешают подстраховочную, и прощелкиваются в узлы, предварительно завязанные на ней» — в таком случае приходится либо тащить за собой возрастающую по ходу маршрута «бороду», склонную цепляться за выступы петлями и постепенно набирать вес, либо перед прощёлкиванием в очередную петлю снимать предыдущую, на время лишая себя подстраховки. Если и вязать узлы, то на основной верёвке ниже страховочного устройства (СУ) по мере прохождения, в качестве подстраховки на случай заклинивания СУ в открытом состоянии – я в подобных ситуациях (а так же порой при страховке лидера) вяжу одной рукой рифовый, но непременно в правильном положении к нагрузке.
    Если проанализировать возможные аварийные ситуации, то я склоняюсь к трём вариантам (не связанным с потерей контроля): а) разрушение станции или обрыв верёвки выше лезущего, в т.ч. повреждение оплётки самим СУ, б) разрушение СУ или узлов страховки на скалолазе и в) заклинивание (несрабатывание на задержание) СУ. При вероятности случая а) необходима вторая верёвка, в случае б) второе СУ на (основной или подстраховочной) верёвке, для ситуаций из группы в) достаточно вязания подстрахочоных узлов ниже СУ, упомянутого выше.

    «предположим, что вы лезете одноверевочный маршрут» — статья о соло с нижней – какие могут быть ещё варианты?

    «проще и безопаснее использовать статическую веревку» – в корне не согласен: когда я по началу лазил со статикой, каждый срыв был довольно ощутимым (для верёвки, думаю, не меньше чем для позвоночника) а субъективно, разницы в скольжении СУ по динамике и статике я ни разу не замечал. В случае срыва при лазании без страхующего, свободный пролёт неизбежен – как минимум на две длины карабина, а фактически пролёт может достигать почти полуметра – неужели статика безопасней?..

    «присоедините внизу веревки какой-нибудь груз» — согласен, но стоит учитывать, что по натянутой верёвке сложнее спускаться дюльфером. Я же стараюсь находить возможность снятия нагрузки перед спуском.

    «чаще всего используют Petzl Mini Traxion или Petzl Microcender» — не упомянули о Shunt’е – а именно он у нас более доступен, чем тот же Microcender, к тому же позволяет использовать 2 верёвки одновременно (на непецелёвые аналоги Шанта я не советую полагаться – лазили знаем). Отдельно хочу заметить, что Traxion и Жумар (как и Кроль, Бейсик или Тиблок) – с «зубами», а такие годятся только для статики!

    «В случае использования петель это не будет полноценной верхней обвязкой» — даже грудная обвязка должна быть сблокирована с беседкой, иначе она тоже не может считаться «рассчитанной на нагрузку».

    «Томи Колдвелл использует для этого резинку от фонарика, надетую на шею» — либо моей фантазии не хватает на то, чтобы представить это в безопасном исполнении, либо… да побойтесь же Бога, какая резинка на шею?!! – сонная артерия и шейные позвонки будут вам благодарны. В конце концов, можно использовать Petzl Torse, успешно применяемый спелеологами для поддержки Кроля.

    «Убедитесь, что никакие веревочки и стропы одежды или рюкзака не попадают в страховочные устройства» – от себя добавлю, если сильно похолодало, ни в коем случае не одевать куртку навыпуск, не заправив её в беседку – однажды, по глупости так сделал – летел до низу…

    «никогда не вылазьте выше точки, не выщелкнув из нее веревку» — если всё сделано правильно, это попросту не получится! :) Однако, действительно, на нависающих участках приходится протягивать верёвку вручную: трение по телу её держит.

    «отсоедините оба страховочных устройства от уже разгруженной веревки, присоедините к ней спусковое устройство» — тут уже личное дело каждого, но я советую сперва вешать спусковое, а уж потом снимать СУ, и то — лишь одно, оставив нижнее для подстраховки при спуске.

    «может потребоваться приспуститься или подняться по веревке — для этого вам потребуется дополнительное устройство» – совсем необязательно, есть и другие варианты, коие бы я непременно раскрыл, но автор почему-то считает, что «их описание за рамками данной статьи» – ну да, как в анекдоте «инструкцию по посадке самолёта, ожидайте в следующем номере».

Добавить комментарий