Восхождение на Восточный Эльбрус с севера было совершено в мае 2013 года. В отличие от популярного маршрута с юга, с поляны Азау, маршрут с севера начинается у подножья Эльбруса, на высоте 2500 — дальше только пешком, никаких канаток и ратраков. На севере гораздо менее развита инфраструктура — есть только небольшие приюты коммерческих фирм на поляне Сирх (2550) и на Северном приюте (2700), и посты МЧС там же. Поэтому людей там на порядок меньше, чем с юга.
Маршрут на вершину
Собственно восхождение на вершину Эльбруса с севера обычно начинается от Северного приюта (3700). Сначала подъем по леднику до скал Ленца (ок. 4500). В зависимости от условий, это может быть как открытый лед, так и занесенный снегом ледник. Весной и особенно зимой — участки «бутылочного» зимнего льда, очень твердого. В такой лед с трудом зарубаются кошки и закручиваются ледобуры. В нашем случае был плотный, выдутый ветром снег с участками льда. Начиная с высоты 3900 и до начала скал Ленца (Л1) идет зона трещин, следует обязательно идти в связках.

3700 — Северный приют (Лакколит и МЧС), Л1 — нижние скалы Ленца, Л2 — Средние скалы Ленца, стрелка — «вертолетная площадка»
Зеленая линия — траверс на седловину, самой седловины не видно.
Классический вариант подъема на Восточную вершину Эльбруса с севера — прямо вверх через скалы Ленца. Скалы Ленца представляют собой несколько скальных гряд, тянущихся параллельно примерно до высоты 5200. Высота отдельных скал до 10 метров. От нижних скал Ленца (Л1, 4500) следует подниматься справа от скальной гряды до Средних Скал (Л2, 4800). Там широкая площадка, называемая вертолетной — в июле 2010 года там потерпел аварию вертолет Ми-8. В октябре 2011 потерпевший аварию вертолет по частям был снят вниз (а напрасно — мог бы получиться неплохой приют). Сейчас там осталась только вмерзшая в лед лопасть.

На вертолетной площадке, или немного ниже в мульде, можно поставить палатку. Следует иметь в виду, что на скалах Ленца может быть очень сильный ветер. Далее подъем на Восточную вершину идет между двумя скальными грядами, к верхним скалам Ленца (5200), к так называемым «воротам».

Выше скал Ленца предстоит подъем на вершинный купол, который снизу не виден — а там еще не менее 400 метров набора высоты.

Так же от средних скал Ленца можно уйти траверсом на седловину Эльбруса (около 5300). Этот путь длиннее, зато с седловины можно зайти как на Восточную вершину Эльбруса, так и на Западную. Траверс от скал Ленца на седловину Эльбруса проходит по участку, изобилующему трещинами — движение в связках!

Собственно седловина Эльбруса — это скальная перемычка. На седловине установлена хижина — это спасательный приют «Red Fox 5300», предназначенный только для аварийных ситуаций. Это значит, что не следует планировать там ночевку — хижиной можно воспользоваться только в случае чрезвычайной ситуации. Строители «Red Fox 5300», Федерация альпинизма России и компания Red Fox обращается ко всем восходителям на Эльбрус, которым придется воспользоваться приютом:
- Тщательно закрывайте обе двери (внешнюю и внутреннюю), это спасет от заметания снегом.
- Убирайте и уносите после себя мусор.
- Соблюдайте осторожность при использовании примусов и горелок: возможно отравление продуктами горения.
Прямо от перемычки начинается подъем на Восточную вершину Эльбруса, тропа на Западную начинается южнее.


Восхождение
6 день. 02.05.2013. Восхождение на Эльбрус Восточный с севера через седловину.
Выходим где-то в 2:30. Ясно, на термометре -7С, ветер не сильный. Где-то через пол-часа вышла Луна (почти полная), можно идти без фонарика. Идем не быстро, но почти без отдыха — стоять все-таки холодно. Немного посидели выше первого ледового взлета и на камнях. Светать стало на подходе к скалам Ленца.

В мульде у нижних скал Ленца остановились передохнуть и пофотографировать. Развязываемся, веревку убираем в рюкзак — выше на классическом маршруте на Восточную вершину она не нужна, трещин нет.

Через двадцать минут солнце уже жарит во всю. Поднимаемся вдоль скал Ленца, местами сохранились вешки с прошлого года.

Выйдя на «вертолетную площадку», мы начали решать, каким вариантом идти на вершину — и в конечном итоге пошли по следам идущей впереди группы на седловину. Подъем очень плавный и очень длинный. Идешь, постепенно огибая Восточную вершину Эльбруса, а седловины все не видно. Наконец, впереди показалась скальная перемычка — это и есть Седловина Эльбруса. Чуть выше слева, на склоне Восточной вершины — хижина, это новый приют.
С седловины еще предстоит подъем на Восточную вершину. В основном по снегу, и только в верхней части осыпь. На противоположной стороне виден путь подъема на Западную вершину — настоящая «народная тропа». Даже 2 мая там очередь, страшно подумать, что там творится летом в хорошую погоду.

Наконец вершина. Восточная вершина Эльбруса, в отличие от ярко выраженной Западной, представляет собой широкий купол. Точнее, это не явно выраженный кратер. Одно возвышение сразу при подъеме с седловины, однако «официальная» вершина с памятными знаками находится на противоположной стороне. На севере возвышается скала, есть версия что самая высокая точка находится именно там.

Традиционные фото на вершине.



И вниз. Спускаемся по знакомой дороге через седловину. Идем не торопясь — чувствуется усталость. На скалах Ленца нас угостила чаем стоящая там группа, планирующая переход в Азау через седловину.
На Северном приюте движняк — снизу подошло несколько групп. А ведь было тихо: на Эльбрус в этот день зашли 8 человек — все, кто был в лагере в тот день, и еще 4 человека ночевали на скалах Ленца.
7 день. 03.05.2013. Вниз, на поляну Сирх.
Утром не торопясь собираемся и спускаемся по уже знакомой дороге. За прошедшие несколько дней снег сильно стаял. Весь день на встречу поднимаются многочисленные группы — мы сходили вовремя. Самые ранние пришли в 9 утра — вчера они «недотянули» и заночевали на Лунной поляне.


Восхождение на Эльбрус с cевера. Часть 1
Автор описания: Леонид Смидович (г.Харьков)
Источник материала: Проект ALP
Публикация данного материала на других ресурсах запрещена!
Спасибо, Леонид, за интересный фотоочерк. Действительно, здорово пройти там, где редко (относительно) ходят, да еще весной.
Фотографии и ваше описание напомнили о моем восхождении по похожему маршруту со стороны реки Малки в 1985 году, но летом. Трещин было много, но никого там не было, никаких «структур», названий типа «вертолетных площадок». Никого не встретили. Но спускались мы с вершины на юг, на Поляну Азау. Там, навстречу уже шло много
народа.
Спасибо. Людмила.
т.е. вы шли через Седловину с рюкзаками? серъезно.
а где ночевали?
Да, шли с рюкзаками. Ночевали не доходя до седловины — попали на 3 дня в непогоду — снег, никакой видимости, пахло сероводородом. А потом — рано утром пошли на седловину и на Восточную вершину. И бегом спустились в тот же день по классическому маршруту до Приюта -11, потом на вагончике на Поляну Азау.
А это ссылка на мой фотоочерк по этому маршруту
http://alp.org.ua/?p=42617
Там и фото тех времен есть.
Хороший рассказ. А Вы бы те могли, если есть, скинуть трек — тоже собираемся в след . году с Севера на Западную попробовать… евг.долгов@майл.ру (на английском)
трека к сожалению у нас нет