alp.org.ua / Скалолазание / Изношенные станционные карабины могут перерезать веревку

Изношенные станционные карабины могут перерезать веревку

Недавние исследования, проведенные фирмой «Mammut», показали, что некоторые стационарные карабины, которые можно встретить на сложных спортивных маршрутах, могут быть изношены до такой степени, что могут перерезать вашу веревку при срыве с высоты не более 2.7 метров.

На фото ниже показан карабин, снятый со скалы и протестированный фирмой «Mammut».
Хотя для опытных скалолазов не секрет, что снаряжение на скалах не всегда надежно, перерезанная веревка – это настолько опасный сигнал, что мы решили акцентировать внимание на этом вопросе.

Вот полное заявление фирмы «Mammut»:

Компания «Mammut» призывает немедленно прекратить использовать и удалить оттяжки и карабины в скалолазных районах. Независимо от производителя этого снаряжения, многократное его использование приводит к образованию острых кромок, способных повредить или полностью перерезать веревку даже при неглубоких срывах. Исследования нашей компании показали, что эта известная проблема куда более серьезна, чем считалось ранее, и представляет большой риск для скалолазов.

В последние годы стало тенденцией оснащать нависающие скалолазные маршруты «стационарными» оттяжками. С одной стороны, это облегчает прощелкивание веревки, с другой стороны, избавляет от порою трудоемкого извлечения собственных оттяжек.

В зависимости от их расположения, от трения веревки, перегибающейся под тупым углом при спуске скалолаза карабины на этих оттяжках могут протираться с образованием острых кромок (см. фото выше). Как правило, наиболее подвержены этому такие оттяжки:

•    первая точка страховки (страхующий стоит в стороне от стены при спуске – образуется тупой угол);
•    точки страховки под карнизом или нависанием;
•    точки страховки, отстоящие от линии маршрута.

Износ ускоряется при наличии грязи или песка на веревке. Самые острые кромки образуются на карабинах, на которых крайне редко срываются и которые не используют как дюльферные точки. Это означает, что они не отшлифовываются по кругу, поэтому и образуются острые кромки. Карабины с Т-образным сечением подвержены появлению таких кромок в большей степени, чем круглые.

В тестах компании «Mammut», проведенных с карабином, изображенным выше, 9.5 мм веревка разорвалась при срыве груза 80 кг с высоты всего 2.7 м / фактор рывка 1.0. У использованного карабина были крайне острые кромки. Предыдущие исследования также показали, что на практике трение в системе страховки может привести к возникновению фактора рывка, который будет существенно выше, чем расчетный. В комбинации с очень острым карабином, даже неглубокие срывы с высоты менее метра могут быть критичными. Известны несколько случаев срывов вследствие разрыва веревки без летального исхода. В данный момент такая версия фигурирует в расследовании фатального несчастного случая в Швейцарии.

График тестов от компании «Mammut»

Компания «Mammut» также исследовала, имеет ли значение диаметр веревки при наличии острых кромок у карабина. Прослеживается четкая связь, что можно наблюдать на графике: во всех случаях более толстая веревка обеспечивает большую безопасность. Но как бы то ни было, даже при использовании 10-мм веревки значения критичны и угрожают жизни. Наивысшие показатели безопасности обеспечивают сдвоенные веревки. Значительной разницы между новой веревкой и веревкой, имевшей существенный срок эксплуатации (легкая облохмаченность оплетки, повреждения отсутствуют) выявлено не было.

Острые кромки могут также образовываться на станционных карабинах – впрочем, в этом случае веревка перегибается под острым углом, вызывая истертость по окружности, что менее опасно. Тем не менее, эти карабины могут стать решающим фактором, если прочность остальных точек недостаточна для удержания веса сорвавшегося.

Скалодромы как правило оборудуются стальными карабинами, которые изнашиваются медленнее, да и состояние их регулярно проверяется. Впрочем, компания «Mammut» рекомендует уделять этому моменту пристальное внимание. Не используйте изношенные карабины, а обнаружив такие, немедленно сообщите об этом персоналу скалодрома.
Стационарное железо на скалах, как правило, не обслуживается и не проверяется. В целом, нужно тщательно проверять старые стропы, железо с признаками коррозии, и избегать использовать изношенное снаряжение.

Автор статьи: Jack Geldard (Главный редактор журнала UKC)

Оригинал на английском: http://www.ukclimbing.com/news/item.php?id=67607

Адаптированный перевод: Роман Богуш (г.Херсон)

Источник перевода: Проект ALP

Материал по теме: Тестирование карабинов, использовавшихся на станциях страховки скалолазных маршрутов

  1. да ладно, что значит «слишком дорого»?когда речь идёт о безопасности.Стационарные карабины(речь о них в комментарии1) стальные, и в большинстве случаев нержавеющие.Это я вам как человек, немало таких штук в скалу вбивший, говорю.
    А вообще — интересная статья.
    Целищев.

  2. Отличная статья!
    Я тоже много вбил всяких штук в скалу — и мне очень полезно такое почитать.
    Я до сих пор писяюсь от ужаса,когда спускаюсь на Довбушах с наших станций.
    На песчаниках вообще все забитое снаряжение ненадежно.

  3. Я думаю, что не лишним внизу статьи было бы добавить вот такой абзац:

    «Уважаемые скалолазы, на время прохождения того или иного маршрута не прощелкивайте веревку прямо в стационарный карабин /кольцо — вешайте в стационарное оборудование свои карабины. Это продлит срок службы стационарных.»

    Потому, что очень часто приходится наблюдать, как народ проходит маршрут с нижней страховкой, а потом пропускает веревку через стационарный карабин или кольцо. А затем начинается многократное повторение прохождения этого маршрута с верхней страховкой, при этом веревка постоянно трет кольцо или карабин, особенно при спуске на веревке.

  4. Странно, не видал чтоб станционное снаряжение ставили из легкосплавов. Если не прав, то дайте ссылку на каталог.
    Стальной карабин перепелиный верёвкой до «опасного» состояния? Можно пару фоток?
    Честно, не верится.

  5. >> В последние годы стало тенденцией оснащать нависающие скалолазные маршруты «стационарными» оттяжками.

    Я так понимаю, ставят обычные оттяжки. Да и не попадались мне стальные оттяжечные карабины.

  6. «Стальной карабин перепелиный верёвкой до «опасного» состояния? Можно пару фоток?
    Честно, не верится.»
    Фотографий сейчас под рукой нет. Но можете поверить мне на слово. Обычно привираю совсем немного.
    Стальной карабин на станции над маршрутом «Овраг» и маршрутром «Благие намерения»перепилен верёвкой на 30-35 %.
    Над маршрутом «Дупа» такой же стальной карабин на станции перепилен на 30-35%.
    Для безопасности, мне пришлось пришлось ставить дополнительные спусковые кольца рядом со станциями.

  7. >>Я так понимаю, ставят обычные оттяжки. Да и не попадались мне стальные оттяжечные карабины.
    Совершенно верно, в оригинале речь идет об обычных оттяжках. Термин «стационарные» потому и взят в кавычки — он означает лишь, что висят они там постоянно, а не снимаются после прохождения трассы.

  8. просто у нас все привыкли что «стационарный» означает станционный, он же самый верхний. в статье речь идёт о стационарных оттжках, т.е. о ВСЕХ точках страховки на спортивном маршруте

  9. terrorist, вполне поверю что так могли «стереться» лет, этак, за 15 или более. В другом случае там не сталь.

    petya (Гость) :
    просто у нас все привыкли что «стационарный» означает станционный, он же самый верхний. в статье речь идёт о стационарных оттжках, т.е. о ВСЕХ точках страховки на спортивном маршруте

    Пётр, скажите честно, вон тот спилен красный карабин вы бы использовали?
    Просто, странная чуток, на столько же полезна если рассказывала как верёвка истёртая до сердцевины рвётся совсем не от 2т в статике…

  10. Алексей М. Станции установлены в 2003 году Олегом Морозкиным и Пашей Дёминым (оба Красноярск). Сталь нержавеющая.
    Хотя что вы имеете ввиду под словом сталь? -Сталь (от нем. Stahl) — сплав (твёрдый раствор) железа с углеродом и другими элементами, характеризующийся эвтектоидным превращением. Сопротивление стали к коррозии напрямую зависит от содержания хрома: при его содержании 13 % и выше сплавы являются нержавеющими в обычных условиях и в слабоагрессивных средах, Аустенитные стали или аустенито-ферритные вполне подходят для нашего случая.
    Не срок эксплуатации определяет пропиленность карабинов, а частота использования карабина, вес спускаемого груза и используемая верёвка. Грязная статическая верёвка намного эффективнее протрёт карабины, чем новая динамика.Новая динамика тоже обладает абразивными свойствами, которые усиливаются если верёвку перед использованием елозили по земле.

Добавить комментарий