alp.org.ua / Альпинизм / Cerro Torre и легендарный маршрут «Компрессор»

Cerro Torre и легендарный маршрут «Компрессор»

Cerro Torre

Редко когда выдаётся вечер с ясным небом, и тогда Cerro Torre сияет золотой гаммой красок. Облака большую часть года скрывают патагонский пик. Ветер обдувает его гребни, а иней покрывает гранитные склоны, создавая фантастические ледовые «грибы». На эту вершину нет простого пути подъема. Cerro Torre доставляет эстетическое удовольствие для восходителей и представляет идеальную альпийскую гору, и возможно поэтому, он стал вершиной окутанной различными легендами, которые дают пищу страхам, надеждам и, в том числе, безрассудности многим поколениям альпинистов.

Итальянский альпинист Цезаре Маэстри (Cesare Maestri) совершил «первопроход» в 1959 году. Его партнёр Тони Эггер (Toni Egger) погиб на спуске и вскоре после этого возникли вопросы о том, состоялось ли восхождение. Факты, которые изложил Маэстри, были противоречивы; ландшафт выглядел так, что столь быстрое восхождение считалось невозможным. Желая заставить замолчать критиков, Маэстри возвратился на вершину 11 лет спустя. В этот раз он использовал сотни метров статической веревки и использовал компрессор чтобы установить более чем 400 шлямбуров на юговосточном склоне. Он остановился в 35 метрах от вершины и сказал, что этого более чем достаточно, и сказал: «гриб» вершины будет пройден в ближайшее время. Для многих маршрут «Компрессор» стал «актом осквернения» — Рейнхольд Месснер (Reinhold Messner) осудил тактику Маэстри и назвал ее «Убийство невозможного».

Маршрут "Compressor", VI 5.10b A2 70°, 900 м

Несмотря на это, пик Cerro Torre оставался вожделенным символом для альпинизма. В 1974 году Даниэль Чаппа (Daniele Chiappa), Марио Конти (Mario Conti), Казимиро Феррари (Casimiro Ferrari) и Пино Негри (Pino Negri) завершили восхождение по восточному склону, восхождение которое оставалось незавершённым многие годы. Потом, в 2005 году, Роландо Гариботти (Rolando Garibotti), Эрмано Салватьерра (Ermanno Salvaterra) и Алессандро Белтрами (Alessandro Beltrami) поднялись по предполагаемому маршруту 1959 года. Когда они не обнаружили следов восхождения Маэстри на верхней стене, они подтвердили опасения многих, что только в 1974 состоялось настоящее первое восхождение по северному склону Cerro Torre.

Со временем появились различные мнения касательно маршрута «Компрессор», так как он стал наиболее популярным маршрутом на этой горе (или, как его называет ветеран Патагонии — «самым сложным маршрутом via ferrata»). В 1979 Джим Бёрдвелл (Jim Birwell) и Стив Брюэр (Steve Brewer) пробили заново последние семь шлямбуров (которые Маэстри снял при спуске) на последней стене. Они впервые прошли до вершины в чистом альпийском стиле по юговосточному гребню.

Восемнадцать лет спустя Джош Вортон (Josh Wharton) и Зак Смит (Zack Smith) попробовали повторить восхождение используя только естественные точки страховки, пытаясь обойти участок с 200-ми шлямбуров. Только на крайних четырех веревках они прибегли к помощи шлямбуров, так как ветер дул настолько сильно, что их веревки поднимались в небо.

«Человеческая лень», — сказал Вортон после восхождения, «желающая пойти простым путём… грустная глава в истории маршрута «Компрессор»». В ноябре 2009 года два юных австрийских альпиниста так и не смогли пройти по этому маршруту, с которым связано огромное множество противоречивых легенд. Точно так же как Вортон и многие другие до них, Дэвид Лама (David Lama) и Дэниел Штойерер (Daniel Steuerer) надеялись заменить неясную историю маршрута «Компрессор» более идеальной. «Раньше, во времена альпинизма старой школы, было важно, что ты взошел на вершину, а не то, каким способом», сказал Лама. Он планировал совершить первое восхождение свободным лазанием по этому маршруту, и предположил, что «в наши интересы не входит оставлять на горе какие-либо следы восхождения».

После трех месяцев суровой погоды они вернулись в Австрию так и не пройдя по маршруту. Съемочная группа, которая была с ними, оставила за собой более 700 метров статики и 60 новых шлямбуров. Многие из этих шлямбуров были в местах, «где уже была возможность страховки за натуральный рельеф, даже Маэстри на этих участках не сверлил шлямбура», сказал Гариботти. «Как бы ни было это смешно, но эти шлямбура и верёвки были предназначены для усложнения маршрута», добавил Донини.

Позже компания «Red Bull» наняла четверых Аргентинских гидов чтобы снять верёвки, однако оставить при этом шлямбура. Съемочная команда пообещала убрать шлямбура после того, как проект будет завершен. В пресс-релизе значилось: «Каждый сделанный шаг… был сделан в соответствии с правилами и принципами установленными местными гидами и администрацией парка».

Несмотря на это, влияние на окружающую среду спровоцировало как местных аргентинских альпинистов, так и зарубежных, например Донини и Гариботти, которые оставили след в альпинистской истории региона.  Также случай насмеялся над наиболее хранимой традицией альпинизма: подниматься так же, как и твои предшественники и не добавлять новых шлямбуров.

Лама и участники его команды возможно не были в курсе более раннего проекта, который установил другой стандарт. По словам Гариботти, в ноябре 1985 года швейцарский альпинист Марко Педрини (Marco Pedrini) взошел соло по маршруту «Компрессор» менее чем за 24 часа. Марко дважды возвращался в декабре этого года с Фульвио Мариани (Fulvio Mariani) чтобы воссоздать восхождение для фильма. В одной из сцен Марко Педрини идет по маршруту как ковбой, в то время как стоит штормовая погода. Команда прошла только три веревки, тем самым сделав мини-маршрут Cumbre, без забивания дополнительных шлямбуров. Тем не менее, фильм, который сняли в этих восхождениях — является одним из лучших документальных фильмов, когда либо снятых об альпинизме.

Маршрут Маэстри до сих пор остается наиболее «привязанным к стене» маршрутом. Чтобы снять эти шлямбура, одновременно страхуясь в небольших трещинах френдами и камалотами — это очень трудоемкий процесс, и неизвестно, будет ли он когда-либо завершен. Даже если это и случится, ничто не сможет восстановить изначальное состояние горы. И даже если это когда-либо произойдет, мы рискуем также потерять что-то еще — большее ощущение рельефа в первую очередь — то, что дает нам возможность столкнуться с природой так, как она есть, с текстурами и нюансами безудержных мечтаний альпинистов.

Автор статьи: Michael Kennedy

Перевод: Проект ALP

2 Комментариев

Добавить комментарий