Псел замечательная, живописная река, сплав на байдарке по которой – это одно удовольствие, масса положительных впечатлений. Именно поэтому я решил освоить маршрут от поселка Великая Багачка до Кременчуга.
Изначально я по железной дороге добрался до Миргорода, а там уже рейсовым автобусом до стартовой точки сплава. Байдарку собирал возле старой гидростанции – это был незначительный мой промах, как я сообразил позже. Уровень воды был выше плотины старой ГЕС, потому я избежал там обноса, хотя километром ниже меня ждал гидрорегулятор, являющийся по совместительству автодорожным мостом, который мне пришлось по левому берегу обносить. Великая Богачка запомнилась мне двумя большими обустроенным пляжами, базами отдыха, кафе, зеленым пешеходным подвесным мостом. Место явно пользовалось популярностью, как зона речного отдыха.
Ниже по течению, за шлюзом река заметно потеряла силу, стала уже, менее полноводной, но очень быстро ее вернула, не успел я пройти на байдарке и 20 километров. С левого берега несколько раз к реке подходили небольшие сосновые массивы, я также проплыл мимо расположенной на берегу реки базы отдыха, нескольких поселков. Русло обратно стало широким, разгулялся ветер, который гнал волны, мешал мне грести, забирал мои силы. Мне пришлось пару раз причалить к берегу, чтобы немного отдохнуть. У меня начали ныть руки от перенапряжения, ведь грести приходилось против сильного ветра. Продолжалось мое противостояние с ветром и рекой примерно до пяти часов, пока я не доплыл до поселка Остапъе, где расположилась действующая ГЕС. За это время я прошел два автодорожных моста, останки водозаборного сооружения, непонятно как сохранившиеся до сих пор, ведь это же отличный металлолом. На этом отрезке реки я снял несколько замечательных пейзажей красочной, холмистой местности, где на свободе росли огромные деревья. Таких великанов, как на берегу реки Псел в полтавской области, мало где увидишь, могу вас уверить.
Мне повезло, возле плотины я нашел человека, который мне помог переправиться через дамбу, причем обнос там довольно не простой, нужно пробираться через кустарник по извилистой тропинке, а под ногами ветки деревьев, камни, прочий мусор. Как я понял еще в первые дни своего сплава, Псел не слишком популярна среди байдарочников, возможно по тому, что на ней много плотин, мелей (особенно в конце лета), встречаются лесные заторы, плюс не редки сильные ветра, серьезно усложняющие сплав.
Как только я переправился через плотину, сплав пошел веселее, ветер мне практически не досаждал, течение стало быстрее, стремнины несли байдарке с завидной скоростью. Все же я понимал, что за день пройду от силы 70 километров из-за встречного ветра, который мне мешал с десяти часов утра до четырех дня.
В часе на байдарке от гидростанции находится живописное место, зона отдыха, где стоят несколько красивых беседок, одна, на сваях, возле самой реки, дальше стоят, вырезанные с дерева фигуры людей, сказочных героев, общим место замечательное. Расположено оно как раз там, где река Хорол впадает в Псел. Конечно же, я снял данное место на фотокамеру, вышло несколько отличных снимков.
С уверенностью могу сказать, что за последние три часа сплава я существенно сократил отрыв от моей дневной нормы в 100 километров за день. Река извивалась узким руслом среди высоких берегов, густо заросших деревьями различных лиственных пород, которые практически скрывали от меня небо, то есть байдарка шла сквозь живой туннель. Глубина была не более метра, хорошо просматривалось песчаное дно, утыканное останками деревьев, которые всосало в песок. Немало огромных деревьев покоилось в воде, но я всегда умудрялся их обойти по воде, обнос по берегу ведь забирает много времени и сил. Постепенно пейзаж вокруг стал меняться, русло стало шире, а берега, менее заросшие деревьями, более пологие, что мне было на руку, ведь приближалась ночь, необходимо было загодя найти место для ночевки. Вскоре я заметил с байдарки то, что искал.
В тот вечер я долго возился у костра, готовил гречневую кашу, потом заваривал чай, после неспешно ужинал у костра, а после просто сидел, грелся у огня. Спать я планировал ложиться не раньше полуночи. Место будто создано было для подобного туризма, тихое, удаленное от населенных пунктов, автодорог, баз отдыха, кругом полно было дров. При желании там можно было устроить дневку, но это было против моих правил, остатки крупы были брошены в котелок, сахара было от силы на два дня, а пряников только на день. К тому же я соскучился по домашней пище, такой как суп, борщ, картофельное пюре, котлеты, тому, чего был лишен практически неделю.
Проснулся я где-то около 6 утра, когда солнце практически рассеяло утренний туман. Завтрак решил отложить на потом, собрал спальник, остальные вещи, все аккуратно загрузил в байдарку и поплыл по течению в сторону Кременчуга. На седьмой день сплава припал обнос последней на моем маршруте гидростанции, большого лесного затора, одного старого понтонного моста, которым практически никто уже не пользовался. Я плыл вдоль высоких известняковых стен высоких меловых гор. Каньоны впечатляли своей красотой, растительность плотно покрывала их крутые, обрывистые склоны. Некоторые деревья росли просто на краю обрыва, было ясно, что расти им там оставалось недолго.
Где-то в середине дня я увидел огромные холмы, практически подходившие к берегу, причем их склон, поросший кустарником и травой, был вполне пригоден для подъема. Я уже давно мечтал забраться на такой вот холм, но все не получалось, то место было людное, то склон слишком крутой, а здесь берег был безлюден, я мог оставить байдарку без присмотра на 20 минут. Я захватил с собой только фотокамеру, предварительно заменив севшие аккумуляторы. Лезть наверх было нелегко, особенно под конец, там склон был особенно крут, треть пути я прошел на четвереньках, хватаясь за траву, кустарник, чтобы не свалиться вниз. Сверху вид открывался на реку, зеленые луга, красочные холмы. Была видна даже моя байдарка, крошечная с такой высоты. Я щелкнул более десяти снимков в этого 70 метрового холма. Слазить обратно, по правде, было сложнее, чем забираться вверх, но все же я благополучно спустился, быстро отыскал байдарку и поплыл дальше, довольный, что все хорошо закончилось.
Седьмой день прошел легко и интересно. Я практически не обращал внимания на усталость, боль в руках. Примерно часов в шесть пошел маленький цыганский дождь, который не причинил мне особого вреда. Плыть, несмотря на усталость, я решил, как говориться до упора, то есть до темноты, ведь чай можно заварить и по темноте, как я уже неоднократно делал. Уже под вечер я проплыл территория не действующего детского лагеря, в километре от которого находилась деревня.
Сразу за деревней, в каких-то 500 метрах по реке я присмотрел место для ночлега. Место моей ночевки находилось на противоположном от населенного пункта высоком береге. Байдарку, предварительно разгруженную, пришлось тащить на обрывистый двухметровый берег вверх дном, чтобы не повредить лодке шкуру. С другой стороны место для ночлега лучше трудно было отыскать. Данное место время от времени использовали для ночной рыбной ловли. Там был сделан столик, стояло несколько больших колодок, своего рода стульев, было искусно выложено из кирпича кострище, а вокруг была масса сухого валежника. Я при желании мог жечь костер ночь напролет, если бы захотел. Место было отлично защищено растущими вокруг деревьями от ветра. Костер загорелся сразу, с первой спички, я быстро накипятил на чай воду, после чего просто грелся у костра, прокручивал в голове все увиденное за день, строил планы на следующий день, как я надеялся заключительный день моего речного вояжа. Со стороны села до меня доносились песни, наверно гуляли свадьбу, пели народные песни, причем умело. У костра я посидел до одиннадцати часов, после полез в спальник, служивший мне постелью уже неделю, моментально уснул.
Утро восьмого дня на речке Псел было замечательное, было солнечно и безветренно, а мне больше от погоды ничего и не надо было. Закончив завтрак, я за несколько минут спустил байдарку на воду, перенес в нее свой вещи. На веслах я был в тот день с шести утра, очень хотелось до вечера добраться до Кременчуга, немного проплыть по Днепру.
В тот день ни ветер, ни дождь не препятствовали моему сплаву, погода была солнечная. Плыл я среди поросших деревьями каньонов, были места, где размеры гор просто поражали, пару раз мне пришлось проплывать под огромными глинистыми обрывами. Все это я естественно не забыл запечатлеть на фотокамеру.
Около полудня я уже был возле поселка, местного детского рекреационного центра, там я насчитал около трех оздоровительных лагерей, построенных еще в советские времена, как я понял по архитектуре построек. Сам поселок тоже был довольно большим, на берегу реки стояло немало симпатичных коттеджей, летних дач. Был там и совсем новый подвесной мост, небольшая пристань, я немного ниже по реке тянулась линия газопровода в сторону Кременчуга.
Река постепенно набирала силу, русло становилось все более полноводным и менее извилистым. Вот так я добрался до курортного поселка Потоки, известного красивой природой, пользующегося популярностью среди жителей окрестных городов. В Потоках через Псел проходит железная дорога, крупная автомагистраль. По трассе от этого дачного поселка до Кременчуга всего несколько километров, потому здесь всегда много отдыхающих, плюс расположено несколько баз отдыха, мини отелей, частных дачных домов.
В прошествии часа я увидел большую железобетонную пристань, на стене которой было написано предупреждение «не прыгать в воду». Наверное, еще лет 25 назад здесь курсировали речные пассажирские катера, грузовые баржи и так далее. В пять часов я уже плыл под автодорожным мостом, по которому бежала автотрасса Кременчуг-Комсомольск. От моста до места, где Псел впадает в Днепр примерно час, чуть больше пути на байдарке, хотя река здесь широкая, фарватер различается не четко, много плавней, островков из камыша. Все же я под вечер выплыл к Днепру, мне повезло, что погода была безветренная, иначе волны сильно усложнили мой сплав против течения в направлении Кременчуга. До конечной точки своего речного путешествия, пляжа возле огромного моста через Днепр, я добрался только через два часа. Летом дни длинные, потому я без спешки помыл, высушил лодку, после аккуратно разобрал и упаковал ее в чехол. От реки до центрального железнодорожного вокзала пример 45 минут ходьбы, причем у меня на плечах и в руках было около 50 килограмм поклажи, приходилось каждые 15 минут делать остановки на отдых. На вокзале мне ночевать не пришлось, уже через 2 часа я был в плацкартном вагоне, ехал в сторону дома.
Это было на то время самое продолжительное, сложное мое речное путешествие, однако маршрут я прошел, получил массу приятных впечатлений, новый опыт, как байдарочник. Удачи!