Как часто мы ломаем голову над тем как же лучше и объемнее сфотографировать тот или иной пейзаж, деталь рельефа, участок маршрута, угол крутизны склона, человека в движении. Но не хватает либо знаний, либо не позволяет само качество фото техники. Знакомо, не правда ли? Я не хочу вам давать много умных советов, потому как сама не являюсь профессиональным фотографом, но я могу раскрыть небольшой секрет того, о чем не догадываются порой профессиональные фотографы.
Не так давно я увлеклась фотографией и моя цель не просто качественно отобразить, например закат уходящего солнца, а раскрыть его индивидуальность, настроение, грусть или радость. У природы, как и у человека есть свой характер и настроение. Заметьте как переменчиво бывает море — то оно спокойно и радушно, то оно гневно пенится и штормит. Закаты тоже бывают ласковые и мягкие, а бывают злые и неприветливые, окутавшись снежными свинцовыми облаками, они могут предвещать сильную бурю и непогоду.
В мире фото искусства важна любая, даже самая мелкая деталь. Если вы фотографируете скалолаза, лезущего по красивому скальному маршруту, нужно фокусироваться не только на самом человеке, его движениях и позах. Нужен комплексный подход. Это значит, что снимая кадр за кадром, вы должны четко улавливать момент, освещение, позиции съемки, расстояние. Это технические моменты. Теперь скажем пару слов о художественной части. Итак, выбран объект — человек и скалы, точнее — человек на скалах, еще точнее — человек лезущий по сложным скалам. Отсюда уже можно начинать придумывать сюжет:
1) Выделяем цветовую гамму рельефа скал, зависящую напрямую от структуры породы, например, известняк, он светло-желтый как правило или серовато-белый. Итак, остановимся для примера на песочных тонах;
2) Переносим свое внимание на человека. Если он готов позировать вашей камере, тогда можно подумать о выборе цвета его одежды, например с желтыми или белыми тонами отлично гармонируют черные и красные тона. Если же человек не готов вам позировать, то придумайте альтернативу, возможно искусственно осветите скалы желаемыми оттенками света;
3) Рельеф и маршрут. Это очень важные детали, в первую очередь для скалолаза. Представим, что вы совершенно не смыслите в альпинизме и скалолазании. Вы просто любите красоту гор и фотографировать. Но для того, чтобы снимок получился выразительный, вам придется на некоторое время стать «скалолазом», да да, тем самым который сейчас будет лезть перед вашим фото объективом. Поэтому вам необходимо перед съемкой поинтересоваться о названии маршрута (как правило, каждое название несет в себе частицу романтики, что есть хорошим творческим стимулом для вас лично), затем расспросить о сложности маршрута, в голове сразу прикинуть приблизительный угол крутизны рельефа и подумать с какого ракурса его будет удобнее снять, чтобы потом это выглядело реалистично. Попытаться рассмотреть на рельефе какие-нибудь интересные детали для съемки, причудливые формы. И затем войти в образ самого скалолаза.
4) Объект человек. Это пожалуй, будет наиболее важная и сложная часть вашего фото сюжета. Нельзя снять просто лезущего сзади скалолаза, запечатлев на кадре лишь его сильные руки, гибкую спину и великолепно поставленные на рельефе ноги. Это не яркий, рекламный ярлык к товару, это живой образ, личность, имеющая свои переживания, характер и взгляд. Как я описала выше, вам необходимо слиться с этим человеком и рельефом скалы. Вы должны прочувствовать его страдания от физических усилий, радость удачи и досаду огорчений. Вы как фотограф, должны мысленно следовать каждому его шагу по рельефу и четко отображать все движения, выражение лица и характер настроения. Почувствуйте тоже, что чувствует скалолаз. Ваш фото объектив должен запечатлеть в итоге индивидуальный образ, персонаж, а не просто красивого скалолаза. И только тогда у вас получится «живая», красочная, полная переживаний фотография.
Делая вывод: рельеф, свет, цвет, человек — это совокупность того, что должно у вас еще в самом начале съемки нарисовать четкую картину в голове. Ну, и конечно же, хорошая качественная фото аппаратура — это 50% залога вашего успеха.
Но эти все советы хороши тогда, когда есть время, подходящее место и настроение «фотомоделей» для вашей фото сессии. А что делать, когда вы сами альпинист совершающий восхождение и при этом пытаетесь фотографировать окружающее вас. Тут пожалуй, вам поможет только интуиция, умение видеть красоту, чувствовать настроение напарника, искренне любить горы. Представьте, что перед вами обычное яблоко на столе. Обладая отличной фото аппаратурой и техническими знаниями искусства фотографии, но не умея при этом видеть красоту, у вас получится очень качественный профессиональный снимок — красивое красное яблоко на белом столе. Возможно даже, вы получите много денег за эту работу на какой-нибудь фото выставке, но это яблоко останется просто яблоком. Я называю такие фотографии «мертвые», потому что в них нет души. А теперь закройте на мгновение глаза и подумайте об этом яблоке, как о только упавшем с дерева на мокрую от росы траву, как его осветило первыми теплыми лучами солнце. Яблоко на фотографии должно теперь выглядеть, как молодая цветущая девушка с румянцем на щеках, умытая росой и купающаяся в утренних лучах солнца. Если вы сможете в своем образе воспроизвести такую картину, значит можно переходить к следующему этапу — искать аналогичное яблоко, на траве, под деревом.
А теперь попробуйте применить этот совет в горах. Не нужно фотографировать все подряд, ищите тот единственный момент, который тронет вашу душу, заинтересует ваше сознание и тогда фотографируйте. Слейтесь с природой в одно целое, тогда вы начнете видеть то, что порой не видят даже профессиональные фотографы. И совершенно не страшно, что у вас дешевая фото техника и нет достаточного опыта в фото искусстве. Мне когда-то все советовали, как начинающему фотографу — не «заваливай» горизонт, не лови «зайцев» (блики от солнца), не фотографируй бесполезные объекты, старайся, чтобы в кадр не попадали лишние детали, ставь защитные фильтры от яркого снега, чтобы потом фотографии не были «синюшные» и т.д. Но как-то раз мне один талантливый фотограф написал в письме пару строк. Он сказал: «Фотографируй все, что считаешь красивым, лови «зайцев» и «заваливай» себе на здоровье горизонт. Главное, чтобы когда ты фотографируешь — чувствовала душой то, что фотографируешь. Все остальные дефекты и ненужные детали сейчас можно легко подредактировать благодаря чудесам компьютерной техники.» И с тех пор я начала фотографировать не то, что вижу, а то что чувствую.
Надеюсь, что из этой статьи вы найдете хотя бы часть полезного для себя и возможно, даже воспользуетесь этим. И в завершении, предлагаю посмотреть великолепную фото подборку профессиональных фотографов, которые специализируются на съемке скалолазно-альпинистских тем. Всмотритесь в эти работы внимательно и подумайте о том, что хотел каждый художник передать в своей работе. Уделите особое внимание даже мелким деталям, освещению, выражениям лиц людей и гармоничности сюжета.
Автор статьи: Татьяна С. (04.03.10)
Галерея фотографа Dave Pickford:
Галерея фотографа Andy Earl:
Галерея фотографа Grit Flick:
Галерея фотографа Ian Parnell:
Галерея фотографа Keith Sharples:
Галерея фотографа Lukasz Warzecha:
Галерея фотографа Mike Robertson:
Автор статьи: Татьяна Сенченко (г.Киев)
Источник: Проект ALP
Спасибо, отличная статья. Не одного проф. технического совета, но по человечески коротко и ясно.
Приятная статья ))
статья ни о чем, а подборка фоток — приятная.
Ну значит Вы ничего не поняли из этой статьи. Тогда вполне обоснованно, что для Вас эта статья и ни о чем.
Спасибо автору за хорошую статью. Путь в ней нет технических советов типа «встаньте на расстоянии 5 ти метров», «сфокусируйте объектив так..», «подберите освещение» и прочее.. а главное, что в статье четко описаны чувства. Для меня тоже очень важно при съемке понимать свою фотомодель, потому как это живой человек со своими переживаниями и чувствами. А если вы не сможете понять настроение фотографируемого персонажа, то и фотография получится без пристрастная, безжизненная. А жизнью наделить результат — может только чувство.
А где авторские то фотографии? Без них это просто так, набор классных ЧУЖИХ фотографий! Тогда и пост надо назвать не советами, а по типу-«Знакомьтесь- фотографы, снимающие альпинизм/скалолазание».
дело в том, что я в начале статьи оговорилась, что я далеко не профессиональный фотограф, а статья для новичков. Пускай начинающие лучше смотрят примеры профессиональных фотографов — там ошибки сведены до минимума, да и фото аппаратурой хорошей снято. У меня к сожалению, техника дешевая, многие снимки действительно заслуживают внимания по сюжету, но качество оставляет желать лучшего.
Кое-что из моих самых свежих работ тоже можно посмотреть:
http://alp.org.ua/wp-content/uploads/2010/03/00001.jpg
Как-то очень похоже на Каменец :)
Совершенно верно, он самый Каменец, а фотография Сереги Иващенко, может даже знаете такого? :)
Маленький совет! Снимать скалолазание с нижней точки можно только в ограниченных случаях. Самая выиграшная точка съёмки-верхняя, но не прямо в «лоб», а немного сместясь вправо или влево от лезущего!
Удачи!