70 лет назад, 3 сентября 1933 года Евгений Абалаков взошел на пик Коммунизма (7495, тогда — пик Сталина, а ныне пик Исмоила Сомони) на Памире — самую высокую вершину ехСССР. Вершину штурмовала целая экспедиция, однако подняться на нее удалось лишь Евгению Абалакову. Во время подъема на вершину погибли двое участников экспедиции. Подъем проходил по самому простому маршруту — по восточному ребру.

В штурмовую группу во главе с Н. Горбуновым выходили шесть альпинистов: Е. Абалаков, Д. Гущин, А. Гетье, Ю. Шиянов и А. Харлампиев. При прохождении второго жандарма сорвался и погиб молодой председатель московской горной секции Н. Николаев, на высоте 5600 заболел Д. Ирале из вспомогательной группы. Его спустили на ледник в лагерь на высоте 4500, но, несмотря на усилия врачей, он умер. С большими трудностями были пройдены все шесть жандармов гребня. Заболев, Д. Гущин, Ю. Шиянов ушли вниз с высоты 6900.
На десятый день восхождения на маршруте, в лагере 6900, остались только трое альпинистов. Начался ураган, температура упала до минус 45 градусов. Палатки, установленные на высоте 6900 м., были завалены мощным слоем снега. Откопав себя, Абалаков в первую очередь оказал помощь товарищам, спася их от неминуемой, казалось, гибели. Во время длительной отсидки на 6900 заболевает А. Гетье. 3 сентября на восхождение выходят двое — Е. Абалаков и Н.Горбунов. Е.Абалаков — моложе и сильнее — уходит вперед и достигает вершины в одиночку. Н.Горбунов останавливается перед предвершинным взлетом в районе 7400.
Как рассказывает сын Евгения Абалакова Алексей Абалаков: «На высоте семи тысяч метров восходителей застала горная буря, свирепая, поэтому они остались наедине со стихией горной. Температура упала до минус 45 градусов. На Евгении, в основном, держался весь успех экспедиции. На его выносливость, силу, умение преодолевать скальный маршруты и тащить за собой участников экспедиции вверх, потому что предполагалось, что это будет массовое восхождение».

На вершину вышел только Евгений Абалаков. Через пять часов борьбы Евгений буквально на четвереньках преодолевает последние метры, при этом еще и водрузив на вершине Красное знамя и бюст Сталина. «Замерзшими руками делаю зарисовки панорамы окружающих вершин и хребтов, что явилось важнейшим и единственным документом расшифровки центрального Памирского узла»,— написал он затем в своем дневнике.
Восхождение на Пик Сталина было не просто выдающимся спортивным достижением. Это было задание Академии наук и Совнаркома СССР для комплексного изучения неосвоенных тогда горных районов Памира и Тянь-Шаня. Туда отправили специальный отряд, состоявший из лучших советских альпинистов. Зайдя на вершину, Евгений Абалаков сделал зарисовки и схемы ближайших ледников и хребтов. Была установлена автоматическая метеорадиостанция. Именно с 1933 года началось комплексное освоение Памира.
Евгений Абалаков одним из первых был удостоен звания заслуженного мастера альпинизма и впоследствии совершил еще десятки сложных восхождений. Его дневники были опубликованы в 63-м под названием «На высочайших вершинах Советского Союза».
Евгений Абалаков ушёл на фронт добровольцем, участвовал в битве за Москву, обороне Кавказа. Пройдя всю войну, многократно рискуя жизнью в горах, он погиб в Москве при странных обстоятельствах — в 1948 году отравился газом вместе с Юрием Арцишевским в московской квартире из-за неисправной колонки. Официальная версия смерти Е. Абалакова вызвала много вопросов сразу после смерти выдающегося альпиниста.
Материал подготовлен: Проект ALP
Перепечатка данного материала на другие ресурсы запрещена