Данная статья основана на тексте книги «Trad Climbing+», опубликованной автором Rockfax. Эта версия статьи написана Adrian Berry и Alan James, иллюстрации — Ray Eckermann.
При срыве на маршруте поглощение энергии падения происходит в первую очередь за счет растяжения веревки. В общих чертах, чем больше длина веревки, способной поглотить часть энергии падения, тем безопаснее срыв. Численно это можно выразить при помощи соотношения, известного как «фактор рывка».
Фактор рывка – это отношение высоты свободного падения к длине веревки, способной растянуться. Принцип таков: чем ниже фактор рывка, тем безопаснее срыв. Высота свободного падения сама по себе не важна, и в некоторых случаях более глубокие срывы безопаснее коротких, вопреки мнению большинства. Важно то, какое усилие прикладывается к верхней точке страховки, и тут в игру вступает фактор рывка. Большой фактор рывка (который может возникнуть при неглубоком срыве на первых метрах веревки) передает большее усилие, а маленький фактор рывка (возникающий при значительных пролетах, но и с большим запасом веревки) передает меньшее усилие на точку.

Иллюстрации ниже показывают несколько ситуаций с разными факторами рывка, с которыми вы можете столкнуться:
Факторы рывка в действительности
Понимание фактора рывка полезно для понимания того, как распределяется энергия падения, и того, что веревка не только останавливает сорвавшегося скалолаза, но и делает это мягко.
Примеры, приведенные выше, очень упрощены, и веревка в них проходит свободно сквозь все точки. В реальности, каждый изгиб, создаваемый веревкой при прохождении через карабин либо камень, уменьшает амортизационные свойства полной ее длины.
В примере слева, всего 4 двадцатиградусных изгиба веревки, образованных оттяжками, удваивают фактор рывка с 0.3 до 0.6 по причине указанного выше трения.
Точка с более сильным трением, скажем, выступ, выше которого поставлена точка, или нависание, на котором точки недостаточно удлинялись, могут точно так же удвоить нагрузку на верхнюю точку страховки – а это может привести к ее отказу.
Так безопасны ли длинные срывы?
Отнюдь, ибо есть множество других критических факторов, которые вам необходимо принимать во внимание. Чем больше вы летите, тем больше у вас шансов врезаться во что-то – не только в землю, это может быть и полка, и выступающая плита. Кроме того, чем длиннее падение – тем больше вас переворачивает.
Главное, что вам следует усвоить из фактора рывка – это то, что срывы на первых метрах веревки куда больше нагружают точку страховки, чем на последних метрах веревки, даже если вы срываетесь с небольшой высоты.
Если вы пролетаете ниже страхующего, фактор рывка может стать критично большим. Поэтому убедитесь в том, что ваши петли надежны, и дублируйте их при организации станций на мультипитчевых маршрутах.
|
Автор статьи: Rockfax
Адаптированный перевод: Роман Богуш (г.Херсон)
Источник перевода: Проект ALP
Публикация данного материала на других ресурсах запрещена!
Для полноты картины еще несколько широкоизвестных в общем-то моментов.
1. все сказанное выше актуально при срыве на станции на самостраховку. Выйдя на всю длину самостраховки выше станции, получим фактор 2 (не смотря на казалось бы небольшую высоту полеты). В реале несколько меньше — амортизация за счет затягивания узлов, нежесткости тушки сорвавшегося и пр. Но все равно — нужно иметь в виду, особенно любителям дейзиков и прочей суперстатики в качестве самостраха.
2. самый опасный срыв — на станцию. что можно сделать?
а) как минимум заложиться сразу на старте, выше станции. Даже если точка будет на пол-метра выше — это сократит полет на метр, т.е при срыве например с 2-х метров вместо фактора 2 будет фактор 1,67.
б) обеспечить себе запас веревки при старте:
пройти выше предполагаемого места станции, установив еще пару точек страховки, потом приспуститься и сделать станцию.
либо наоборот, сделав станцию, приспуститься на несколько метров ниже и страховать оттуда (это если со сменой ведущего). Или второй не доходит до станции эти же несколько метров, становится на самостраховку на связочную веревку, и выпускуает лидера оттуда (это без смены ведущего).
3. На простом (т.е. не вертикальном) рельефе бОльшую опасность может представлять удар об рельеф (полку и пр.), чем фактор рывка.