У большинства людей лучше всего развито зрительное восприятие, а у тех из нас, кто любит проводить время в горах, вероятно, эта способность развита лучше, чем у остальных. Мы «чувствуем» скалы и «слышим» звуки окружающего нас мира. Я уверен, что открывающиеся виды, являются решающим фактором, почему мы вновь и вновь возвращаемся на вершины.

Безусловно, фотографии пользуются успехом на сайтах, посвящённым горам. Виды, изображённые на снимках, позволяют каждому из нас, в некоторой степени, пережить время в горах.

Старая пословица «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» правдива. Сравните рейтинг статей на любом сайте. Рейтинг выше у той статьи, где лучше фотографии. Почему? Потому что люди воспринимают мир глазами, и фотографии «говорят» с нами.
Эта статья акцентирует внимание на важности качества освещения для получения хорошего снимка. Зритель хочет смотреть на хорошие снимки!

В ожидании нужного освещения возле «Изящной арки». Национальный парк «Арки»

Качество освещения

Качество освещения влияет на то, как мы реагируем на то, что мы видим, будь то пейзаж, здание, человек и т.д. Поскольку это происходит на подсознательном уровне, многие об этом даже не знают. Например, когда мы смотрим на снег, мы думаем, что он белый. Но если вы сделаете фотографию снега (с правильной экспозицией, конечно) и посмотрите на неё, то увидите, что снег какого угодно цвета, но не белый.

Перед восходом солнца

* Примечание: При просмотре кино можно заметить, как свет влияет на настроение. Когда вы в следующий раз будете смотреть фильм, обратите внимание, как режиссер, используя различное освещение, управляет настроением сцены и какое воздействие это оказывает на вас. Если кино и режиссёр хороши, т.е. могут втянуть вас в происходящее на экране, трудно остаться беспристрастным.

Качество света определяется его направлением, интенсивностью и цветом. Каждая из этих характеристик меняется каждый день, т.к. солнце движется по небосводу. Зная об этих изменениях света, используя преимущества этих изменений, можно улучшить свои снимки.

Направление

Поскольку солнце движется по небу, угол падения лучей на объект изменяется. Это очевидный факт. Но мы, как правило, забываем об этом.

Если вы совершаете долгий подход к горе с восточной стороны, и дело происходит утром, у вас будет возможность сделать снимки горы с подсветкой спереди. Остановитесь и сфотографируйте. Если вы сильно торопитесь на гору (а кто интересно не торопится) и думаете, что на обратном пути во второй половине дня вы сделаете интересные фотографии, то это не так. Солнце будет светить вам в лицо, а та часть горы, которую вы рассчитывали сфотографировать, будет в тени. Вы упустили свою возможность сделать хороший снимок.

В качестве примера приведу снимки одного и того же объекта (сосны жёлтой укрытой снегом), освещенного под различным углом – утром, после полудня и перед закатом. Обратите внимание, как изменение направления света влияет на «настроение» снимка. (Цвет света также влияет на настроение. Но об этом чуть позже).

Сосна жёлтая в утреннем свете

Сосна жёлтая снятая после полудня

Сосна жёлтая в лучах заката

Обратите внимание, как изменилось направление света. Сначала объект освещался с южной стороны (почти контражурное освещение (заднее освещение)) – на первом снимке. На последнем снимке мы видим освещение объекта с юго-западной стороны, солнце находится низко над горизонтом и фронтально освещает объект.

Можно делать интересные снимки при рассеянном освещении. Такое освещение позволяет запечатлеть то, что невозможно при направленном свете.

Снег при рассеянном освещении

Интенсивность

Интенсивность света изменяется в течение дня. Утром и вечером естественное освещение неяркое по сравнению со светом в полдень, когда солнце стоит над головой. Этот момент тоже очевиден.

* Примечание: Если представить атмосферу земли в виде фильтра, то можно сказать что этот фильтр уменьшает количество света, проходящее через него. Чем плотнее атмосфера (на уровне моря по сравнению с высокогорьем), тем меньше солнечных лучей попадает на землю. Поэтому когда солнце проходит по небосводу, его лучи проходят через атмосферу, слой которой до полудня уменьшается, а после полудня увеличивается – утром и вечером свет слабее, в полдень ярче.
Но если освещение слабое, это не значит, что вы не можете сделать хорошую фотографию. Просто сделайте больше выдержку. Многие цифровые «мыльницы», которые мы берём в горы, делают это автоматически (если настройки установлены правильно). Но! При очень низком освещении вам понадобится штатив, чтобы избежать шевелёнки.

* Шевелёнка («смаз изображения» или просто «смаз», «стряхивание», «сдергивание», «смазанность изображения» разг.) – дефект фотографии, при котором проявляется нечеткость изображения – смазанность снимка, возможно с несколькими четкими контурами, вызванная движением фотоаппарата (или объекта съемки) при экспонировании кадра.

Иногда интенсивность света падает из-за проплывающего облака по небу. Внизу вы видите 2 снимка, сделанных с разницей в 16 секунд (я фотографировал скалу из песчаника). И вы видите, какая разница.

Стена в тени

Стена в лучах солнца

Левая фотография, на которой песчаная стена находится в тени, создаёт настроение отличное от фото справа. На правой фотографии стена снята не только в контражуре, но также подсвечивается фронтальным светом, который отразился от рядом стоящей скалы из оранжевого песчаника.

Цвет

В начале и конце дня свет приобретает золотистый оттенок. И поэтому это время суток фотографы называют «золотой час». Поскольку в атмосфере находится пыль, то лучи света, проходя через атмосферу, преломляются и отражаются. Больше поглощаются лучи коротковолновой части спектра (фиолетовые, синие и голубые) и поэтому в ранние утренние и предвечерние часы в солнечном свете содержится значительно больше оранжевых и красных лучей, чем в середине дня.

Снимок утёсов над долиной Кэш (Cache Valley Wash) при неярком освещении. Фотография сделана возле «Изящной арки» за 35 минут до захода солнца

Многие из нас видели хотя бы один захватывающий восход или закат и могут оценить по достоинству «работу» атмосферы. Однако многие не знают о едва заметных изменениях света, которые происходят во время «золотого часа». Этому есть объяснение.

За свою жизнь мы видим столько всего, что мозг научился выравнивать изменения в освещении. Неважно на что мы смотрим, наш мозг «видит» подборку картин из прошлого, освещённых похожим образом. Другими словами, мы видим что-то усреднённое, основанное на нашем прошлом визуальном опыте.

Но если вы сделаете ряд фотографий одного объекта в ясный день и во время «золотого часа», и вы увидите изменения в освещении. Я сделал серию таких фотографий в национальном парке Арки в октябре 2007 года. Ясно можно увидеть, как меняется освещение в течение довольно небольшого времени, и какое «настроение» это придаёт каждой фотографии.

На этих двух фотографиях, снятых с разницей в 39 минут, легко можно заметить, как изменился цвет освещения.

До заката 30 минут

После заката прошло 9 минут

Внизу представлена серия из 9-ти фотографий, снятых в течение 39 минут. Обратите внимание, как изменяется цвет освещения.

До захода солнца 29 минут

До захода 11 минут

За 2 минуты до захода солнца

1 минута до заката

Прошла минута после захода солнца

3 минуты после заката

4 минуты после захода солнца

7 минут после заката

10 минут после захода солнца
Рассвет туманным утром

Когда вы фотографируете в горах во время своих путешествий, не спешите. Думайте о том, что вы хотите получить в результате, перед тем как нажать на кнопку. Не нажимайте кнопку фотоаппарата просто так.

Делайте несколько снимков одного объекта в разное время. Это даст вам шанс получить то, что вы задумывали.

Ждите нужное освещение

Даже если вы делаете фото-дневник похода или просто снимаете маршрут, задумайтесь об освещении. Может стоит немного подождать пока оно изменится. Снимайте фотографии, а не «фотки». Есть свой плюс в том, что вы учитесь создавать фотографии. Чем больше вы узнаёте о фотографии, тем больше вы замечаете интересного вокруг себя, когда вы не фотографируете.

Свет – направленный, отражённый, преломлённый
Скалы, снятые в солнечное утро

Автор статьи и фото: Michael Hoyt

Оригинал статьи: http://www.summitpost.org/waiting-for-the-light/361791

Авторский перевод: Наталия Степанова (г.Киев)

Источник перевода: Проект ALP

На этот перевод статьи распространяется закон об «Авторском праве». Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта!

От admin

Один комментарий к “В ожидании освещения. Советы тем, кто фотографирует в горах (и не только)”

Добавить комментарий