Эта история случилась в августе 1997 года, когда группа альпинистов поднималась на Эльбрус. Что могли увидеть восходители на горе, кроме бесконечных снежных склонов? Тяжелый внедорожник на высоте 4900 метров, ползущий вверх к вершине. Это был тот самый легендарный внедорожник с необычной альпинистской судьбой, слава которого не меркнет до сих пор в джиперской среде.

Легендарное восхождение автомобиля (Land Rover Defender-90) на одну из самых высоких вершин Европы готовилось около года. Люди сами прошли весь путь, по которому должен был проехать автомобиль, примеряя гору к машина и внедорожник к горе. Они сделали всё, чтобы совершить это практически невозможное восхождение. Нужно было учесть глубокий снег, лёд, каменистый грунт, крутые склоны, осыпи, промоины, трещины и другие сложности горного рельефа.

Конструкция внедорожника претерпела множество изменений, он был снаряжен различными техническими приспособлениями, и к старту его вес составлял 2100 кг. Ему предстояло померяться машинными силами с суровым Эльбрусом и стать своеобразным железным альпинистом.

Восхождение давалось команде тяжело: физическое и психическое перенапряжение, хроническая усталость и горная болезнь.
Страдал и внедорожник — горела силовая проводка, лопались полуоси, ломалась лебедка – крупные и небольшие поломки происходили постоянно. Эльбрус испытывал на прочность металл и людей.

Для увеличения скорости подъема автомобиля команда использовала проверенный метод водителей грузовиков — барабанами самовытаскивания. К передним колесам  прикрепляли дополнительные диски, на которые наматывали трос, закрепленный впереди на страховочных трубах, вставленных в скважины во льду.

Поражаясь ремонтопригодности «Defendera», участники прямо на снегу меняли полуоси колес, редуктор рулевого управления, раздаточную коробку и сгоревшую лебедку, на которую приходилась основная нагрузка. За ночь машину заносило так, что приходилось не только откапывать ее снаружи, но и вычищать мокрый снег из воздуховодов, чтобы запустить двигатель.

44 дня длилось восхождение внедорожника и команды. 13 сентября 1997 года начался штурм последних метров, лендровер достиг высшей точки и взял высоту 5621 метр.

13 сентября в 20.00 на восточную вершину Эльбруса (5621 м) вместе с автомобилем Defender поднялись 8 человек, среди которых 5 альпинистов: Константин Брусков, Александр Коваль, Александр Копылов, Андрей Леонтьев, который заменил получившего травму Василия Елагина; два водителя профессионала: Олег Богданов и Николай Никульшин и представитель фирмы «Автодом» Сергей Бабенков.

О своих впечатлениях рассказывает капитан команды и разработчик автомобильной части проекта Олег Богданов:

«44-й день. Высота 5300 метров. Седловина между двух вершин. После двухдневной пурги, которую мы пережидали кто в палатке, кто в пещере, разъяснило. Начался финальный штурм. Это уже напоминало упорство маньяков. Каждый в этой связке с автомобилем представлял собой сгусток натянутых до предела нервов и звенящей от перенапряжения воли. И когда автомобиль перевалил через край вершины, пришла полная апатия. Мы обнимались, прыгали, но радости не было. Я понимал, что все – это высшая точка Европы и России, сделана работа, но из-за безмерной усталости на эмоции уже не хватало сил. По законам плоского мира этого не должно было случиться, но 44 дня мы жили в вертикальном мире, и по этим законам Эльбрус уступил нам.»

Этот рекорд был занесен в книгу рекордов Гиннеса.

Land Rover Defender-90 на вершине Эльбрусе, 13 сентября 1997 г.
Land Rover Defender-90 на вершине Эльбрусе, 13 сентября 1997 г. (Фото: Олег Богданов)

Целый месяц пробыл на вершине Эльбруса «железный альпинист». Только через месяц команда вернулась за ним. Но Эльбрус не простил машине такой славы, и почти сразу при спуске на высоте 5500 м лендровер разбился. Водитель не справился с управлением. Пострадавших среди участников команды не было, но машина уже не подлежала восстановлению.

О команде:

Александр Абрамов — автор идеи и разработчик альпинистской части проекта. Профессиональный альпинист, директор международного центра экспедиций «Риск», организатор и участник первого в России проекта «7 вершин», действительный член Российского Географического Общества при Академии Наук. В 2000 году руководил экспидицией на Эверест (8848 м), Китай, Тибет и команда добилась успеха, покорив эту вершину!

Олег Богданов — разработчик автомобильной части проекта. Журналист, водитель-испытатель и профессиональный автогонщик. Организатор и участник рекордно-скоростного авторейда Москва – Лиссабон (5000 км за 45 часов) и автомарафона через центр Сахары — Москва – Лагос.

Николай Никульшин – профессиональный водитель из Заполярья, он в 1989 году прошел в одиночку на УАЗе-469 от Мыса Шмидта (Чукотка) до Москвы (14000 км). В 1993 году он спас британскую автоэкспедицию Дика Кризи, направляющуюся к Берингову проливу. В экспедиции на Эльбрус с ним был и его 17-летний сын Алексей.

Александр Копылов — профессиональный спасатель, москвич. На его счету десятки спасенных людей.

Сергей Бабенков — руководитель проекта, представитель компании «Автодом».

Также в общей связке шли опытные альпинисты: Василий Елагин, Константин Брусков, Александр Коваль и Андрей Леонтьев.

Таким образом, прославленный Land Rover Defender-90, завоевавший впервые в мире высочайшую вершину Европы и попавший таким образом в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса под рубрикой «Наиболее высокогорное восхождение в мире», отказавший по дороге вниз и снова попавший в ту же книгу, но уже в номинации «Наиболее высокогорная авария». Внедорожник так и не смогли за столько лет снять  со склонов Эльбруса. До сих пор его останки покоятся грудой металла под вершиной.

Фото: Олег Богданов
Фото: Олег Богданов
Land Rover Defender-90 на Эльбрусе, 13 сентября 1997 г.

Материал подготовили: Проект ALP

От admin

6 комментариев для “Внедорожник на Эльбрусе”
    1. В 1966 году на Эльбрус заехал мотоциклист (один, без команды) на мотоцикле собственной конструкции. В середине 1990-х на вершину Эльбруса заехали (бооольшаяя команда поддержки) на еще одном мотоцикле — оригинальной, полноприводной конструкции.
      в 1974 году, без всякой помпы, на вершину Эльбруса поднялась команда на УАЗках — три машины (две на колхозных и один на вояках) и 15 человек. В отличие от «Ведровера» УАЗки были в стоке — разве что шиша поставили пошире штатных. На одном была лебедка, но ей не пользовались. И, в отличие от «Ведроверцев», благополучно спустились вниз.
      Ну и до кучи, УАЗки на подъем не шли порожняком — попутно закинули наверх снаряжение для спасателей…

Добавить комментарий