Кичик-Алай — это восточная часть Памиро-Алая, который в западной части называется Фанами :), потом идет Матча и Высокий Алай, а на востоке — Кичик-Алай (или Малый Алай).
Район по азиатским меркам не высокий — высшая точка пик Чон-Кумтор (пик Скобелева) 5051, и достаточно несложный — основная масса перевалов до 2А-2Б, высоты от 4000 до 4800. Из виденного ранее больше всего похож на Южно-Чуйский хребет, но на километр выше. Большая часть ночевок у нас была на уровне 4000 м.
Район относительно новый, интенсивно осваивается последние 10 лет, хотя были походы и раньше — многие перевалы в последние годы «первопроходились» по второму разу.
Наш короткий (7-8 дней) поход был акклиматизацией перед топтанием склонов пика Ленина. Идея маршрута — пересечь хребет с севера на юг, зайти на пик Скобелева, а так же посетить озера Дамджайлоо. В итоге пройден маршрут:
д.р. Ак-Арт — пер. Ак-Арт (1Б, 4500) — пер 4150 н/к — пер. Обходной (1А, 4200) — истоки р. Карасиль — пер. Спартак (2А, 4650) — озера Дамджайлоо — пер. Кекджар (н/к) — д.р. Кекджар — пик Чон-Кумтор (пик Скобелева, 1Б, 5051) — д.р. Кашка-су
День 1.
Утром прилетели в Ош, в обед выехали на двух внедорожниках, успев закупить и распределить продукты, собрать заброску на МАЛ. Начало маршрута — долина Ак-Арт, одноименное поселение.
Ехать около 100 км — по азиатским меркам рядом, но вторая часть пути, по долине Чиле, идет по грунтовке, которая периодически размывается, заносится селями и т.п.

Добрались без приключений, и даже заехали чуть выше, чем планировали. Пройдя пару километров, становимся на ночевку в живописном месте на берегу реки. Рядом набитая тропа, по которой вниз по долине бредут коровы.

День 2.
Ближайшие два дня — подход по долине реки Ак-Арт под одноименный перевал, нужно набрать более 2 км, от 2400 до 4600. Долина дстаточно длинная, поэтому набор плавный, по хорошей тропе. Нижняя часть покрыта арчевым (вид можжевельника) лесом, временами кажеться, что идешь где-то в Крыму :). По пути проходим несколько кошей.

Обедаем под взлетом ригеля, по хорошему здесь нужно было бы и заночевать. Но еще рано, поэтому после обеда два перехода премся вверх, мимо водопада — на следующую ступень долины.

Высота ночевки порядка 3500. Погода пока радует.
День 3.
Снова вверх по долине — тропа похуже, но набор так же плавный.

Думали, цивилизация уже закончилась — но под самой мореной ледника пасуться лошади. Впрочем, через наш первый перевал Ак-Арт (1Б, 4500) когда-то проходил караванный путь.
К обеду выходим под ледник и становимся на песчаных площадках. Получилась полудневка, но спешить не стоит — и так высота уже более 4000. После обеда погулки по окрестностям, домино и прочие прелести высокогорного безделья.

День 4.
Наконец-то началась обещанная непогода ;) — с утра дождь и туман, выходим около 11. Подъем по пологому открытому леднику, потом осыпной взлет (и где тут обещанная тропа ??) — и мы на седловине.
Южные склоны хребта более крутые, практически бесснежных и по-азиатски разноцветные.
Нам нужно обогнуть отрог и, не спускаясь в долину Восточного Кичик-Алая, выскочить под следующий перевал — Н/К, 4150 после которого еще один перелаз в обход каньона (1А, 4200, Обходной). Перевал Кичик-Алай ничего примечательного из себя не представляет, н/к как н/к — пологий травянистый взлет, широкая седловина. Погода радует :)
Перевалив в верховья правого притока р. Карасиль, начали подъем на отрог — как оказалось, слишком рано, все-равно на ночевку пришлось спускаться к реке. Зато были вознаграждены видами на верховья каньона.
Вид на в. 4898: большинство вершин в районе безымянные (и нехоженные), исключение — район а/л Киргиз-Ата, осваивавшийся, судя по всему уральцами — чего стоят названия Легендарная Магнитка или Челябинский Рабочий :)
День 5.
Утро порадовало выпавшим за ночь снегом, хорошей погодой и шикарными видами :)

Вылазим на перевал Обходной — седловины как-таковой нет, гребень можно перевалить в любом месте. Каньон, кстати, вполне проходим, но тропа выходит в долину гораздо ниже — а нам надо наверх, к перевалу Спартак.

Спустившись с перевала, начинаем подъем вверх по долине по многочисленным скотским тропам. Выше есть два пути — или по моренам (как пошли мы), или по тропе, идущей высоко по правобережному склону.


Поскольку район не очень посещаем (по сравнению например с Кавказом), тропы (скотские и пастушьи) есть в основном на зеленке — выше, на моренах — бездорожье. Стоянок в верховьях тоже немного.
Мы нашли место на правобережной морене, и очень во-время — традиционный снег и туман до самого вечера.
День 6.
С утра несколько распогодилось, идем на перевал Спартак, 2А.

Перевал не лавиноопасный — подъем проходит по контрфорсу. Да и в сравнении с описаниями, в этом году снега немного. Крутизна до 40 град, но снега достаточно, идем без связок, придерживаясь скальных выходов.
За перевалом находится изюминка похода — озера Дамджайлоо. Их там 7 или 8 штук. Верхнее озеро, ниже — Двойное.
Спуск идет по боковой долинке к Двойному озеру — прямо сбросы. Погода испортилась — дождь, туман. Группа растянулась — на мокрых камнях не все идут уверенно. Наконец выходим к Двойному, находим место под палатки — и, о чудо, — снова солнце.
Очередная фотосессия — на этот раз озера Дамджайлоо.
Внизу Алайская долина и за ней массив пика Ленина.
Это нижние озера. Слева видна седловина нашего следующего перевала Кекджар.
День 7.
Следующий перевал — снова н/к, Кекджар — в одноименную долину. Широченная седловина с высокогорной тундрой.
Спуск в долину Кекджар.
Дальше нам в боковое ущелье. По бортам — скалы с водопадами, чувствуется, что Алай, хоть и маленький :) В этом месте характер и окрас скал очень напоминает Фаны.
Постепенно подходим к леднику, …
…а потом и в верхний цирк. Высота ночевки — около 4800, на заднем плане пик Скобелева..

Вечер порадовал закатом …
… а утро — сносной погодой.
День 8.
Пик Чон-Кумтор (пик Скобелева), 5051 — высшая точка района. С юга с ледника (через перевал Седло Скобелева) самый простой путь — 1Б.
Выходим после легкого завтрака, восхождение и спуск заняли чуть более 2 часов. Собираемся и бежим вниз, обед ниже ледника.
Дальше нам вниз по Кекджару, а потом по Кашка-су. По пути нас догнал дождь, гроза — не останавливаясь, бежим вниз.



Становимся на ночевку в долине Кашка-су. Вечером в гости пожаловали коровы, весьма наглые — пришлось обороняться. Так же при постановке модной однослойки Mountain Hardware сломали стойку.

День 9.
Выход в цивилизацию — вниз по долине Кашка-су в одноименый поселок.
Азиатские контрасты — болото в долине и сухие склоны.
Местный колорит.
В поселке мы пообедали, и на удивление легко нашли транспорт на МАЛ.

Вечером мы уже были на МАЛе…
Автор статьи: Леонид Смидович (г.Харьков)
Материал предоставлен автором для: Проект ALP
красивые виды.
Если б ещё было попроще туда лететь… не говорю уж про цены.
А то ж Непал и то ближе 8=-)
Из Средней Азии один из самых доступных — самолет Москва-Ош, и там 3-4 часа на машине. Ближе только Алла-Арча (из Бишкека) и Северный Тянь-шань (Алма-Аты).
С учетом пересадки в Москве — двое суток от порога до гор. По деньгам — ну думаю баксов 700 дорога туда-обратно, если самолет сильно не вздорожал.
Непал от дома до гор не ближе и не дешевле (даже если как некоторые лететь за 600 баксов туда-обратно).
Другое дело, что в Средней Азии это конечно не самый зрелищный район — масштаб все-таки не тот.